Малый бизнес и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ и оценка среды функционирования предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.

Файлы: 1 файл

Маргетинг.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

Многие крупные корпорации предпочитают размещать свои заказы на малых предприятиях, расположенных  в развивающихся странах. Таким  образом достигается огромная экономия денежных средств, а развивающиеся  страны могут неплохо пополнить  свой бюджет. Именно по такому принципу работают многие компании, которые занимаются выпуском одежды, обуви и бытовой электроники.

Взаимодействие малого и крупного бизнеса также может  проходить и в других формах. Малые  предприятия также могут обращаться в крупные компании для проведения аудита или получения аналитической, или статистической информации. Некоторые средние и крупные компании ориентированы на работу именно с малым бизнесом, а не с крупными заказчиками или физическими лицами.

Экономическая теория всегда пристально изучала взаимоотношения между товаропроизводителями. В таблицах воспроизводства Кенэ показано, что рыночный обмен отсекает неэффективные производства. Классики экономической теории А.Смит и Д. Рикардо показали действие «невидимой руки» рынка, формирующей прибыль, заработную плату и ренту и распределяющей производство по месторасположениям в согласии с принципами абсолютных и относительных преимуществ. Кейнсианство показало, что обмен в соответствии с психологическим законом распределяет капитал во времени по принципу дисконтирования доходов. В зависимости от отношений между товаропроизводителями образуются типы рынков: совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии, монопсонии, дуополии. Внешние эффекты обмена порождают  мягкие бюджетные ограничения, когда другие товаропроизводители поддерживают неудавшийся инвестиционный проект.

Согласно теории Й. Шумпетера  размер фирмы создает эффект рыночного  доминирования, который снижает  инновационные риски и стимулирует  тем самым появление нововведений. В то же время взаимодействие крупных и малых предприятий разрушает устаревшие отрасли и производства, создавая новые технологические и организационные основы управления бизнесом [3, с.13].

М. Портер выдвинул концепцию  пяти конкурентных сил – потребителей, других производителей, потенциальной конкуренции других товаров, поставщиков, товаров-заменителей. Институционализм показал, что обмен формирует структуры предприятий в ходе жизненного цикла товаров: эксплеренты (новаторы), патиенты (работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформировавшиеся под действием моды), виоленты (крупное серийное производство), коммутанты (действуют на этапе падения цикла выпуска продукции). В ряду отношений между товаропроизводителями важное место занимают отношения между малыми  предприятиями и крупным бизнесом.

Численность малых предприятий  в Российской Федерации составила  в 2008 году 1347,7 тысяч, или 28 % к общему числу предприятий и организаций  в стране. Численность работников малых предприятий в 2008 году в Российской Федерации составила 11412,1 тыс. человек, или 15 % от общего числа занятых в стране [4, с.345].

 В северных регионах  Российской Федерации малые предприятия  имеют относительно меньшее значение, чем в целом по стране, но не менее важное по своим социально-экономическим функциям (обеспечение занятости, удовлетворение специфических потребностей населения, не требующих массового производства, развитие инноваций и научных исследований, стабилизация социальной обстановки).

Так, в Республике Коми в 2009 году функционировали 10642 малых  предприятий, или 54 % от общего количества юридических лиц. Численность работников малых предприятий в 2009 году в  Республике Коми составила 33901 тыс. человек, или 7,2 % к численности экономически активного населения. Инвестиции в малом бизнесе в Республике Коми в 2009 году составили 2404,9 млн руб., или 2,2 % к общей сумме инвестиций по региону. В Республике Коми 15 % малых предприятий заняты в строительстве, 35 % в розничной и оптовой торговле, 1 % в сфере добычи полезных ископаемых. Число малых предприятий в сфере научных исследований и разработок за 2008-2009 годы возросло с 32 до 35, но их доля снизилась с 0,38 % до 0,32 %, или на 16 % [5, с.228].

 По экспертным оценкам, 2/3 малых предприятий взаимодействуют с крупными [6]. Устойчивые взаимодействия малых предприятий с крупными производственными структурами образуют экономический симбиоз,  неустойчивые взаимодействия имеют тенденцию к трансформации - движение осуществляется либо к симбиозу, либо к ликвидации взаимодействия. На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);

2) инкубаторство ("выращивание"  малой фирмы, оказание различной  помощи на этапах ее становления);

3) сателлитная форма  (организация малых фирм-сателлитов различных дочерних фирм, сохраняющих "родственные связи" с "родителями", образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.).

Заметим, что такие  формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.

Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется  преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как дипольная, атомарная,  сетчатая или корпоративная структура.

Субконтрактация как  разновидность делового партнерства, предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в  том числе мини-фирм), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и работа малых предприятий на давальческом сырье (своего рода толлинг), и реализация продукции крупного предприятия.

Причинами популярности субконтрактации являются: более  низкие издержки производства у субподрядчика; временная нехватка производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов; наличие так называемых маргинальных партий изделий (либо объем заказа недостаточно велик для большой фирмы, либо необходимо производство сугубо специализированных видов изделий); потребность в проникновении на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем; обеспечение адаптивности к "пиковым" ситуациям на рынке.

В зависимости от характера  взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:

а) дипольная (пара предприятий  с доминированием крупного);

б) атомарная (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к "ядру");

в) сетчатая (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

г) корпоративная (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.

В этом случае, если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз. Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий малого и крупного в системе франчайзинга, т.е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.

Атомарные структуры  чаще всего возникают в следующих  ситуациях: 1) в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие франчайзинговые фирмы составляют 80 % предприятий розничной торговли); 2) как следствие, реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками "кристаллизации", вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия [7].

Сетчатая структура  представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью  обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом консолидация их усилий позволяет более эффективно решать задачи, обусловленные совместной деятельностью с крупным предприятием.

Корпоративная структура  возникает в том случае, когда  кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу  своей деятельности и обслуживает  уже не одно, а несколько крупных  предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие  - один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.

Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий  различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной  перестройки и реструктуризации крупных предприятий.

Функционирование этой отрасли основывается на рациональном взаимодействии малого и крупного бизнеса, предусматривающем самый широкий диапазон взаимоотношений  от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности.

Крупные, вертикально  интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, причем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, "обкатке" новых бизнес -схем, маркетинге, сбыте продукции работают малые и средние фирмы - сателлиты. При этом чаще всего здесь используются атомарные или сетчатые структуры взаимодействия малого и крупного бизнеса; применяются договоры субконтрактации (на условиях о разделе продукции, аренды оборудования и др.).

Имеется опыт успешного  применения франчайзинга. Одним из первопроходцев в области активного использования франчайзинга в России стала НК ОАО "ЛУКойл". Она передала в аренду на конкурсной основе ряд принадлежащих ей нерентабельных или малорентабельных объектов продуктообеспечения (АЗС, нефтебазы) коммерческим структурам, в том числе малым сбытовым компаниям, которые используют арендованную инфраструктуру и реализуют нефтепродукты под ее маркой. Таким образом, эта компания расширила реализацию своей продукции, избавилась от нерентабельных активов и регулярно получает дополнительные доходы в виде арендной платы, системы франчайзинговых отчислений (роялти и т.д.) [7].

Довольно редкие формы  взаимодействия малых и крупных  предпринимательских структур (инкубаторство, интрапренерство) демонстрирует другой российский гигант - РАО "Газпром". Наряду с громадными по величине российскими месторождениями имеются и мелкие, которые практически не осваивались из-за нерентабельности и сосредоточения крупных предприятий на проблемах "большого газа". В результате значительные запасы природных ресурсов оказывались неосвоенными. Для отобранных малых месторождений в НИИ и проектных институтах "Газпрома" разрабатываются концепции их освоения, технологии обустройства и эксплуатации; осуществляется обоснование проектов, материально-технической базы, заказывается оборудование (обычно в блочно-модульном исполнении). Только после этого компанией принимается решение о создании самостоятельной малой фирмы по разработке газового месторождения с небольшими запасами и осуществляется ее финансовая и материальная поддержка. Аналогичный подход используется и в отношении отдельных месторождений, вступивших в завершающую фазу разработки.

Отметим, что взаимодействия малых и крупных структур в  нефтегазовом комплексе имеют, как правило, устойчивый, симбиотический характер.

Сильной стороной сотрудничества крупных и малых предприятий  является расширение возможностей для  формирования и коммерциализации нововведений. Крупная фирма снижает риск новации  и стимулирует появление новых  решений бизнес-процессов. Взаимодействие крупных и малых фирм несет известную опасность  для малых фирм в связи потерей самостоятельности последних и  в связи с перекачиванием ресурсов успешных малых фирм в пользу крупных фирм в ущерб общей экономичности группировки фирм.

Как ни важны мотивации  к  сотрудничеству с крупными фирмами, для многих малых фирм организация  такого сотрудничества далеко не простое  дело. Малые фирмы, как правило, выживают за счет быстрой адаптации к рынку  и предприимчивости. Так что для них слишком тесное сотрудничество с конкурентами, поставщиками и/или клиентами может представлять реальную угрозу для успешного функционирования. Малым фирмам приходится решать, до какой степени они готовы идти на длительное, тесное сотрудничество, какие знания придется вносить со своей стороны, а какие они хотели бы придержать. Такого рода решения требуют высокого уровня стратегического мышления руководителей и собственников малых фирм [8].

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике