Роль малого бизнеса в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Ижевский государственный  технический университет»

Кафедра «Менеджмент» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика»

Тема «Роль малого бизнеса в экономике региона» 
 
 
 
 

                                                 Выполнил: студент гр. 3-51-8 Лигаченков  А.В

                                                 Проверил:  д-р экон. наук, проф., Осипов  А. К. 
 
 
 
 
 

Ижевск, 2011

Содержание:

    Введение................................................................................................................. 3

  1. Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
  2. Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
  3. Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
  4. Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16

    4.1.   Социальная роль;

    4.2.   Политическая роль;

    4.3.   Экономическая роль.

  1. Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18

     5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;

    5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;

    5.3 Применение опыта зарубежных стран.

  1. Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23

    6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;

    6.2   Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.

    Заключение……………………………………………………………………...27

    Список  использованной литературы…………………………………………..28 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

 

      В Федеральном законе РФ “О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен  на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан  на свободное использование своих  способностей и имущества для  осуществления предпринимательской  или иной, не запрещенной законом  экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая  и социальная роль малого предпринимательства.

      Постоянный  поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное  приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

      Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  судят о способности страны приспосабливаться  к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном  этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора  малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего  хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

      Анализ  экономической литературы и фактических  статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства  убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий  даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых  предприятий относительно низкая. При  росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной  поддержке, малое предпринимательство  является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости  населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

- формирование  конкурентных, цивилизованных рыночных  отношений, способствующих лучшему  удовлетворению потребностей населения  и общества;

- расширение  ассортимента и повышение качества  товаров, работ, услуг. Стремясь  к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению  качества товаров, работ, услуг  и культуры обслуживания;

- приближение  производства товаров и услуг  к конкретным потребителям;

содействие  структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство - придает  экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с  большей заинтересованностью, чем  в крупных;

- создание  дополнительных рабочих мест, сокращение  уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию  творческих возможностей людей, раскрытию  их талантов, развитию различных видов  ремесел, народных промыслов;

- вовлечение  в трудовую деятельность отдельных  групп населения, для которых  крупное производство налагает  определенные ограничения (домохозяйки,  пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование  социального слоя собственников,  владельцев, предпринимателей;

-  активизация научно-технического прогресса;

- освоение  и использование местных источников  сырья и отходов крупных производств;

- содействие  крупным предприятиям путем изготовления  и поставки комплектующих изделий  и оснастки, создание вспомогательных  и обслуживающих производств;

- освобождение  государства от низко рентабельных  и убыточных предприятий за  счет их аренды и выкупа.

      Эти, и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса

      Понимание необходимости развития малого бизнеса  требует ясного представления о  том, какое место он занимает в  национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

      В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых  элементов рыночной экономики, поскольку  этот сектор включается в структуру  современной модели рыночно-конкурентного  хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).

      Во  всех развитых индустриальных странах  сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.

      Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

      О значительном потенциале малого бизнеса  свидетельствует тот факт, что  за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был  самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.

      В научной литературе вместо термина  «малое предпринимательство» часто  употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что  термин «малое предпринимательство» — это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» — экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.

      В самом общем виде под малым  предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.

      В юридической и экономической  литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:

- небольшой  рынок сбыта, не позволяющий  фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

- правовая  независимость — предприятие  управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;

- персонифицированное  управление, предполагающее, что собственник  или партнеры-собственники сами  участвуют во всех аспектах  управления бизнесом и в процессе  принятия всех решений и свободны  от любого контроля извне.

      Изучение  и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных  условиях предполагают в первую очередь  рассмотрение критериев отнесения  предприятий к малым. На сегодняшний  день в мире не выработано единого  подхода, позволяющего относить предприятия  к малым или средним. В одних  государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.

      В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым — сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области. В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции — не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия — от 2 до 25 человек, среднего — от 26 до 250 человек. В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:

- численность  работающих человек — от 10 до 250;

- величина  годового оборота — 740 млн евро;

- величина  балансовой стоимости активов  — 527 млн евро.

В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности  и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике региона