Малый бизнес и его роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать состояние малых предприятий в России, выявить проблемы развития и пути их решения.
Предмет исследования: проблемы малого бизнеса в России.
Объектом исследования: малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи:

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса
1.1 Необходимость малого бизнеса.
1.2 Развитие малого предпринимательства в России.
Глава 2. Анализ проблем и перспектив развития малого бизнеса в современной России
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России..
2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России.
2.3 Перспективы в малом бизнесе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 67.78 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса.

 Мелким предприятиям присущие гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

В то же время для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость от внешней  среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности  со сбытом продукции и т.п. Очевидно, что начавшийся мировой финансовый кризис в большей степени окажет негативное влияние на ситуацию в  сфере предпринимательства но особенно это коснется малого бизнеса.

Из-за девальвации рубля, произошедшей в последние месяцы, в крайне тяжелом положении оказался торговый сектор экономики, особенно его  малые сегмент. Нарушены связи между  производителями товаров и торговыми  организациями, особенно связанные  с импортом товаров народного  потребления, привычные схемы товаропотоков  перестают функционировать.

Ощущается нехватка оборотных  средств, прежде всего у торговых предприятий. По данным экспертов, средняя  обеспеченность ими даже в г. Москве снизилась в 2-3 раза. Как следствие, магазины нередко вынуждены торговать  тем, что производители или оптовики поставляют с отсрочкой платежа  до реализации. Действующая отечественная  система безналичных расчетов все  еще имеет много недостатков, а товарный бартер в сфере малого бизнеса практически не развит. Это  существенно снижает возможности  выживания предпринимательских  структур и малых предприятий .

В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших проблем  малых предприятий. Более того, банкам не выгодно выдавать небольшие кредиты (а именно такие кредиты требуются малым предприятиям), в пределах 200 - 300 тысяч руб. Затраты на изучение деятельности потенциального крупного заемщика и малого предприятия практически одинаковы, а доход банка будет существенно различаться. При этом такие широко распространенные за рубежом направления финансовой поддержки малого бизнеса, как микрофинансирование, финансовый лизинг, кредитная кооперация в нашей стране практически не получили развития.

Таблица 2. Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации.

Федеральные

округа

Количество зарегистрированных МП на 1 января 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1

Прирост / сокращение (-)

Количества зарегистрированныхМП

на 100 тыс. чел. Населения  за период

01.01.2010-01.01.2011

КоличествозарегистрированныхМП  в расчете на 100 тыс. чел. населения1 в% от среднего по РФ

РФ

154,8

5,7

100,0

Центральный

184,1

12,8

118,9

Северо-Западный

230,5

0,5

148,9

Северо-Кавказкий

62,5

2,8

40,4

Южный

130,2

26,6

84,1

Приволжский

157,6

1,4

101,8

Уральский

116,5

3,9

75,3

Сибирский

128,1

2,9

82,7

Дальневосточный

154,5

5,9

99,8


 

По состоянию на 1 января 2011 г. в России было зарегистрировано 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6 % меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось  на 5,7 ед. и составило 154,8 ед. Рост количества малых предприятий в расчете  на 100 тыс. населения зафиксирован в  трех федеральных округах, среди  них Дальневосточный федеральный  округ (прирост на 4,0 % или 5,9 малых  предприятий на каждые 100 тыс. жителей  округа), Уральский федеральный округ (прирост на 3,5 % или 3,9 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Приволжский федеральный округ (прирост  около 0,9 % или 1,4 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей округа). В  остальных федеральных округах  количество малых предприятий в  расчете на 100 тыс. чел. сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается  в Южном федеральном округе (на 17,0 % или на 26,6 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа) и  Центральном федеральном округе (на 6,5 % или 12,8 малых предприятий  на каждые 100 тыс. жителей округа). В  Северо-Кавказском федеральном округе показатель сократился на 4,3 %, в Сибирском  федеральном округе – на 2,2 %, в  Северо-Западном федеральном округе – на 0,2 %.

По итогам 2010 г. среднесписочная  численность занятых на МП (без  учета внешних совместителей  и работающих по договорам гражданско-правового  характера) в целом по стране сократилась  на 2,9 % по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года и составила 5 562,9 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности  занятых за этот период уменьшился на 0,14 п.п. и составил 12,0 %. Количество занятых на малых предприятиях выросло  в трех федеральных округах, в  том числе в Северо-Западном федеральном  округе (на 3,0 %), Уральском федеральном  округе (на 1,4 %) и Дальневосточном  федеральном округе (на 1,2 %). При этом доля работников МП в общей среднесписочной  численности занятых в рассматриваемых  округах выросла на 0,57 п.п., на 0,16 п.п. и 0,25 п.п. соответственно. В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Южном федеральном округе (на 11,8 %). В Северо-Кавказском федеральном округе показатель снизился на 6,7 %, в Центральном федеральном округе – на 5,6 %, в Сибирском федеральном округе – на 1,4 %, в Приволжском федеральном округе – на 1,1 %.(Таблица 3)

 

Таблица 3. Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2010г.

Федеральные

округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в  общей среднесписочной численности  занятых

тыс. чел.

в % к 2009 г.

%

Изменение относительно

2009 г., п.п.

РФ

5 562,9

97,1

12,0

0,14

Центральный

1 570,7

94,4

11,8

0,39

Северо-Западный

692,9

103,0

13,7

0,57

Северо-Кавказкий

153,6

93,3

9,3

0,58

Южный

498,7

88,2

13,1

1,48

Приволжский

1 245,3

98,9

12,7

0,16

Уральский

403,6

101,4

9,0

0,16

Сибирский

722,1

98,6

11,9

0,03

Дальневосточный

275,9

101,2

12,5

0,25


 

В странах с развитой рыночной экономикой превалируют такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так называемых «мягких», косвенных методов поддержки, включая расширенное применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение консультационными и информационными услугами и др.

Во многих странах формируются  специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу  в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно  развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним  предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что  игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В 2009 году радикально усилена  деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в  дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны  прокуратуры, Федеральной антимонопольной  службы, Счетной Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных  в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в  силу новый Федеральный закон "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного  начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее  число предприятий в которых  – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.

Вместе с тем, следует  отметить, что разрабатываемые планы  по поддержке малого бизнеса пока ориентированы абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются  социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями  социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким  предприятиям должны предоставляться  специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать  специфические российские черты  малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них  можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия  нескольких направлений и видов  деятельности в отличие от узкой  специализации зарубежных малых  предприятий; сочетание значительного  инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической  вооруженности и оснащенности большинства  малых и средних предприятий  в отличие от нередко противоположной  картины на западных фирмах; наличие  высокого общего и профессионального  уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий  в сочетании с отсутствием  или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных  ситуациях; быстрая приспосабливаемость  малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться при разработке действенных, конкретно-целевых мер государственной  и негосударственной поддержки  сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять  друг друга.

 

2.3 Перспективы  в малом бизнесе.

 

Перспективы малого бизнеса  в России

Правительство Российской Федерации  рассматривает малый бизнес как  одно из основных направлений развития экономики. В 2010 году перспективы малого бизнеса очень привлекательны, так  как большинство экономических  ниш, где могут работать частные  предприниматели, еще не занято предприятиями.

По статистике, в большинстве  развитых стран предприятия малого бизнеса составляют более половины экономики страны, в России же их процент очень мал. Правительство  Российской Федерации принимает  различные меры для помощи частными предпринимателям, которые хотят  начать собственное дело. В настоящее  время существует множество региональных программ, которые также могут  помочь начинающим предпринимателям развивать  предприятия малого бизнеса.

К сожалению, начинающий предприниматель  сталкивается с множеством проблем, которые связаны  обилием бюрократических  препятствий при развитии предприятия. Кроме того, получение банковского  кредита для развития малого предприятия  также сопряжено с целым рядом  сложностей.

Несмотря на все препятствия, в России перспективы развития малого бизнеса в 2010 году довольно высоки, так как множество людей предпочитают начать собственное дело, а не работать на государственных предприятиях.  В целом ряде депрессивных регионов развитие малого бизнеса может быть одним из немногочисленных способов выхода из кризиса. Небольшие мастерские или предприятия, где  могут производиться  товары народного потребления,  или  продукты питания, которые могут  быть реализованы в крупных городах, позволят обеспечить рабочие места  и снять социальную напряженность  в регионах.

Одним из наиболее перспективных  направлений развития малого бизнеса  является сфера обслуживания. Отметим, что частные предприятия, которые  предоставляют подобные услуги, могут  работать  не только в крупных  городах, но и организовывать выездные бригады, которые, например, могут специализироваться на ремонте квартир или иных подобных услугах.

Перспективы развития малого бизнеса в России в области  инновационных технологий также  довольно высоки. Несмотря на то, что  в России до сих пор существует «утечка умов» на Запад, в нашей  стране  появляются небольшие  компании, которые работают в области высоких  технологий.  Разработки подобных компаний пользуются огромной популярностью  на зарубежных рынках, многие крупные  компании предпочитают размещать свои заказы на российских малых предприятиях.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в современной экономике