Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:58, курсовая работа
Цель исследования – анализ и оценка среды функционирования предприятия ЗАО «Нефтеконсорциум», выявление проблем и резервов, разработка рекомендаций по повышению эффективности маркетинговой деятельности. В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ теоретических, прикладных источников по проблемам малого предпринимательства в России и тенденций его развития.
2. Изучение развития малого предпринимательства и выявление основных проблем и препятствий на пути его развития.
1.3 Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства
Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.
Организационные структуры
поддержки бизнеса сегодня
Вторую группу мер
поддержки предпринимательства
составляют различные фонды,
В развитии
Большое значение
в системе управляющего
Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.
Деятельность субъектов
предпринимательства во многом
зависит от действий
- закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;
- определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;
- устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Государственная поддержка
предпринимательства
- несовершенство системы налогообложения;
- нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
- неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
- ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;
- отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
- организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;
- административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.
Целью программ
является обеспечение
- открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
- значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
- ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;
- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
- формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
- организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;
- существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;
- обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;
- организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
Государство придает большое значение развитию малого и среднего предпринимательства, т.к. небольшие предприятия являются неотъемлемой составной частью рыночного хозяйства, отличаются мобильностью в принятии решений и оперативностью учета. С 01.01.2008 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
Статьей 7 Закона N 209-ФЗ в целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются, помимо прочих, следующие меры:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
Статьей 22 Закона N 209-ФЗ предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Оказание поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
- содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
- создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Таким образом, малый бизнес выполняет особую функцию в экономике ─ обновление экономической системы, содействие социально-политической стабильности общества путем обеспечения собственного благосостояния участников и достижение пользы для общества в целом. Не следует забывать, что малый бизнес в огромной степени обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет только около 20%. В связи с этим государство придает большое значение развитию малого и среднего предпринимательства, т.к. небольшие предприятия являются неотъемлемой составной частью рыночного хозяйства, отличаются мобильностью в принятии решений и оперативностью учета.
2. Экономический анализ и оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия малого бизнеса ЗАО «Нефтеконсорциум»
2.1 Технико-экономический анализ деятельности предприятия
Руководство предприятия должно иметь представление за счет, каких источников оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности вкладывать свой капитал. Забота об обеспеченности бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Также финансовое состояние предприятия в значительной степени зависит от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал, и какой доход они приносят.
Как и любое другое предприятие, ЗАО «Нефтеконсорциум» имеет оборотные и внеоборотные активы. Состав и структура внеоборотных активов предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1. Состав и структура внеоборотных активов ЗАО «Нефтеконсорциум» в 2008 – 2010 гг.
Группа активов |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение,% | ||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
08/09 |
09/10 | |
Нематериальные активы |
33 |
0.0 |
30 |
0.0 |
28 |
0.0 |
-9.1 |
-6.67 |
Основные средства |
61096 |
55.9 |
61826 |
55.9 |
65182 |
49.1 |
1.2 |
5.42 |
Незавершенное строительство |
3516 |
3.2 |
4786 |
4.3 |
24343 |
18.3 |
36,12 |
408.62 |
Долгосрочные фин. вложения |
42005 |
38.4 |
42005 |
38.0 |
42005 |
31.7 |
0 |
0 |
Прочие внеоборотные активы |
2459 |
2.3 |
1854 |
1.7 |
974 |
0.7 |
-24.6 |
-47.47 |
Итого внеоборотных активов |
10926 |
100 |
11061 |
100 |
13270 |
100 |
1.23 |
19.97 |