Роль малого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 01:29, реферат

Краткое описание

Рыночные преобразования в Казахстане вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Оглавление

Введение

Роль малого бизнеса в современной экономике………………………….4
Преимущества малого бизнеса……………………………………………7
Недостатки малого бизнеса………………………………………………12
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль малого предпринимательства в экономике.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

       Содержание

Введение

  1. Роль малого бизнеса в современной экономике………………………….4
  2. Преимущества малого бизнеса……………………………………………7
  3. Недостатки малого бизнеса………………………………………………12

Заключение

Список  использованной литературы

       ВВЕДЕНИЕ

 

       Рыночные  преобразования в Казахстане вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

       Постепенно  накапливается критическая масса  преобразований, необходимая для  запуска механизма саморазвития рынка в целом. И здесь решающее значение приобретает малый бизнес. Именно малое предпринимательство  призвано ускорить дальнейшее развитие экономических реформ Казахстана.

       В процессе исторического развития отношение  к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере его роль  в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е годы. Именно тогда в развитых и в ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

       Развитие  малого предпринимательства оказывает  непосредственное воздействие на становление  локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек  имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

       Создание  благоприятного климата для малого предпринимательства, прежде всего  для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому  фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого предпринимательства.

       Сегодня на местах существует значительный разброс  в подходах к формам и средствам  поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки  малого предпринимательства формировались  в каждом регионе по -  своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Роль  малого бизнеса в  современной экономике 
 

       Понимание роли малого предпринимательства требует  ясного представления о том, какое  место оно занимает в экономике  и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений  предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных  форм собственности и различных  секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики  можно говорить о трех группах  предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются  как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

       Крупный бизнес в основном определяет экономическую  и техническую мощь страны. В целях  самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной  стороны, а с другой, объединяясь  в международные структуры, теряя  частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных  партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке  и выполняя волю более сильных  партнеров, крупный капитал становиться  орудием экспансии международных  предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.

       Средний бизнес в большей степени зависит  в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и  вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с  крупным отечественным и иностранным  капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в  защите на внутреннем рынке путем  проведения протекционистской государственной  экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

       Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  представляет самую разветвленную  сеть предприятий, действующих в  основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это  позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

       Сектор  малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым  элементом любой развитой хозяйственной  системы, без которой экономика  и общество в целом не могут  нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а  наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство  как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства  создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой для  среднего и крупного бизнеса.

       Высокая приспособляемость и массовый охват  практически всех сфер внутреннего  рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы  малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Преимущества  малого бизнеса

       Одна  из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах  с развитой экономикой состоит в  том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В  США, Японии, Германии и других развитых странах малые и средние предприятия  образуют устойчивую, как бы двойную  структуру: “малое плюс большое”. В  этих странах культивируется принцип  кооперирования крупных и малых  предприятий, причем крупные объединения  не подавляют малый бизнес, а взаимодополняют  друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и инновационных  разработках. Известно, что японские супергиганты опираются на тысячи семейных предприятий и микрофирм с  высоким уровнем подетальной (пооперационной) специализации и ответственности, с высочайшим уровнем компьютерного  обеспечения. Отношения последних  с государством и крупным бизнесом регламентируются отработанной десятилетиями  правовой базой. Малый бизнес доминирует в производстве, строительстве, услугах, а ныне - и в высоких технологиях. Исключение в какой-то мере, особенно в США, составляют аэрокосмическая  и электронная отрасли, в определенной степени - автомобильная промышленность.

       Большой и малый бизнес имеют свои сферы  приложения капитала. Так, для большого бизнеса необходимы емкий рынок, высокостандартизированная продукция, которая может быть запущена в  массовое производство, наличие стабильного  и продолжительного спроса, значительные финансовые средства, многочисленная рабочая сила. В то же время нередко  возникают условия, благоприятные  для занятия бизнесом малыми фирмами  и по различным причинам неприемлемые для крупных компаний:

       ·     региональная дифференциация рынка;

       ·     необходимость какого-либо специализированного производства;

       ·     важность персонального обслуживания;

       ·     удобство обслуживания;

       ·     нерегулярность спроса;

       ·     ограниченный спрос  на некоторые виды продукции;

       ·     умение приспособиться к специализированному спросу;

       ·     зависимость сбыта продукции и услуг от изменчивости моды и вкусов;

       ·     оперативность и гибкость управленческих структур.

       В современной высокоразвитой экономике  получила развитие новая объективная  тенденция - отход от гигантомании, быстрый рост числа малых предприятий. Современная практика хозяйствования показывает, что технический прогресс, более полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяется эффективностью работы небольших предприятий.

       По  мнению ряда зарубежных экономистов, основанному  на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании.

       Для крупных фирм характерны следующие  недостатки. Прежде всего, они не в  состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и  смотрят на любые перемены как  на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень  трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десятки  лет. Крупные компании тратят слишком  много и слишком быстро. Процесс  ожидания скорой отдачи средств лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать  за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

       В противоположность крупным компаниям  малые фирмы действуют по принципу “ориентации на нужды”. Им жизненно необходимо предлагать что-то новое, реально  действенное. В мелких фирмах инициатором  всего нового является, как правило, один человек, обладающий знаниями и  энергией. Следует отметить, что подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. Это обусловлено наличием у малого бизнеса по сравнению с крупных определенных преимуществ:

       ·     дух инициативы и динамизма - малое предприятие рождается на основе технической инициативы или новой идеи его создателя; успех и рост предприятия будут зависеть от того, опирается ли его создатель на тех, с кем он работает;

       ·     специализация, приспособление к производственным формам (небольшие серии, субподрядные работы), формам распределения (близость торговли к потребителю) или необходимым формам обслуживания;

       ·     гибкость предприятия, заключающаяся в несложной структуре, быстрой словесной коммуникации как во внутренних, так и во внешних отношениях;

       ·     создатель предприятия, рискующий своим капиталом, должен постоянно доказывать право на существование благодаря своей фантазии и новациям, риску и постоянной инициативе. Поэтому малые предприятия являются одной из движущих сил рыночной экономики.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике