Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России.
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.78 Кб (Скачать)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

                Кафедра экономической теории и регионального развития

 

 

 

                                                 КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И  ЕГО РОЛЬ

В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

                                                                    Студент: Фролова О.В.

                                                                              Группа: 17ЭС-101

            Научный руководитель:

                                      к.э.н., доцент  Егорова А.А.

 

     

 

                                                 Челябинск 2012

Содержание

 

Введение

Глава 1.  Сущность и роль малого бизнеса

1.1 Необходимость малого  бизнеса.

1.2 Развитие малого предпринимательства  в России.

Глава 2.  Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России

2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..

2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.

2.3 Перспективы в малом  бизнесе.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальной проблемой  в наше время является развитие малого бизнеса. Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку  экономика Российской Федерации  в большой степени зависит  от его развития, следует отметить, что малый бизнес очень универсален  и гибко маневрирует на конъюнктуру  рынка. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста  национальной экономики, и на его  пути возникает множество проблем  – это, прежде всего: не эффективная  законодательная база, высокая налоговая  нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как  для всей экономики государства  в целом, так и для каждого  гражданина в отдельности. Ведь малый  бизнес влияет на все сферы нашей  жизни – экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и  т.д. Из этого следует, что государству  необходимо процветание малого бизнеса  и оно должно стимулировать его  развитие, активно участвовать в  реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и  рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий  малого бизнеса.

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий  в России, выявить проблемы развития и пути их решения.

Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.

Объектом исследования: малое  предпринимательство.

В соответствии с целью  и объектом работы решались следующие  задачи:

- определить сущность  и роль малого бизнеса.

- рассмотреть развитие  малого предпринимательства в  России.

- проанализировать современное  состояние и проблемы.

- оценить государственное  регулирование малого бизнеса.

- выявить перспективы.

Методы исследования: изучение научной и методической литературы, статей, учебников по данной теме.

Источники информации: учебно-методическая литература по малому предпринимательству, статьи в экономических журналах, законы и сайты в интернете.

Курсовая работа состоит: из введения, теоретической части, аналитической  части, заключения и списка литературы.

Структура курсовой:

Во введении обоснован  выбор темы исследования ее, актуальность, определена цель, объект, предмет задачи и методы курсовой работы.

В первой главе рассказывается, что собой представляет малый  бизнес его сущность, роль и значение, необходимость его развития в  России.

Во второй главе рассматривается  современное состояние и проблемы малого предпринимательства, методы государственного регулирования, и выявлены перспективы  в малом бизнесе.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по теме исследования.

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса.

 

1.1 Необходимость  малого бизнеса .

 

Современные экономисты практически  отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической  жизни, базирующееся на иных принципах  организации дела.

           Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство  – с одной стороны специфический  сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении  материальных, энергетических, природных  ресурсов и максимальном использовании  человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения  граждан, в пределах прав, предоставленных  Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

          Так предпринимательская деятельность как малый бизнес — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Экономика любого государства  не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

• доли валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий  в общем количестве коммерческих     предприятий;

• доли трудоспособного  населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в  экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих  от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доли отдельных видов  продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет  заполнить все наши рынки и  наиболее полно удовлетворять потребности  населения в потребительских  товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса  это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще  в управлении, им не нужно создавать  сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут  быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса  позволяет в значительной степени  решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса

прежде всего, гибкостью  и восприимчивостью к конъюнктуре  рынка, быстрее реагирует на спрос  потребителей; « в современных  условиях РФ, когда процесс становления  малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его  дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим  фактором поступательного подъема  национальной экономики»

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим  направлениям:

• в снижении уровня безработицы;

• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции  и услугах;

• в улучшении качества обслуживания;

• в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

• в формировании среднего класса в обществе как основы для  развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

• в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

• в снижении забастовок и социальной напряженности в  обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые  различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов  в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной  арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды  .

Сектор малого бизнеса  наиболее динамично осваивает новые  виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Важными особенностями  малого предпринимательства являются широкое использование небольших  местных источников сырья, способность  к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют  конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной  структуры экономики.

Так малое предпринимательство  — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта государства.

Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок,                    найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.

В целом государства в  странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке  малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде  осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски         и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Малый бизнес играет в экономике  любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической  системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую  часть граждан страны в эту  систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая  высокую эффективность производства путем глубокой специализации и  кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте  национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий  демонстрирует хорошую адаптацию  к внешним условиям, своим развитием  укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче  проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его  в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность  производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике