Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России.
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.78 Кб (Скачать)

В настоящее время в  создании малых предприятий большую  заинтересованность проявляют крупные  компании. Они поручают мелкому бизнесу  вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с  рынком, проводить различные научные  разработки.

 

1.2 Развитие малого  предпринимательства в России

Развитие предпринимательства  является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой Правительство  Российской Федерации. По мнению чиновников, частное предпринимательство должно вносить более весомый вклад  в ВВП Российской Федерации.

Развитие предпринимательства  в России сопряжено с целым  рядом трудностей. Экономическая  активность населения в Российской Федерации крайне мала, так как  долгое время частный бизнес в  нашей стране находился под запретом. Современный предприниматели, которые  хотят открыть собственный бизнес, сталкиваются с обилием трудностей, которые часто создаются местными властями.

Правительство Российской Федерации  предприняло ряд мер по созданию благоприятного климата для развития частного предпринимательства в  России. Были упрощены процедуры регистрации  предприятий, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, а также разработано  несколько программ помощи начинающим предпринимателям.

Еще одной серьезной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства  в России, является сложность получения  кредитов. Большинство банков предпочитают работать с крупными корпорациями, выдача микрокредитов частным предпринимателям представляет для них небольшой  интерес.

Экономический кризис несколько  ускорил темпы развития предпринимательства  в России. Многие люди, которые потеряли работу, открывают собственные предприятия, которые продают товары или оказывают  услуги населению. С другой стороны, многие предприниматели были вынуждены  отказаться от собственного бизнеса, так  как большинство населения не могут воспользоваться их услугами.

Развитие предпринимательства  в России связано, прежде всего, с  посреднической деятельностью при  торговле и предоставлением различных  услуг. Как правило, частные предприниматели  начинают свою деятельность с открытия магазина или небольшой мастерской. В настоящее время на территории России огромной популярностью пользуются автомобильные мастерские и автомойки, где многие россияне предпочитают обслуживать  свой автомобиль.

К сожалению, развитие частного предпринимательства в России практически  не затронуло высокотехнологичные  сферы. Если во многих странах мира небольшие частные компании занимаются разработкой различных технических  новинок, то в настоящее время  в нашей стране подобных компаний практически не существует. Несмотря на то, что в нашей стране есть множество людей, имеющих оригинальные технические идеи, найти финансирование для проведения конструкторской  разработки или создания опытных  образцов крайне сложно.

Развитие предпринимательства  в России происходит довольно медленно, не смотря на то, что в крупных  городах создается обилие частных  предприятий, в российской «глубинке» практически невозможно создать  малое предприятие, которое будет  приносить стабильный доход.

Роль малого бизнеса в  России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной.

Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня  государственная политика в отношении  малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство  вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство  воспринимается чиновниками как  часть податного сословия, главной  обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение  между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся  культурно-исторические традиции и  менталитет общества (в странах с  населением, для которого «дух» предпринимательства  воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический  фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости  ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом  развития экономический реформ и  состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий  значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание»  крупных фирм.

         Все вышеизложенное, позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства.

 

Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России и Зарубежом.

 

2.1 Основные тенденции,  проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  России.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  и перехода отечественной экономики  в рыночные условия малые предприниматели  взяли на себя роль создателя почвы  для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

Между тем к 2008 г. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6 % меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г.

 В последние десятилетия  малое предпринимательство превратилось  во многих странах в один  из важнейших секторов экономики.  По данным главы Министерства  экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса  в ВВП развитых стран составляет  порядка 50%, в Китае — более  60%, в России – пока не превышает  17%.

Особенностью российского  малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального оборота  субъектов малого предпринимательства  укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

В целом в российских условиях становление малого бизнеса как  сектора экономики идет достаточно медленно. Это проявляется в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий  утратила свои рыночные позиции, часть  – перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась  на сферу торговли и обслуживания, а часть – перестала вообще функционировать.

Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие  российской экономике характеристики.

Это необходимо, так как малый  бизнес способен при относительно небольших  инвестициях стать хорошим «мотором»  на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную  и структурную несбалансированность на макроуровне.

В нашей стране малые предприятия  распределяются по видам экономической  деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая  и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт  и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг, образование, здравоохранение  и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

На таблице 1 можно видеть данные по состоянию числа малых  предприятий по видам экономической  деятельности.                      

Таблица 1.

Число малых предприятий  по видам экономической деятельности.

 

2008

2009

2010

 

Единиц

В процентах к итогу

Единиц

В процентах к итогу

Единиц

В процентах к итогу

Всего

1027

100

988

100

919

100

Из них по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

109

10,6

100

10,1

90

9,8

рыболовство, рыбоводство

1

0,1

2

0,2

1

0,1

добыча полезных ископаемых

8

0,8

8

0,8

8

0,9

обрабатывающие производства

326

31,7

312

31,6

284

30,9

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

5

0,5

2

0,2

2

0,2

строительство

124

12,1

108

10,9

12

11,1

оптовая и розничная торговля;    ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

222

21,6

230

23,3

209

22,7

гостиницы и рестораны

45

4,4

52

5,3

51

5,6

транспорт и связь

41

4,0

32

3,2

38

3,1

из них связь

4

0,4

6

0,6

5

0,5

финансовая деятельность

1

0,1

1

0,1

1

0,1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

125

12,2

120

12,2

125

13,6

образование

2

0,2

1

0,1

1

0,1

здравоохранение и предоставление социальных услуг

2

0,2

4

0,4

4

0,4

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

16

1,6

16

1,6

13

1,4


 

По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 230 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше .  Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт. Особенно неутешительно выглядят данные по сельскому хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 125 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной. Вывод можно сделать такой: у нас в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого бизнеса. Малый  бизнес не должен быть сосредоточен в  только крупных городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной  экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой  высокоразвитой экономикой.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике