Роль малого бизнеса в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

     Венчурное финансирование 2 в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

     Решающее  значение для поддержки малого бизнеса  имеет административная и муниципальная  реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении  накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые  стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих  пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг»  государственных организаций и  криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую  нагрузку.

    1. Применение  опыта зарубежных стран
 

     В развитых зарубежных странах поддержка  малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.

     Зарубежный  опыт позволяет выделить следующие  наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

     – институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

     – соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных  фондов;

     – дифференциацию налогообложения с  учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального  статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

     – промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

     – отказ от субсидий в пользу косвенных  форм стимулирования малого бизнеса.

     Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных  Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

     – функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной  организации, действующей по поручению  и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

     – особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и  образовательную инфраструктуру, оказывающую  услуги малому бизнесу на льготной основе;

     – особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

     – специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и  молодежь, безработные, многодетные  семьи, бывшие правонарушители и  так далее);

     – специальные квоты для малого предпринимательства при распределении  государственных заказов, в том  числе военных и космических  заказов крупным корпорациям;

     – уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных  фирм в университетах, при крупных  корпорациях и государственных  научно-исследовательских институтах;

     – финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в  виде целевых налоговых льгот  и кредитов.

     Анализ  опыта стран Центральной и  Восточной Европы также позволяет  выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих  мест:

     – предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

     – создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки  сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

     – компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым  бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

     – создание параллельно со службой  занятости сети трехсторонних органов  из представителей профсоюзов, работодателей  и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

     – уточнение статистики занятости  в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е  годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

     – стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для  наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального  обучения и так далее;

     – выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное  производство комплектующих изделий).

     Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение ряда лет  ведет разработку проблем развития малого бизнеса в России. Особое внимание этой проблеме уделено в  Послании Президента Российской Федерации  В. В. Путина Федеральному Собранию (2002 год). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Малое предпринимательство  в Удмуртской Республике
 

          6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;

     «День предпринимателя Удмуртской Республики»  ежегодно отмечается 2 апреля начиная  с 2004 года, но история развития предпринимательства  началась задолго до установления официального праздника.

     Развитие  этого сектора экономики в  республике условно можно разделить  на два периода, границей которых  стал 1996 год, когда был принят закон  РФ «О государственной поддержке  и развитии малого предпринимательства».

     Официальной датой начала развития малого предпринимательства  в Удмуртии считается 23 октября 1993 г., когда было принято Постановление  Совета министров республики № 460 «О государственной поддержке малого бизнеса».

     В октябре 1993 г при Правительстве  УР был сформирован Совет по поддержке  малого предпринимательства. В настоящее  время Совет работает под председательством  Президента УР Александра Волкова. Методическое руководство и коррекция работы министерств, госкомитетов и ведомств по поддержке малого предпринимательства  в Удмуртской Республике были возложены  на Министерство экономики УР.

     В 1993 г. в Удмуртии было зарегистрировано 3,2 тыс. малых предприятий. Это был  период быстрого роста числа пред­приятий малых форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная  отсутствием нормативно- правовой базы и инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства.

     Следующим шагом стало образование в  ноябре 1995 г. Комитета по поддержке  и развитию малого предпринимательства  при Правительстве Удмуртской Республики (в 2000 г он был преобразован в Государственный  комитет Удмуртской Республики по предпринимательству). В конце 1995 года принято решение  о создании Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства.

     Периоде 1995 г. по 1998 г. стал для малого бизнеса  временем перехода к осуществлению  деятельности в рамках довольно жесткого государственного регламентирования. С 1995 г. по 1997 г. число малых предприятий  в Удмуртии увеличилось почти  в 3 раза и достигло 7403, пик активности пришелся на 1998 г., когда в республике действовало 8324 малых предприятия.

     С 1998 по 2000 г.г. в стране идет политика укрепления сектора малого предпринимательства, принимается ряд федеральных  законов «О едином налоге на вмененный  доход», «О лицензировании отдельных  видов деятельности», «О лизинге», направленных на создание благоприятной среды  для развития малого предпринимательства.

     К началу нового века в республике действовало 8 тыс. малых предприятий, на которых  трудилось 70 тыс. человек.

     В 2004 г. Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству  был ликвидирован, функции уполномоченного  органа за проведение государственной  политики по поддержке малого предпринимательства  в республике возложены на Министерство экономики УР.

     В 2005 г. в экономике республики действовали 8239 малых предприятий; число рабочих  мест в сфере малого предпринимательства  достигло 154,94 тыс. человек; доля занятых  в сфере малого предпринимательства  составляет 20,1% от числа работающих. Ежегодный темп роста объемов  производства малых предприятий  по республике составил 11,5%.

     Основное  количество малых предприятий было сосредоточено в г. Ижевске (78%), значительное их число действова­ло в городах  Воткинске, Сарапуле, Глазове, в Завьяловском и Игринском районах республики.

[http://businessudm.ru/biznes-udmurtii/maloe-predprinimatelstvo-i-socialnojekonomicheskoe-polozhenie-v-udmurtskoj-respublike/item/211-istorija-stanovlenija-malogo-predprinimatelstva-v-udmurtskoj-respublike.html] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     6.2  Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.

      Малое предпринимательство является сегодня  устойчивой сферой республиканской  экономики, и за последние три  года наблюдается положительная  динамика его развития. Во многом достигнутые  результаты обусловлены деятельностью  Правительства Удмуртской Республики в области регулирования малого предпринимательства, приоритетами которой  в последние годы являлись:

       - создание действенной системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, в том числе обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в приватизации муниципального имущества;

       - развитие предпринимательства на селе и в производственной сфере;

       - работа по совершенствованию элементов внешней среды развития субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, его правового обеспечения;

       - внедрение новых технологий финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, расширение лизинга оборудования, активизация участия коммерческих банков в кредитовании субъектов малого бизнеса республики в рамках программы предоставления кредитных гарантий.

      О достаточно успешной их реализации говорит  хотя бы тот факт, что по итогам 2006 года Удмуртия лидирует в Приволжском  федеральном округе по темпам роста  числа малых предприятий и  занимает 7-е место по объемам  инвестиций на одно малое предприятие.

      В 2006 г. в республике действовало более 10,5 тыс. малых предприятий и свыше 33 тыс. частных предпринимателей. На малых предприятиях было занято более 40 тыс. человек, другими словами, в  сфере малого бизнеса работает каждый пятый от числа занятых в экономике  Удмуртии. В большинстве муниципальных  образований Удмуртии при Администрациях действуют консультативно-совещательные  органы по вопросам поддержки малого предпринимательства, в состав которых  входят представители бизнес-сообщества.

      Темпы роста объемов производства малых  предприятий ежегодно составляют свыше 11 %. В отраслевой структуре малого бизнеса республики 12 % субъектов  осуществляют свою деятельность в сфере  обрабатывающего производства, 10,5 % - в строительстве, около половины предпринимателей занимаются оптовой  и розничной торговлей.

      В рамках Программы предоставления кредитных  гарантий в 2005-2006 гг. удалось привлечь значительные средства для финансирования субъектов малого предпринимательства - соответственно 86 млн руб. и 158,9 млн  руб. Министерство экономики Удмуртской Республики подготовило ряд заявок на участие в федеральных конкурсах  на право получения субсидий на финансирование мероприятий поддержки малого предпринимательства. Удмуртия победила в 6 таких конкурсах.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике региона