Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:36, курсовая работа
Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:
Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России.
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.
Несмотря на все проблемы,
в 2010 году достаточно неплохие перспективы
развития малого бизнеса в России,
так как рыночные отношения диктуют
новые условия развития экономики,
а помощь государства создает
благоприятные условия для
Из опыта стран с
развитой рыночной экономикой известно,
как влияет на положение малого бизнеса
общее состояние и социально-
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:
Малый бизнес может стать
той важной основой, с помощью
которой буден осуществлен
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса. Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.
Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).
Третье
направление включает создание действенных
финансово-кредитных и
Если индивидуальные предприятия
в основном развиваются за счет собственных
средств, то для более крупных
предприятий малого бизнеса необходимо
финансирование, за счет привлечения
внешних источников средств. В этом
случае возникают определенные проблемы.
На получение полноценного банковского
кредита могут рассчитывать далеко
не все малые предприятия. Для
положительного решения чаще всего
требуется успешное ведение бизнеса
не менее полугода, а чаще всего 9
месяцев или год. Вложенный собственный
капитал, прозрачность бизнеса, поставленный
учет, перспективы развития, реальные
источники погашения кредита. Если
предприниматель может
В настоящее время наблюдается
положительная тенденция в
Кредитование малого
бизнеса предполагает
Большую роль в государственной
поддержке малого бизнеса должны
сыграть государственные и
Динамичное развитие малого
бизнеса обусловлено рядом
Каковы же эти достоинства?
Прежде всего, следует отметить гибкость
и мобильность малого бизнеса, позволяющие
ему оперативно реагировать на запросы
рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся
условиям. Малое предпринимательство
можно квалифицировать как
Созданию такой атмосферы в малой форме и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
Наконец, нужно отметить,
что для организации малого бизнеса,
как правило, не требуется крупных
вложений в основные средства. Это
преимущество привлекает многих начинающих
предпринимателей и положительно сказывается
на себестоимости выпускаемой
Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.
Малому бизнесу практически
нет применения в фондоемких, наукоемких
отраслях, требующих больших
У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.
Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Таковы основные недостатки малого бизнеса. Задача руководителей малых фирм – ослабить их негативное влияние на результаты деятельности предприятия.
Заключение
В процессе иследования мы определили, что малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Сущность малых предприятий
характеризуется следующим: они
хорошо адаптируются к внешним условиям,
своим развитием укрепляя рыночные
отношения. В силу своей гибкости
и скорости принятия решений малым
предприятиям легче проконтролировать
производственный процесс и быстро
переналадить его в связи с
изменениями спроса на рынке. Им присущи
высокая маневренность
Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц. Этот процесс проходил очень кропотливо, подержки со стороны государства как таковой и не было, предприниматели шли на свой страх и риск, ради своего благополучия и насыщения рынка необходимыми товароми и услугами.
Проанализировав современное состояние малого бизнеса выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.
Перспективы в малом бизнесе
всегда за теми, кто заранее готовится
ко всем ситуациям, минимизирует издержки,
не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами,
внедряет в производственный процесс
инновационные технологии и комплексно
изучает рынок своей
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что цель курсовой работы достигнута. Можно считать, что данная тема является очень актуальной. Так как малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике