Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа
Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.
Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………
Венчурное финансирование 2 в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.
Решающее
значение для поддержки малого бизнеса
имеет административная и муниципальная
реформа, развитие региональной рыночной
и инновационной
В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.
Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:
– институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;
–
соединение усилий государства, муниципалитетов,
общественных организаций и
– дифференциацию налогообложения с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);
– промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;
– отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.
Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:
– функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;
–
особую роль муниципальных и региональных
органов содействия малому бизнесу,
создающих местные корпорации развития,
консультационную, информационную и
образовательную
–
особое внимание к развитию некоммерческих
организаций в области
– специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);
–
специальные квоты для малого
предпринимательства при
–
уникальный опыт венчурного финансирования
и развития малых инновационных
фирм в университетах, при крупных
корпорациях и государственных
научно-исследовательских
– финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.
Анализ
опыта стран Центральной и
Восточной Европы также позволяет
выявить ряд актуальных для Российской
Федерации путей
–
предоставление высвобождаемым работникам
возможности выкупать на льготной основе
часть уже существующих производственных
мощностей для организации
– создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);
– компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);
–
создание параллельно со службой
занятости сети трехсторонних органов
из представителей профсоюзов, работодателей
и правительства для контроля
использования бюджетных
– уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;
– стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;
– выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное производство комплектующих изделий).
Совет
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации в течение ряда лет
ведет разработку проблем развития
малого бизнеса в России. Особое
внимание этой проблеме уделено в
Послании Президента Российской Федерации
В. В. Путина Федеральному Собранию (2002
год).
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
[http://businessudm.ru/biznes-
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Малое предпринимательство является сегодня устойчивой сферой республиканской экономики, и за последние три года наблюдается положительная динамика его развития. Во многом достигнутые результаты обусловлены деятельностью Правительства Удмуртской Республики в области регулирования малого предпринимательства, приоритетами которой в последние годы являлись:
- создание действенной системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, в том числе обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в приватизации муниципального имущества;
- развитие предпринимательства на селе и в производственной сфере;
- работа по совершенствованию элементов внешней среды развития субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, его правового обеспечения;
- внедрение новых технологий финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, расширение лизинга оборудования, активизация участия коммерческих банков в кредитовании субъектов малого бизнеса республики в рамках программы предоставления кредитных гарантий.
О достаточно успешной их реализации говорит хотя бы тот факт, что по итогам 2006 года Удмуртия лидирует в Приволжском федеральном округе по темпам роста числа малых предприятий и занимает 7-е место по объемам инвестиций на одно малое предприятие.
В
2006 г. в республике действовало более
10,5 тыс. малых предприятий и свыше
33 тыс. частных предпринимателей. На
малых предприятиях было занято более
40 тыс. человек, другими словами, в
сфере малого бизнеса работает каждый
пятый от числа занятых в экономике
Удмуртии. В большинстве муниципальных
образований Удмуртии при Администрациях
действуют консультативно-
Темпы роста объемов производства малых предприятий ежегодно составляют свыше 11 %. В отраслевой структуре малого бизнеса республики 12 % субъектов осуществляют свою деятельность в сфере обрабатывающего производства, 10,5 % - в строительстве, около половины предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей.
В
рамках Программы предоставления кредитных
гарантий в 2005-2006 гг. удалось привлечь
значительные средства для финансирования
субъектов малого предпринимательства
- соответственно 86 млн руб. и 158,9 млн
руб. Министерство экономики Удмуртской
Республики подготовило ряд заявок
на участие в федеральных