Роль малого и среднего бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
-раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;

Файлы: 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 55.50 Кб (Скачать)

Действительно, в большинстве капиталистических  государств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях, А для некоторых стран эта доля значительно выше.

Развитие  малого и среднего бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию  разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется  сложный синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес — это  скелет, ось современной экономики, то все многообразие среднего и мелкого  предпринимательства — мышцы, живая  ткань хозяйственного организма. Это  один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального  продукта.

Развитие  малого и среднего бизнеса несет  в себе множество важных преимуществ:

  • увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  • рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
  • селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
  • создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
  • трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
  • подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
  • разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
  • косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими ;
  • ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
  • мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие; при этом владельцы стремятся экономить и пускать капитал в оборот, даже если их доход невелик);
  • улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Роль  мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые  он решает в экономике. Небольшие  фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие  «этажи» хозяйства и который  во многом предопределяет архитектуру  всего здания. В первую очередь  это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний.

Для экономики  в целом деятельность мелких компаний оказывается важным фактором повышения  ее гибкости. По уровню развития мелкого  бизнеса специалисты даже судят  о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом  и без существенных капитальных  вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь — для беднейших слоев, составляющих большинство населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Глава 2 Тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане

2.1 Этапы  формирования предпринимательства  в Республике Казахстан

 

Формирование отечественного частного предпринимательства в Казахстане началось с первых лет независимости - в период жесточайшего товарного дефицита, гиперинфляции, снижения жизненного уровня населения. Это было время трудных решений. В экономике преобладала государственная собственность. Полностью отсутствовала законодательная база для развития рыночных отношений. Действующие законы носили репрессивный характер по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. И самое страшное – в общественном сознании предпринимателя воспринимали только негативно как спекулянты, эксплуататора, расхитителя общенародного достояния.

Малый бизнес, как таковой, существовал  в Казахстане задолго до появления  частной собственности. Первые массовые, легальные виды его проявления приходятся на конец 80-х годов, когда появились кооперативы и молодежные центры. Но малое предпринимательство существовало значительно раньше, хотя его не принято было так называть. Самые распространенные примеры его проявления - это вещевые и колхозные рынки, а также частный извоз. Определенная категория людей на торговых операциях обеспечивала свой доход, причем для многих эти заработки были основными. Все вышеперечисленные виды бизнеса не имели никакого официального прикрытия. В уголовном кодексе, наряду со статьями, карающими за совершение краж и убийств, были статьи, карающие за занятие предпринимательской деятельностью [4, c.56].

Но не взирая на все существовавшие запреты, спрос в условиях тотального дефицита давал мощную подпитку к процветанию различных форм предпринимательской деятельности, в том числе и подпольного бизнеса. В то время у бизнеса было два способа самосохранения. Один из них – покровительство влиятельных людей. Второй способ - это взятки. Естественно, что находиться постоянно под прессом закона было малоприятно, поэтому деловые люди искали различные способы хотя бы какой-то легализации.

И в то время существовали прообразы  рыночных структур, которые не были государственными и занимались бизнесом. Это, например, потребительская кооперация, которая имела своих пайщиков и сеть заготовительных контор и  кооперативных магазинов. Это были артели по добыче золота и других драгоценных  металлов, которые имели относительную  свободу для предпринимательства. Свои предприятия имели различные  общества инвалидов, например глухих и  слепых. К малому бизнесу тех времен можно также отнести и студенческие строительные отряды.

Движение студенческих строительных отрядов курировал комсомол. Поэтому  не удивительно, что первые массовые прообразы рыночных структур, появившиеся  в конце восьмидесятых годов, были пролоббированы именно комсомолом и возникли в форме молодежных центров при различных комитетах комсомола, от заводского до ЦК. Практически частично был легализован ранее существовавший теневой бизнес, а частично закладывались основы современного предпринимательства в сфере мелкого, среднего, и крупного бизнеса.

Начиная с начала 90-х годов, момента  приобретения Казахстаном суверенитета, государство достаточно часто меняло правила игры, предоставляя налоговые льготы каждый раз разным категориям предпринимателей. В результате происходили постоянные массовые "перетоки" из одной формы малого предпринимательства в другую. Кооперативы перерегистрировались в товарищества с ограниченной ответственностью, а затем в индивидуальные частные предприятия, которые вновь, в связи с изменившейся нормативной базой и налоговыми льготами, становились частными предпринимателями и обществами с ограниченной ответственностью.

К сожалению, следует констатировать, что и более чем через десять лет реформ нельзя говорить о достаточно стабильной нормативно-правовой и организационной  основе функционирования малого предпринимательства.

Первый серьезный скачок предпринимательской  активности наблюдался в период с 1991 по 1993 годы. Это можно объяснить  развалом экономических связей между  крупными предприятиями некогда  союзных республик, когда в результате остановки предприятий высвободилось  значительное количество рабочей силы. Бόльшая часть из этих людей были вынуждены искать себе применение в сфере частного предпринимательства, зачастую в торговле. Однако, первые предприниматели имели смутное представление о бизнесе, что вкупе с макроэкономическими потрясениями того времени и неподъемными налогами привело к банкротству многих из них. Очевидным свидетельством этому является резкое сокращение числа предприятий малого бизнеса в период с 1994 по 1996 годы.

Новый виток развития предпринимательства  совпал с достижением макроэкономической стабилизации в стране – снижение уровня инфляции, укрепление национальной банковской системы, приватизация ряда крупных предприятий, принятие основополагающего закона, регулирующего предпринимательскую деятельность. Именно в этот период наблюдается значительный рост количества малых предприятий и численности занятых на них.

На протяжении всех этапов несколько  раз менялась нормативно-законодательная база, регулирующая различные аспекты хозяйственной деятельности малого бизнеса, и соответственно изменялись формы и методы его государственной поддержки.

При этом стоит отметить, что проблемы, препятствующие развитию рассматриваемого сектора экономики, усложнялись  по мере развития самого малого бизнеса  – от трудностей с доступом к  сырью и производственным площадям в 1986 году и до недостаточной развитости объектов рыночной и производственной инфраструктуры в 2000 г.

Сложившаяся отраслевая структура  малых предприятий практически  не меняется в последние годы. Из общего количества действующих субъектов  малого бизнеса доминирующее положение  занимают сферы торговли, ремонта  автомобилей и изделий домашнего  пользования 40,5% от общего количества, действующих в сфере малого бизнеса  с суммарной численностью занятых 163,6 тыс.человек (31% от общей численности занятых в малом бизнесе).

Таким образом, до перехода к рыночным отношениям базовую основу экономики Казахстана составляли крупные промышленные гиганты; малый бизнес не входил в сферу государственных интересов. Однако в период трансформации плановой экономики малое предпринимательство явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства.

За годы рыночных реформ предпринимательский  сектор занял заметное место в  обществе, таким образом была достигнута главная стратегическая цель: возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики, для чего государством созданы необходимые условия.

Если  рассматривать развитие предпринимательства  на современном этапе, то можно отметить следующее. В Республике Казахстан по состоянию на 1 января 2010 года всего зарегистрировано 1 084 170 субъектов малого предпринимательства (СМП), на 1 января 2009 года – 1 001 376 СМП, что на 8% больше показателя прошлого года.

Из зарегистрированных субъектов юридические лица составляют 213 454, индивидуальные предприниматели – 676 736, крестьянские хозяйства – 193 980.

От общего числа зарегистрированных СМП, 741 088 являются действующими, что составляет 68,4 %.

Наибольшее  количество действующих СМП приходится на торговлю, ремонт автомобилей и бытовых изделий – 36,6 % и сельское хозяйство – 23,0%, данный показатель по промышленности составляет 3,1 %.

В разрезе  регионов наибольшее количество действующих  хозяйствующих СМП приходится на Южно-Казахстанскую область – 15,5 %, город Алматы – 14 % и Восточно-Казахстанскую область – 8,7 %. Наименьшее – Кызылординская область – 2,6 %, Мангистауская область – 4%. По г. Астана данный показатель составляет 6.7%.

При этом, анализируя показатели количества СМП  с учетом плотности населения  регионов, следует отметить, что  лидерами по количеству действующих  предприятий малого бизнеса и  индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей являются города Алматы, Астана, Атырауская и Мангистауская области. По количеству крестьянских хозяйств, наибольшее число в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.

Таблица 1 – Динамика развития малого и среднего бизнеса в 2009 году

 

1.01.2009 г.

1.04.2009 г.

1.07. 2009 г.

1.09.2009 г.

Численность занятых в малом предпринимательстве (СМП) (человек)

1 842 424

1 777 003

1 619 668

1 734 437

Количество субъектов (СМП) (активных), (един.)

742 950

661 314

559 322

618 903

Индекс физического объема по выпуска  продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года)

 

январь-март 102.1%

январь-июнь 106.1%

январь-декабрь 101.9 %

(оперативные данные на 1 января 2010 г. -101.9 %)


 

Из представленных данных таблицы 1 видно, что индекс физического  объема по выпуску продукции СМП  неуклонно снижается и по оперативным  данным по состоянию на 1 января 2010 года составил 101.9 % к соответствующему периоду прошлого года.

В региональном разрезе наибольшая доля занятых  в СМП в общей численности  занятых приходится на гг. Астана – 40,7% и Алматы – 42,9% и Жамбылскую область – 28,1%. Это говорит о высокой концентрации бизнеса и его активности в данных регионах. Доля малого предпринимательства в ВВП страны за 2010 год составила 20.2 %.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в экономике