Роль малого бизнеса в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 01:29, реферат

Краткое описание

Рыночные преобразования в Казахстане вступили в решающую фазу. Разрушена старая система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Оглавление

Введение

Роль малого бизнеса в современной экономике………………………….4
Преимущества малого бизнеса……………………………………………7
Недостатки малого бизнеса………………………………………………12
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Роль малого предпринимательства в экономике.docx

— 32.48 Кб (Скачать)

       Малые предприятия принимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новых или модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке  товаров и услуг.

       Общеизвестная гибкость малых предприятий помогает им при неудаче в одной сфере  деятельности перейти в другую, более  эффективную. Помимо того, малые фирмы  работают, как правило, над несколькими  идеями сразу, то есть осуществляют множественный  конкурентный подход. Надо отметить также, что мелкие фирмы “терпимы к хаосу”, что совсем или почти невозможно для крупной фирмы. Надо иметь  в виду, что инновации - это в  основном процесс неорганизованный, проходящий, как правило, рывками  то вверх, то в стороны. Если крупные  корпорации разрабатывают специальные  меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно. Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.

       По  объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности малые предприятия  имеют более высокие потенциальные  возможности по сравнению с крупным  производством.

       Важное  экономическое преимущество малых  фирм заключается в относительной  дешевизне их продукции, возможности  сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более  дешевых средств производства. Продукция  и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества по сравнению  с крупными фирмами, а себестоимость  производства ниже. У них меньше сроки строительства, для них  нужен относительно небольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательства также относятся  такие характеристики, как:

       ·     оперативность реагирования на спрос;

       ·     более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

       ·     повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;

       ·     более низкий уровень запасов;

       ·     высокий уровень социально-психологических отношений

       ·     снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

       ·     простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности).

       Одним из главных преимуществ малых  предприятий, как уже отмечалось, - способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.

       Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

       ·     ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

       ·     ускорить внедрение научно-технических достижений;

       ·     полнее удовлетворять потребности экономики страны  и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

       ·     наладить выпуск продукции малыми сериями.

       Таким образом, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному  и специфическому спросу, дух предпринимательства, более низкие управленческие и эксплутационные  расходы, более высокая оборачиваемость  капитала - вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть  малого бизнеса, его бурное развитие за последнее десятилетие.

       Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково  вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики  и других факторов.  
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Недостатки  малого бизнеса

       Несмотря  на многочисленные преимущества малого бизнеса, он имеет также и множество  слабых сторон, к числу которых  можно отнести колебания объема продаж, конкуренцию, постоянно расширяющийся  круг обязанностей руководителя, возможные  финансовые потери, необходимость налаживания  взаимоотношений между работниками, регламентирующие и ограничивающие законы и положения, а также риск провала. Малый бизнес сталкивается с проблемой колебаний объема продаж, что негативно сказывается  на балансе движения денежных средств. Объем продаж колеблется в зависимости  от сезона — иногда объем продаж высок, в другое время он резко падает. Владельцам-руководителям предприятия необходимо сбалансировать приток и отток денежных средств, чтобы обеспечить достаточно финансов для покрытия повседневных надобностей бизнеса. Более существенный недостаток малого предприятия заключается в его неспособности быстро реагировать на изменения в потребительской ценности и в ожиданиях потребителей. Например, во многих случаях малые предприятия не способны быстро адаптироваться к изменениям в области технологии и рыночных условий. 
Малый бизнес сопряжен с постоянным риском конкуренции. По многим причинам, к числу которых можно отнести уязвимость структуры капитала, слабость маркетинговых каналов, низкую долю рынка и пр., МСП сталкиваются с более жесткой конкуренцией, чем крупные концерны.  Флуктуации рынка, технологического уровня, пристрастий и ожиданий потребителей могут оказать сильнейшее влияние на малый бизнес. Другой существенный недостаток малого бизнеса — то, что он подпадает под огромное множество законов и положений; например, прежде чем заняться каким-либо видом деятельности, владельцы МСП обязаны получить на это разрешение (лицензию). Наконец, в случае даже небольшого провала владелец МСП неизбежно сталкивается с жестокой нехваткой финансов, поскольку основная часть его средств вложена в бизнес. В целом же, если бизнесмен—владелец и руководитель умеет мыслить стратегически, если он при разработке бизнес-плана в состоянии четко понять и учесть все достоинства и слабые стороны своего бизнеса, а также возможности и негативные моменты внешней среды, названные недостатки можно минимизировать или обратить в новые возможности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Для современной экономики характерно сочетание различных по масштабам  производства предприятий: крупных, средних  и малых. Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые определяют социально-экономический  и политический уровень развития страны. Именно в секторе малого предпринимательства создаётся  и циркулирует основная масса  национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

       Малый бизнес имеет определенные преимущества по сравнению с крупным: инициативность; специализация, приспособление к необходимым  формам производства и обслуживания; гибкость, мобильность; склонность к  риску; оперативность реагирования на спрос; более экономичное использование  ресурсов; повышенная скорость оборота  капитала;

       Большое значение имеет экономическая роль малых предприятий: сглаживание  колебаний экономической конъюнктуры; формирование конкурентных отношений; более полное использование материальных, кадровых, организационных, технологических  ресурсов; стабилизация макроэкономических процессов; формирование качественной системы бытовых, организационных, производственных услуг; развитие инновационного капитала экономики; расширение налогооблагаемой базы всех уровней; ускоренное освоение инвестиций.

       Не  будем забывать и о недостатках  такого бизнеса. Он более подвержен  изменениям экономической ситуации в стране и в мире. Внешние факторы  воздействуют на такое предприятие  часто достаточно жёстко. Малый бизнес редко используется как объект инвестирования капитала и вообще мало способен к  значительному расширению. Закупки  обычно ограничиваются объёмом производства, и нет возможности для получения  существенных скидок.

       Список  использованной литературы 

       
  1. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение  благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: «Білім». – 1997.
  2. О защите частного предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992. // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.
  3. О государственной поддержке малого предпринимательства. Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. № 131-1 // Сборник законодательно-правовых актов «Малый и средний бизнес: Законодательство Республики Казахстан. Алматы. 1999.
  4. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Алматы: Экономика, 1998.
  5. Мамыров Н.К. Экономика Казахстана на пороге ХХ1 века. Алматы. Экономика. 1999.
  6. Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку (на примере Республики Казахстан). Алматы: Институт экономики ПАН РК, Конгресс предпринимателей Казахстана, - Алматы, 1995.
  7. Кенжегузин М.Б. Региональная политика Республики Казахстан: экономический механизм реализации. Алматы, 1998.

       Горфинкель  В. Я., Поляк Г. Б., Швандар В. А. «Предпринимательство». Учебник для вузов. – М.: Банки  и биржи, ЮНИТИ, 1998-475 с.

  1. Петров М. Н. « Основы экономики и предпринимательства». Учебник. Москва-Санкт-Петербург. Издательский дом Герда, 2002-322 с.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике