Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………
В
Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 24.07.2007
№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в
- доля
участия РФ, субъектов РФ, муниципальных
образований, иностранных
- доля
участия других юридических
- средняя
численность занятых за
- предельные
выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Многообразие критериев в разных странах связано с особенностями политического строя, структуры экономики, нормативно-правовой базы, а также отношением государства к роли малого предпринимательства в экономике и производстве того или иного государства, что отражается на удельном весе малых предприятий в общем хозяйственном комплексе государств.
Применение
различных критериев отнесения
предприятий к малым в России
обусловлено различными целями. Так,
одни из них направлены на право
применения упрощенной системы налогообложения,
другие — на право применения единого
налога на вмененный доход, третьи — на
освобождение от уплаты НДС, четвертые
— на получение субсидиарной помощи от
государства. Современное правительство
России отводит малому предпринимательству
большую роль в экономической политике
государства, что является основанием
для применения единого подхода отнесения
предприятий к малому бизнесу независимо
от цели, будь то налогообложение, статистические
наблюдения или определение роли малого
бизнеса в общей массе ВВП.
2. Функции малого предпринимательства
в экономической системе.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие
экономические функции:
Не менее значимы функции социальные:
Уже
сегодня актуальна и будет
актуализироваться и далее
3. Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства
Экономические условия, в которых приходиться работать российским предпринимателям, во всех регионах схожи, проблемы – типичны. Именно поэтому, мне кажется целесообразным рассмотреть все препятствия, возникающие на пути бизнесменов на примере родного города – города Новокузнецка. Прежде всего, необходимо различать барьеры, возникающие на входе в рынок и проблемы уже существования малого предприятия.
Барьеры при входе на рынок
Среди наиболее значимых проблем на начальном этапе работы большинство руководителей малых предприятий отмечают отсутствие средств для открытия своего дела. По данным Российского агентства по поддержке малого предпринимательства, для открытия дела в прибыльных отраслях нужно $ 3 –10 тыс. Но на начальном этапе предпринимателю сложно получить кредит - банки осторожничают: человек ещё никак не проявил себя в бизнесе, и рисковать капиталом никому не хочется. Правда, сегодня некоторые коммерческие банки, стали давать кредиты на выгодных условиях, как в рублях, так и в валюте МП и частным предпринимателям. Даже сама процедура открытия малой фирмы становится порой архисложным делом. По оценке газеты “Коммерсант”, в Москве (считающейся одним из лучших мест для ведения малого бизнеса) на открытие МП при соблюдении всех законов и инструкций требуется полгода. Для сравнения: когда во Франции обнаружилось, что на регистрацию малого бизнеса уходит 5 дней, срочно был принят закон, гарантирующий регистрацию за 24 часа!
Проблемы существования малого предприятия
Финансовые проблемы в деятельности малых предприятий играют ведущую роль. Таков рейтинг проблем, так или иначе связанных с финансами малых предприятий:
1. высокие налоги
2. нехватка собственных финансовых средств на развитие производства
3. нехватка денежных оборотных средств
4. инфляция и ненадёжность рубля
Существующая система налогообложения
Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего 1,5% руководителей предприятий различных форм собственности оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (НДС, единый социальный налог, налог на прибыль, на имущество, на землю, на загрязнение окружающей среды и прочие), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя. Кроме того, российская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника (не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей). И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.
Нехватка оборотных средств
Нехватка оборотных средств - это острейшая проблема для производственных предприятий, и особенно, для предприятий, производящих промежуточную продукцию, т.е. комплектующие изделия для других предприятий. Предприятия, специализирующиеся на продукции производственно-технического назначения, обычно не работают на полную мощность: часть оборудования простаивает, уровень загрузки мощностей составляет, по оценкам самих руководителей, от 20 до 50%. Работающие же на потребительский рынок так резко производство не сворачивают, хотя средств на обслуживание оборота не хватает. Торговые и посреднические фирмы острой нехватки оборотных средств не испытывают, иногда даже обходятся собственными средствами, не прибегая к кредитам. Способами преодоления платежных трудностей становятся переход на наличный оборот, использование бартера, введение предоплаты. Предприятия также ощущают постоянный рост издержек. Самый острый вопрос здесь - арендная плата за помещения. Она постоянно растет, причем совершенно непредсказуемо. Также постоянно растут издержки по содержанию зданий и оборудования. Резко возросла и стоимость транспортных услуг, поэтому почти все предприятия стремятся обзавестись собственным транспортом. Следует отметить, что для многих предприятий такие направления затрат, как реклама, консультации и обучение, организация службы сбыта, сейчас невозможны из-за отсутствия средств. Рост издержек ограничивает уровень рентабельности, особенно и производстве. Хотя в торговле и посредничестве удастся пока переложить издержки на потребителя, но рентабельность деятельности в связи с усиливающейся конкуренцией также несколько уменьшается.
Вопросы снабжения и сбыта
Переход к рыночным отношениям в первую очередь и в большей степени проявился в переоценке роли снабжения и сбыта. В планово-административной экономике сбыт традиционно считался менее значимым, чем снабжение, которое определяло возможность эффективного использования производственного потенциала в условиях дефицита ресурсов. Снабжение перестало быть проблемой в том смысле, который вкладывался в это слово несколько лет назад. Дефицит ресурсов сменился дефицитом денег. Специфическая трудность малых предприятий - невозможность купить небольшую партию товара. Оптовым продавцам и биржам выгодно торговать партиями, кратным транспортным нормам отгрузки. В целом вопросы снабжения отходят на второй план, что свидетельствует о возникновении рыночных стандартов и критериев экономического поведения. Важнейшие ее особенности на ее сегодня - это инфляция и низкий уровень жизни населения. Специфика в решении проблем сбыта и ценообразования определяется, по моему мнению, в первую очередь, назначением выпускаемой продукции. Руководители малых предприятий, выпускающих конечную продукцию потребительского назначения, не всегда четко осознают необходимость анализа рынка и проведения гибкой ценовой политики. Это объясняется тем, что в предыдущие годы сформировалась установка на вторичность покупательского спроса. Для того чтобы ''выжить", необходимы незаурядные организаторские способности и нестандартные хозяйственные решения руководителей производства.
Некомпетентность (отсутствие таланта) предпринимателей
Управление занятостью населения регулярно проводит тестирование безработных, желающих открыть своё дело. Из 20 в лучшем случае двое оказываются способными к предпринимательской деятельности, но и им ещё надо учиться и учиться этому непростому ремеслу. Согласно мировой статистике, всего 6 –7% населения имеет врождённую способность к занятию бизнесом, остальные могут отлично работать лишь под чьим-либо руководством. Можно создать идеальные условия для развития предпринимательства, все равно 35% малых фирм разорятся в первые два – три года своего существования. Можно выделить некоторые важнейшие качества, которые, как правило, характеризуют предпринимателей, добивающихся успехов. К их числу относятся: мобильность, динамичность, целеустремленность, инициатива, поиск, вера в свою мечту, преданность своей идее, разнообразие мотивов деятельности (как правило, они не ограничиваются желанием обогатиться), талант новатора в одной из сфер, связанных с предпринимательством, самостоятельность и ответственность. Но, главное, успеху малого предприятия способствуют высокая общая и профессиональная подготовка руководителя предприятия; владение им навыками управления и основами маркетинга (или приглашение специалиста, который этими знаниями владеет); обширные личные контакты; наличие материальных ресурсов и уверенность в их наличии в перспективе; поиск и изучение потребителей продукции, постоянное стремление к увеличению числа заказов.