Малый бизнес, его роль в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Развитие рыночных отношений определило необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………….....….3
I. Малый бизнес в современной рыночной экономике.…………............5
I.I. Понятие малого бизнеса ………………………………...………….5
I.II. Организационно – правовые формы малого бизнеса..…….....….8
I.III. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………….…..11
II. Этапы развития малого бизнеса в России ..………………...…..….…15
III. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ…...……19
Практическая часть…………………………………………...……………23
Заключение……………………………………………………................……25
Список использованной литературы………………………..……………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

 

   

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Экономическая теория

Студента: 

 

 

На тему:  Малый бизнес, его роль в российской экономике

 

Автор работы:      

           ___________________

                             (подпись)

 

Научный руководитель:     

___________________     ___________________

(ученая степень, звание, ФИО)           (подпись)

 

Дата сдачи:

«____»______________2010г.

 

Дата защиты:

«____»_____________2010г.

 

Оценка: __________________

 

 

 

Москва 2010 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………….………….....….3

I. Малый бизнес в современной рыночной экономике.…………............5

I.I. Понятие малого бизнеса ………………………………...………….5

I.II.  Организационно – правовые формы малого бизнеса..…….....….8

I.III. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………….…..11

II. Этапы развития малого бизнеса в России ..………………...…..….…15

III. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ…...……19

Практическая часть…………………………………………...……………23

Заключение……………………………………………………................……25

Список  использованной литературы………………………..……………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Развитие рыночных отношений определило необходимость  формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий  малого бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд  преимуществ по сравнению с крупным  производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу  рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует  на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок  товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Актуальность  данной работы состоит в том, что  в современной жизни нашей  страны,  развитие малого бизнеса  является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а  также обеспечению стабильности в социальной сфере. Малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих малых предприятий. Именно этот факт побудил меня выбрать для курсовой работы тему «Малый бизнес, его роль в российской экономике».

Целью работы является раскрытие основных понятий  малого бизнеса и его характеристик, роль малых фирм в экономике и  их развитие в России, а также  государственное регулирование  малого предпринимательства.

В первой части дается понятие малому предпринимательству, и описываются основные организационно-правовые формы предприятий.

Во второй части описываются этапы развития малого бизнеса.

В третьей  части описываются проблемы и  перспективы развития малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

I.I. ПОНЯТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Теории  о предпринимательстве зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Р. Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.

По гражданскому кодексу РФ, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных установленных  законами, государственными органами или другими представительными  организациями критериях (показателях).

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным  хозяином.

Малым бизнесом в России считается предпринимательская  деятельность физических лиц - индивидуальных предпринимателей, а также деятельность коммерческих организаций - малых предприятий.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной  деятельности относятся к субъектам  малого предпринимательства, является численность персонала (занятых  работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее  число показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

       ·средняя численность занятых  на предприятии работников;

       ·ежегодный оборот, полученный предприятием  за год;

       ·величина активов.

В российской практике существование малого предпринимательства  было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

    • в промышленности - 100 чел.;
    • в строительстве - 100 чел.;
    • на транспорте - 100 чел.;
    • в сельском хозяйстве - 60 чел.;
    • в научно-технической сфере - 60 чел.;
    • в оптовой торговле - 50 чел.;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50   чел.

В Федеральном  Законе РФ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" установлено, что под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

В соответствии с законодательством средняя  за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

 

I.II. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА.

 

Малое предприятие  должно иметь одну из организационно-правовых форм, установленных Гражданским  Кодексом РФ, и обладать статусом юридического лица. В качестве учредителей могут  выступать:

·Граждане РФ, члены семьи, другие лица, совместно  ведущие хозяйство;

·Органы управления РФ и субъектов РФ, уполномоченные управлять государственным имуществом;

·Органы местного самоуправления;

·Общественные объединения (организации);

·Иностранные юридические лица и различные иностранные организации (с учетом действующего законодательства);

·Трудовые коллективы государственных и муниципальных  предприятий.

       Каждое предприятие должно иметь одну из следующих организационно- правовых форм:

  1. Хозяйственные товарищества.
  2. Хозяйственные общества.
  3. Производственные кооперативы.
  4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

 

1. Хозяйственные товарищества.

Хозяйственные товарищества могут создаваться  в форме «полного товарищества»  и «товарищества на вере» (иначе  — «коммандитные товарищества»). Число участников не может быть менее  двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется «складочным капиталом». В наименовании товарищества должны фигурировать фамилии товарищей или одна фамилия с припиской «и компания».

    1. Полные товарищества.

Все участники  несут полную имущественную ответственность  по обязательствам, то есть по долгам и  принимают участие в деятельности предприятия [4] .

    1. Товарищества на вере или коммандитные товарищества.

Наряду с полными «товарищами» в формировании складочного капитала принимают участие так называемые «коммандитисты», т. е. вкладчики, не принимающие участия в предпринимательской деятельности, но получающие прибыль и несущие риск убытков в пределах сумм сделанного вклада [4].

 

  1. Хозяйственные общества.

Подразделяются  на:

    1. Общества с ограниченной ответственностью.

Предполагают  одного или нескольких владельцев. Ответственность учредителей ограничена размером их вклада в уставной капитал, который не может быть меньше 100 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

    1. Общество с дополнительной ответственностью.

Имущественная ответственность учредителей общества с дополнительной ответственностью является полной. При банкротстве  одного из участников его ответственность  по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально  их вкладам. Минимальный размер вклада в уставной капитал так же не должен быть меньше 100 МРОТ [4].

    1. Акционерное общество.

Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций и называется акционерным капиталом.

Акция –  это ценная бумага без определенного  срока обращения, свидетельствующая  о внесении владельцем денежных средств в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода в виде части прибыли акционерного общества – дивиденда.

Акционерные общества могут быть «закрытого» и «открытого» типа.

2.3.1. Закрытое акционерное общество.

Акции ЗАО  распределяются внутри предприятия

2.3.2. Открытое акционерное общество.

Акции ОАО  распространяются в свободной продаже.

 

Основное  различие между обществами и товариществами состоит в том, что первые представляют собой объединение капиталов, т. е. участие учредителей выражается прежде всего в имущественных взносах и необязательно – в личном труде, а вторые являются объединением лиц, поскольку учредители, как правило, не только участвуют в деятельности товарищества своим имуществом, но и непосредственно занимаются предпринимательством.

Информация о работе Малый бизнес, его роль в российской экономике