Роль малого бизнеса в экономике региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения.

Оглавление

Введение................................................................................................................. 3
Сущность, черты и критерии определения малого бизнеса.............................. 5
Функции малого предпринимательства в экономической системе.................. 9
Основные проблемы в функционировании малого предпринимательства…11
Роль малого бизнеса в экономике………………………………………...……16
4.1. Социальная роль;
4.2. Политическая роль;
4.3. Экономическая роль.
Развитие и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах………………………………………………………...…...…18
5.1 Прямая поддержка малого бизнеса;
5.2 Косвенная поддержка малого бизнеса;
5.3 Применение опыта зарубежных стран.
Малое предпринимательство в Удмуртской Республике………………….23
6.1 История становления малого предпринимательства в Удмуртской Республике;
6.2 Современный этап развития малого предпринимательства в Удмуртской Республике.
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.81 Кб (Скачать)

Проблемы  деловой этики

      В последнее время очень много  говориться об отсутствии деловой обязательности у современных российских предпринимателей, о постоянных срывах поставок, невыполнении условий заключённых договоров. Порой за этим скрывается хитрое мошенничество, порой - элементарная неорганизованность; сказываются, конечно, и обстоятельства, независимые от воли нарушителей. Но, так или иначе, деятельность отдельных бизнесменов подрывает репутацию всего российского предпринимательства на мировом рынке. Первые попытки создать Кодекс чести предпринимателя, были сделаны ещё в 1990 - 1991 годах, но особого резонанса они не имели. На сегодняшний день уже приняты "Кодекс чести банкира", "Кодекс профессиональной этики российского общества оценщиков", "Кодекс члена Российской Гильдии риэлторов", "Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка", "Кодекс рекламной деятельности". Очень хочется верить, что эти и подобные кодексы будут выполняться!

Проблемы  взаимодействия предпринимателей и властей

      Рассматривая  проблемы малого бизнеса в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами. К сожалению, они весьма далеки от совершенства. В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться. Прежде всего, речь идёт об экономической политике государства в целом. За рубежом давно поняли, что предприниматель – основа рыночной экономики. И если сегодня помочь ему организовать своё дело, завтра он станет исправным налогоплательщиком, будет кормить себя, своих наёмных работников, развиваться, создавать новые рабочие места. Государство видит смысл своей работы в том, чтобы помочь бизнесмену стать богатым. Ведь богатство – как цепная реакция: чем больше богатых, тем лучше государству, ведь и оно становится богаче. Российские власти, в том числе и муниципальные, также прекрасно понимают, что малое предпринимательство – золотоносный источник, перекрывать, который не разумно. Но с другой стороны, позволить этому источнику свободно развиваться – значит способствовать превращению малого бизнеса в такую силу, которая при случае не упустит возможности пролоббировать собственные интересы и подвинуть чиновника, заслоняющего горизонт. Поэтому в России МП привязали на короткий поводок, который время от времени то затягивают, то ослабляют. Большинство руководителей малых предприятий справедливо считают, что для успешной работы просто необходимы хорошие личные взаимоотношения с властями, с конкретными чиновниками, отвечающими за тот или иной участок работы. Предприниматели стараются избегать любых конфликтов с ними, ибо в настоящее время у органов власти и управления существует множество рычагов для того, чтобы улучшить или ухудшить экономическое положение фирмы. Как я уже отмечала, очень много обид у предпринимателей на власть федеральную, но ещё больше - на местную. Малый бизнес, барахтающийся в своих проблемах, власти не интересен. Исследования выявляют значительные различия в типах взаимоотношений органов власти с малыми предприятиями в больших (столица, областные центры) и малых (например, районных) городах России. В малых городах России складываются чуть ли не родственные отношения между небольшим количеством местных предпринимателей и органами государственной власти и управления. Власти не чинят препятствий, даже помогают при регистрации новых предприятий. В больших (нестоличных) городах положение несколько иное. Удельный вес предпринимателей в этих городах выходит на столь высокий уровень, при котором "родственные отношения" уже невозможны. Отношение предпринимателей к властным структурам можно охарактеризовать как негативное. Однако руководители предприятий разделяют в своих оценках власти в целом (высшее руководство города, области) и чиновников среднего и низшего звеньев. Если в адрес высшего руководства нареканий нет, то отношение к среднему и низшему управленческим звеньям откровенно плохое. Некоторой спецификой характеризуются взаимоотношения предпринимателей - производственников и органов власти и управления Москвы. Известно, что в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург) происходит бурное развитие малого бизнеса, возникает огромная масса предприятий, большую часть которых чиновники не имеют возможности контролировать. Кроме того, производственные малые предприятия находятся в сложном финансовом положении, поэтому "стричь с них купоны" чиновнику не имеет смысла: интересы районных чиновников сосредоточены на торговом капитале. Этими обстоятельствами объясняется тот факт, что московские руководители - производственники отмечают отсутствие каких-либо взаимоотношений с властями: со стороны местных органов не было препятствий ни при регистрации, ни при функционировании. Часть руководителей вообще заявили об отсутствии контактов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Роль малого бизнеса в экономике

4.1 Социальная роль

       Социальная  значимость малого бизнеса определяется  массовостью группы мелких собственников - владельцев малых   предприятий  и их наёмных работников, общая  численность   которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с  развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

       Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень  жизни, являющихся основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего  потенциала личности. Объективно неизбежная  реструктуризация экономики вынуждает  все большее число   граждан  заняться самостоятельной предпринимательской  деятельностью. Сектор малого предпринимательства  способен  создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может  обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных   ориентиров основной массы населения, является единственной  альтернативой социальному иждивенчеству. 

4.2 Политическая роль

      Политическое  влияние малого бизнеса в различных  странах достаточно велико, поскольку  эта социальная группа давно стала  основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного  по своей численности и  являющегося  выразителем политических предпочтений значительной части населения. В  условиях устойчивого   социально-экономического и политического развития общества  мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам  демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже  агрессивность  при возникновении угрозы в отношении  собственности, так как в отличие  от крупных и средних собственников  для владельцев малых предприятий  их  собственность зачастую является единственным средством к  существованию  и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует  свои политические движения, либо  становится объектом борьбы различных политических сил за  голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность     связи малого предпринимательства  с интересами местных и  региональных сообществ, что обусловливает его  зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

4.3 Экономическая роль

         Существенная роль малого предпринимательства  в экономической жизни стран  с рыночной системой хозяйствования  определяется тем, что в этом  секторе экономики действует  подавляющее большинство предприятий,  сосредоточена большая часть  экономически активного населения  и производится примерно половина  валового внутреннего продукта. Сектор малого бизнеса наиболее  динамично осваивает новые виды  продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.п.  Важнейшими особенностями малых   предприятий являются способность  к ускоренному освоению   инвестиций  и высокая оборачиваемость оборотных   средств.  Еще одной характерной  чертой этого сектора является  активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию  различных отраслей хозяйства  во всех   секторах экономики.

      Присущие  малому предпринимательству гибкость и   высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому  сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность  труда, сложности с внедрением новых  технологий, ограниченность собственных  ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе  МП вследствие массовых банкротств или  переспециализации деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  и механизм государственного регулирования малого бизнеса в развитых странах.
    1. Прямая  поддержка малого бизнеса
 

     Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

     Приоритетными отраслями в различных странах  Европейского Союза признаны также  дорожное строительство и местный  транспорт; заготовка, хранение и переработка  местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и  местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

     Следует отметить, что доля этих субсидий в  национальном бюджете постоянно  сокращается. В России они также  не могут служить основным средством  поддержки малого бизнеса, потому что  способствуют коррупции. Исключением  на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В  Российской Федерации, где 37 % населения  проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

     Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса  включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

     Необходимо  также поддерживать региональные малые  и средние банки, работающие с  малым бизнесом, удешевлять кредитные  ресурсы путем снижения фондов обязательного  резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так  далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита  и страхования малого бизнеса, поэтому  из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении  малые фирмы берут кредиты  у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае –  у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем  на Западе.

     Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые  льготы. Благодаря расширению сферы  применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет  обойтись без детального контроля доходов  магазинов, кафе и предприятий сферы  услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

Упрощенная  система налогообложения позволила  фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов  рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы  между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы  на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего  малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить  сферу применения инвестиционного  кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности.

     Во  всех случаях льготы должны предоставляться  не с момента регистрации, а при  фактическом начале хозяйственной  деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки  малого бизнеса.

    1. Косвенная поддержка малого бизнеса
 

     Косвенная поддержка малого бизнеса стала  в развитых зарубежных странах основой  создания благоприятной внешней  среды для его развития.

     Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти  заказы подает ежегодно более 100 тысяч  предпринимателей (52 % – на муниципальном  уровне), однако лишь 9 % заказов достается  малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются  с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг1 главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

     На  долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

Информация о работе Роль малого бизнеса в экономике региона