Малый бизнес и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ и оценка среды функционирования предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.

Файлы: 1 файл

Маргетинг.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В экономике развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными. Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления

Актуальность проблемы проявляется в том, что развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Объект исследования – предприятие ЗАО «нефтеконсорциум».

Предмет исследования – предпринимательская деятельность малого предприятия.

Цель исследования – анализ и оценка среды функционирования предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

1. Анализ теоретических,  прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.

2. Изучение развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.

3. Исследование и оценка  предпринимательской деятельности малого предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», мониторинг внешней и внутренней среды предприятия с использованием различных методов оценки факторов влияния.

4. Оценка ценовой политики предприятия в контексте основной деятельности и выявление проблем при ее осуществлении.

5. Подготовка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии малого бизнеса.

 

 

 

1. Этапы становления российского малого бизнеса 

1.1 Понятие, роль, функции малого бизнеса в экономике

Любой крупный бизнес начинается с малого бизнеса. Любой малый бизнес начинается с предпринимателя, который сначала получает небольшую прибыль или совсем ее не получает.

В России малый бизнес постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства.

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно исходя из этих критериев различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:

- крупное – предприятие  с численность работающих более  500 человек;

- среднее – от 100 до 500 человек;

- малое – до 100 человек.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что  малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый  бизнес органично включается в хозяйственную  структуру, в конкурентную среду  и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших [1, c.217].

Конкретно роль малого бизнеса  проявляется в том, что его  развитие способствует:

- созданию рабочих  мест;

- внедрению новых товаров и услуг;

- удовлетворению нужд  крупных предприятий;

- обеспечению специализированными  товарами и услугами.

Как известно, малый бизнес является основой развития любой  экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост. Однако если, например, в США вклад малого бизнеса в ВВП составляет 70%, то в России этот показатель составляет пока только 12%. С чем это связано? Конечно, с одной стороны, мы сталкиваемся с традиционными сложностями, проистекающими из прошлого развития страны, но с другой – государству предстоит ещё принять немало мер для стимуляции малого бизнеса.

Конечно, нельзя сказать, что перспективы развития малого бизнеса в России мало волнуют  государственные органы. Однако складывается впечатление, что чиновники не в  полной мере видят ту роль, которую играет малый бизнес для реструктуризации экономики. Это прекрасно продемонстрировали страны Восточной Европы, в которых стремительно увеличившаяся доля малого бизнеса в экономике обеспечила её определённую устойчивость. Очевидно, что в России многое будет зависеть от принятия волевых решений на самом высоком политическом уровне.

Между тем, бизнес идеи в  сфере малого предпринимательства  предусматривают самые широкие  возможности для внутреннего  развития экономики. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. Эта цифра значительно ниже, чем в странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого бизнеса.

Современному развитию малого предпринимательства поспособствовали законодательные шаги в области лицензирования. Позитивную роль сыграло введение «упрощённой системы» налогообложения и определённые меры в развитии банковского сектора. Важнейшее значение имеют правительственные инициативы по пресечению коррупционного давления на малый бизнес, связанного с проведением незаконных проверок.

В настоящее время  в России зарегистрировано около  миллиона малых предприятий, численность  работников в которых не превышает 100 человек, а также более двух с половиной миллионов индивидуальных предпринимателей. Безусловно, такая тенденция является положительной, хотя государству предстоит ещё немало сделать в области развития российского малого бизнеса. Только ответственные и целенаправленные шаги в данной области смогут вывести экономику России на уровень стартовых возможностей, сравнимых с ведущими мировыми странами.

Малый бизнес как сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность малых предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Необходимо дать свободу  для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в  союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для  рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

Современная структура  рыночной экономики в масштабах  России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Значение малого бизнеса  лучше всего проявляется в характерных функциях. Различают:

1) Ресурсная функция обеспечивает формирование и продуктивное использование капитала, трудовых, материальных и информационных ресурсов. Малый бизнес способствует экономии и рациональному использованию ресурсов. Объясняется наличием хозяйственного риска, который требует анализа рентабельности проектов и расчета экономических показателей.

2) Организационная функция заключается в формировании конкурентной среды, помогает утверждению конкурентных отношений, стимулирует хозяйственную активность, насыщает рынок качественными товарами и услугами.

3) Творческая функция объясняется внедрением в деятельность малых предприятий достижений научно-технического прогресса, отраслей электроники, кибернетики, информатики и привлечения инициативных специалистов.

4) Социальная функция - решение проблем занятости, создание новых рабочих мест, поглощая избыточную рабочую силу во время циклических спадов экономики. Деятельность малых предприятий является основой формирования среднего класса [2, c. 110]

Таким образом, малый  бизнес выполняет особую функцию в экономике ─ обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом.

1.2 Взаимодействие малых и крупных предприятий

Экономика любой страны зависит не только от крупного, но и  от малого бизнеса, который вносит весомый  вклад в развитие любого государства. Основой успешного развития экономики является  тесное взаимодействие малого и крупного бизнеса, которое может проявляться в разнообразных формах.

Многие крупные компании предпочитают отдавать «рискованные»  проекты малому бизнесу и, если небольшая компания сможет развить соответствующий проект, то она получит большие инвестиции и станет полноправным партнером крупного бизнеса, а в случае неудачи, проект может быть закрыт, и малое предприятие, соответственно, тоже. По такой схеме работают, например, многие крупнейшие IT-компании.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса также осуществляется в размещении заказов на производство некоторых деталей, которые необходимы крупным компаниям, на малых предприятиях. Кроме того, малые предприятия  могут выполнять часть работ  по разработке программного обеспечения, тестировании программных приложений, участвовать в сервисном обслуживание продукции, которая производится на крупном предприятии.

Как правило, крупные  компании передают малым предприятиям либо разовые работы, либо те работы, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Крупному предприятию бывает довольно сложно быстро организовать разработку или производство какого-либо компонента, малые предприятия могут успешно специализироваться именно на этом виде работы.

Множество крупных компаний также предпочитают не держать в  штате системных администраторов, а заключить договоры с малыми предприятиями на обслуживание компьютеров  и оргтехники. Еще одной сферой взаимодействия малого и крупного бизнеса является создание call-центров. Сотрудники малого предприятия могут принимать заказы и осуществлять техническую поддержку пользователей по телефону, в то время как крупному предприятию выделять помещения и телефонные линии для работы call–центра бывает очень не выгодно.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике