Роль малого и среднего бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является описание преимуществ и недостатков индивидуального предпринимательства.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- раскрыть сущность предпринимательства;
-раскрыть тенденции и проблемы становления и развития предпринимательства в Казахстане;

Файлы: 1 файл

эконом теория курсовая.docx

— 55.50 Кб (Скачать)

2.2 Факторы, влияющие на развитие  предпринимательства

 

Можно выделить ряд факторов, негативно  влияющих на развитие предпринимательства.

Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части  субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных  инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.

В то же время недостаточный уровень  фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.

По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно  доступным методом накопления собственных  финансовых средств. Доход субъектов  малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.

Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней - это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней - выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка [7].

Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается  острый дефицит квалифицированных  кадров для малого бизнеса в области  инженерно-технических и рабочих  специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость  углубления экономических, правовых и  институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке  малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства  определены основные направления поддержки  малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы  общественных институтов, которые будут  стимулировать частный сектор к  созданию производств с высокой добавленной стоимостью.

 Правительство проводит углубленную  политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.

Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление  сегментации крупных малоэффективных  производств и создания на их базе малых предприятий.

В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных  и нормативных актов при центральных  исполнительных органах созданы  Экспертные советы по вопросам поддержки  и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители  общественных объединений предпринимателей.

В целом в настоящее время  упрощен порядок регистрации  субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права  на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных  органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

В Казахстане произведен независимый  мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых непреодолимы.

Среди 150 административных барьеров - привлечение иностранной рабочей  силы, таможенные процедуры для субъектов  малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных - более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 12%.

Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса  показывает, что слабые стороны практически  не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан  на период до 2030 года.

- Отсутствие  четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.

- Противоречивость  законодательных и нормативных  актов.

- Проблемы  доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового  механизма).

- Отсутствие  эффективного механизма кооперации  с крупными предприятиями, условий  для развития франчайзинга.

- Отсутствие  у начинающих предпринимателей  знаний и навыков работы в  рыночных условиях, их правовая  неосведомленность. 

- Бюрократизм,  коррупция, вымогательство.

- Слабость  и фрагментарность инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства. 

- Жесткая  налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.

- Повышенная  чувствительность малого предпринимательства  к экономическим изменениям.

- Низкий  уровень специализации малого  предпринимательства, недостаточный  уровень необходимого информационного  обеспечения.

Принятые  в последнее время усилия со стороны  государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.

В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч  нормативных актов, принятых на местном  уровне. Немалая часть подзаконных  актов противоречат действующим  законам, да и в самих законах  встречаются несоответствия, что  создает большие трудности в  повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.

Сегодняшнее внимание к проблемам малого и  среднего бизнеса обусловлено процессами происходящими в обществе.

Если  характеризовать современный казахстанский  бизнес, то необходимо представлять перед  собой пирамиду, где в основании  СМП без создания юридического лица – это 455 тысяч индивидуальных предпринимателей и 169 тысяч крестьянских фермерских хозяйств. Второй уровень - 120 тысяч юридических лиц - малых предприятий, третий уровень 11 тыс. средних предприятий и на вершине 2 тыс. крупных предприятий.

Самой главной  качественной характеристикой является отраслевая структура МСБ, где наиболее характерными видами экономической  деятельности является торговля и сфера  услуг. При этом только 4% СМП в сфере строительства, и всего 3% - в сфере промышленности, при этом, если сравнивать экономический и социальный эффекты данных отраслей, он намного выше: 3% промышленных предприятий, обеспечивают 6% занятости и 10% вклада в ВВП. Сельское хозяйство представленное крестьянскими хозяйствами выполняя огромную роль в занятости населения характеризуется самой низкой производительностью труда занятого населения, в 2009 году выработка на 1 занятого составила 545 тысяч тенге, а в торговле она не достигла миллиона тенге и составила 941 тысячу.

Одной из причин, сложившейся ситуации является постоянное направление основных кредитных  ресурсов в данные сферы. Если сравнивать структуру выпуска продукции  на 1 января 2009 года и структуру банковского кредитного портфеля на эту же дату, то можно увидеть, что из за перефинансирования торговых операций, складывается недофинансирование промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Складывающийся дефицит финансовых ресурсов в данных отраслях не дает возможности диверсифицировать малый бизнес и усилить его роль в экономике государства. Также следует отметить, что по объектам кредитования в ссудном портфеле БВУ наибольшая доля принадлежит кредитам на пополнение оборотных средств. Она превышает долю кредитов на приобретение основных средств более чем три раза.

Заключение

 

Переход к рыночной экономике - длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт показывает, что все  глобальные социально-экономические  реформы, связанные с коренной ломкой ранее действующей хозяйственной  системы, неизбежно сопровождаются значительным снижением уровня производства и, соответственно, потребления. Эта  закономерность требует разработки действенной и эффективной экономической  политики на основе выбора оптимального варианта стратегии и тактики  осуществления экономической реформы.

С приобретением  полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном  стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта  и специфики республики.

Многочисленность  предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество  и конкуренцию, выступает известным  гарантом сдерживания монополистических  тенденций, инфляционных процессов, роста  безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи  современному предпринимательству.

Исходя  из проведенного анализа следует отметить, что в последние годы в Республике Казахстан предпринимательство получило динамичное развитие.

В настоящее  время предпринимательство в  Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого  внимания требует развитие внутреннего  рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Среди новых  предпринимательских структур резко  увеличилось количество акционерных  обществ, созданных в процессе реорганизации  государственных и муниципальных предприятий, инвестиционных фондов и компаний.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что отличительная черта в  развитии предпринимательства в  Республики Казахстан то, что оно  рассматривается как долговременный, один из ключевых факторов развития экономики.

Дальнейшее  развитие малого бизнеса, использование  инновационного потенциала малого предпринимательства, его стимулирование, развитие таких  форм взаимодействия, как подрядное  кооперирование, совместное производство, выполнение госзаказов, лизинг, франчайзинг и венчурное финансирование, должны обеспечить устойчивое функционирование либеральной экономической системы Республики Казахстан, главной опорой которой будет выступать сильный предпринимательский класс.

Роль  малого бизнеса велика не только количественно, но и функционально, иными словами, по тем задачам, которые он решает в экономике, а именно формирование среднего класса — главного гаранта  политической стабильности в демократическом  обществе, создание новых рабочих  мест с относительно низкими капитальными затратами, ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды.

Казахстанское предпринимательство пережило несколько  этапов своего становления. В период «золотого века» малого предпринимательства  в конце 80-х годов происходило  очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления  и сфера всевозможных и столь  же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного  питания. В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности.

Таким образом, многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической  целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты  их организаторов на достаточно абстрактную " лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления).

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в экономике