Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Региональная экономика»
Тема «Роль
малого бизнеса в экономике региона»
Ижевск, 2011
Содержание:
Введение......................
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..28
В
Федеральном законе РФ “О государственной
поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации” говорится,
что настоящий закон направлен
на реализацию установленного Конституцией
Российской Федерации права граждан
на свободное использование своих
способностей и имущества для
осуществления
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Для
экономики в целом деятельность
малых компаний оказывается важным
фактором повышения ее гибкости. По
уровню развития малого бизнеса специалисты
судят о способности страны приспосабливаться
к меняющейся экономической обстановке.
Для России, находящейся на начальном
этапе развития рыночных отношений,
именно создание и развитие сектора
малого предпринимательства должно
стать основой социальной реструктуризации
общества, обеспечивающей подготовку
населения и переход всего
хозяйства страны к рыночной экономике.
Несмотря на трудности и неудачи,
малое предпринимательство
Анализ
экономической литературы и фактических
статистических данных о деятельности
субъектов малого предпринимательства
убедительно свидетельствует об
усилении роли малых предприятий
даже в странах с развитой рыночной
экономикой, хотя устойчивость малых
предприятий относительно низкая. При
росте численности малых
- формирование
конкурентных, цивилизованных рыночных
отношений, способствующих
- расширение
ассортимента и повышение
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
содействие
структурной перестройке
привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение
в трудовую деятельность
- формирование
социального слоя
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение
и использование местных
- содействие
крупным предприятиям путем
- освобождение
государства от низко
Эти,
и другие экономические и социальные
функции малого предпринимательства
ставят его развитие в разряд важнейших
государственных задач, делают его
неотъемлемой частью реформирования экономики
России.
1. Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В
научной литературе вместо термина
«малое предпринимательство» часто
употребляется термин «малый бизнес».
Данные понятия практически
В самом общем виде под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия:
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая
независимость — предприятие
управляется не через
- персонифицированное
управление, предполагающее, что собственник
или партнеры-собственники
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Европе, Северной Америке и РФ данные критерии достаточно различны, но их объединяет общая основа: форма собственности, объем оборота, число занятых работников, объем произведенной продукции, выручка от реализации произведенных товаров и оказанных услуг и др. Например, в США используют три варианта отнесения предприятий к малым — сфера деятельности, численность занятых на предприятии и нормативно-правовой подход. Предприятия считаются наименьшими (микропредприятия), если численность занятых в них не превышает 25 человек, включая владельца. К малым предприятиям относятся предприятия с числом занятых от 25 до 99 человек. Предприятия оптовой торговли попадают в категорию малых, если их оборот находится в пределах 18 млн долл. в год. В розничной торговле и сфере обслуживания, включая транспортные средства, этот предел равен 5 млн долл. Согласно законодательству США малым считается предприятие, если оно существует и действует независимо от других предприятий, но не доминирует в своей области. В Венгрии введены два критерия отнесения предприятий к малым: численность и годовой оборот. В Бельгии и Польше предприятие относится к малым и средним, если численность его работников не превышает 50 человек, в Греции — не более 100 человек, в Дании малые предприятия имеют численность работающих не более 500 человек, в Финляндии к малым предприятиям относятся предприятия, в которых работают от 10 до 249 человек. В Румынии критерии по численности малого предприятия — от 2 до 25 человек, среднего — от 26 до 250 человек. В Европейском союзе (ЕС) существует следующая классификация микро, малых и средних предприятий:
- численность работающих человек — от 10 до 250;
- величина годового оборота — 740 млн евро;
- величина балансовой стоимости активов — 527 млн евро.
В соответствии с приведенной классификацией ЕС малые предприятия должны отвечать двум критериям: критерию численности и одному из двух финансовых критериев, а также быть экономически независимыми.