Малый бизнес и его роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – анализ и оценка среды функционирования предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.

Файлы: 1 файл

Маргетинг.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

1.3 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства

Государственное регулирование  и поддержка играют исключительно  важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния  на развитие предпринимательства в  России позволяет определить, что  механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

 Организационные структуры  поддержки бизнеса сегодня представлены  в первую очередь Государственным  комитетом РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства,  Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

 Вторую группу мер  поддержки предпринимательства  составляют различные фонды, источники  их финансирования, рычаги и стимулы  как межотраслевого, так и регионального воздействия.

 В развитии предпринимательства  существенную роль играет региональная  система регулирования и поддержки  малого предпринимательства. Формы  и методы реализации региональной  политики в отношении малого  предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

 Большое значение  в системе управляющего воздействия  имеют конкретные формы и методы  взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

 Важной сферой регулирования  является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

 Деятельность субъектов  предпринимательства во многом  зависит от действий федеральных  органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:

 - закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

 - определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;

 - устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

 Государственная поддержка  предпринимательства сдерживается  макроэкономическими условиями.  Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:

 - несовершенство системы налогообложения;

 - нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

 - неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

 - ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

 - отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

 - организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

 - административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

 Целью программ  является обеспечение благоприятных  условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

 - открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

 - учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

 - постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

 - значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

 - ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

 - использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

 - формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

 - организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

 - существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;

 - обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

 - организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

Государство придает  большое значение развитию малого и  среднего предпринимательства, т.к. небольшие  предприятия являются неотъемлемой составной частью рыночного  хозяйства, отличаются мобильностью в принятии  решений и оперативностью учета.  С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).

Статьей 7 Закона N 209-ФЗ в  целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются, помимо прочих, следующие меры:

 - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

 - упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

 - упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

Статьей 22 Закона N 209-ФЗ предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Оказание поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

 - создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

- содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

- создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

- создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Таким образом, малый  бизнес выполняет особую функцию в экономике ─ обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. В связи с этим государство придает большое значение развитию малого и среднего предпринимательства, т.к. небольшие предприятия являются неотъемлемой составной частью рыночного  хозяйства, отличаются мобильностью в принятии  решений и оперативностью учета.

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономический анализ и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия малого бизнеса ЗАО «Нефтеконсорциум»

2.1 Технико-экономический  анализ деятельности предприятия

 Руководство предприятия должно иметь представление за счет, каких источников оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности вкладывать свой капитал. Забота об обеспеченности бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Также финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.

Как и любое другое предприятие, ЗАО «Нефтеконсорциум» имеет оборотные и внеоборотные активы. Состав и структура внеоборотных активов предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1. Состав и структура внеоборотных активов ЗАО «Нефтеконсорциум» в 2008 – 2010 гг.

Группа активов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение,%

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

Тыс.

руб.

%

08/09

09/10

Нематериальные активы

33

0.0

30

0.0

28

0.0

-9.1

-6.67

Основные средства

61096

55.9

61826

55.9

65182

49.1

1.2

5.42

Незавершенное строительство

3516

3.2

4786

4.3

24343

18.3

36,12

408.62

Долгосрочные фин. вложения

42005

38.4

42005

38.0

42005

31.7

0

0

Прочие внеоборотные активы

2459

2.3

1854

1.7

974

0.7

-24.6

-47.47

Итого внеоборотных активов

10926

100

11061

100

13270

100

1.23

19.97

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономике