Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России.
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономической теории и регионального развития
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ
В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Научный руководитель:
к.э.н., доцент Егорова А.А.
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Актуальной проблемой в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем – это, прежде всего: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для всей экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Из этого следует, что государству необходимо процветание малого бизнеса и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
- определить сущность и роль малого бизнеса.
- рассмотреть развитие малого предпринимательства в России.
- проанализировать современное состояние и проблемы.
- оценить государственное регулирование малого бизнеса.
- выявить перспективы.
Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.
Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.
Курсовая работа состоит: из введения, теоретической части, аналитической части, заключения и списка литературы.
Структура курсовой:
Во введении обоснован выбор темы исследования ее, актуальность, определена цель, объект, предмет задачи и методы курсовой работы.
В первой главе рассказывается, что собой представляет малый бизнес его сущность, роль и значение, необходимость его развития в России.
Во второй главе рассматривается
современное состояние и
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса.
1.1 Необходимость малого бизнеса .
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
Малое предпринимательство
– с одной стороны
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:
• доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
• доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
• доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
• доли малого бизнеса в экспорте продукции;
• доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.
Развитие в России малого
бизнеса имеет большое
• мелкий бизнес позволяет
заполнить все наши рынки и
наиболее полно удовлетворять
• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
• развитие мелкого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
• мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
• мелкие фирмы могут
быстрее и дешевле
• развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
• с развитием мелкого
бизнеса появляется средний класс
и класс мелких собственников, заинтересованный
в стабилизации экономики и наведении
элементарного порядка в
• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса
прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; « в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики»
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:
• в снижении уровня безработицы;
• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
• в улучшении качества обслуживания;
• в более высокой
• в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
• в формировании многочисленного
класса мелких собственников, которые
в наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и
• в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды .
Сектор малого бизнеса
наиболее динамично осваивает новые
виды продукции и рыночные «ниши»,
способствует приближению производства
товаров и услуг к потребителю,
развивается в отраслях, непривлекательных
для крупного бизнеса. Важными особенностями
малого предпринимательства являются
широкое использование
Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций
показывает, что в развитых рыночных
экономиках, и в условиях постсоциалистических
народно-хозяйственных
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малый бизнес играет в экономике
любой страны довольно большую роль.
Он является неотъемлемой частью социально-экономической
системы страны, обеспечивая стабильность
рыночных отношений, втягивая большую
часть граждан страны в эту
систему отношений путем
Мелкий бизнес присутствует
во всех сферах и областях экономики.
Сегодня преимущества малого бизнеса
по сравнению с другими секторами
экономики выражены намного ярче,
чем недостатки. В этом заключается
специфика малого предпринимательства
– пробуждаться в период общего
экономического спада, решая многие
экономические и социальные проблемы.
Функционирование малых предприятий
демонстрирует хорошую
Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике