Малый бизнес, его роль в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Развитие рыночных отношений определило необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятий малого бизнеса. Развитие малого и среднего предпринимательства имеет ряд преимуществ по сравнению с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный монополизм, расширить конкуренцию.

Оглавление

Введение……………………………………………………….………….....….3
I. Малый бизнес в современной рыночной экономике.…………............5
I.I. Понятие малого бизнеса ………………………………...………….5
I.II. Организационно – правовые формы малого бизнеса..…….....….8
I.III. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………….…..11
II. Этапы развития малого бизнеса в России ..………………...…..….…15
III. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ…...……19
Практическая часть…………………………………………...……………23
Заключение……………………………………………………................……25
Список использованной литературы………………………..……………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 50.80 Кб (Скачать)

Другое  существенное различие состоит в  том, что участники обществ несут  лишь риск убытков в пределах своего вклада в уставной капитал, а участники  товариществ – ограниченную ответственность  по долгам в пределах своего имущества (это правило не распространяется на вкладчиков товариществ на вере).

Наконец, хозяйственное общество, в отличие  от товарищества, может быть создано  одним учредителем, который становится его единственным участником [4].

 

  1. Производственные кооперативы или артели.

Представляют  собой добровольное объединение  граждан для совместной хозяйственной  деятельности, основанной на их личном трудовом участии. Организационной основой производственных кооперативов является членство. Количество входящих в кооператив членов не может быть меньше пяти. Имущество кооператива складывается из паев вступающих в кооператив членов. Уставной капитал называется – паевой фонд. В составе имущества выделяются «неделимые фонды», которые используются на цели, определяемые уставом кооператива. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительный орган кооператива — правление (или его председатель). В кооперативах с числом более пятидесяти членов может быть создан наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов [4].

 

  1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними имущество.

      

I.III. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МАЛОГО БИЗНЕСА.

Субъекты малого предпринимательства, как субъекты рыночной экономики, имеют как преимущества, так и недостатки. Сравнивая зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

● более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

● большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

● гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

● относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

● большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

● более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

● относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

● более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

● зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом;

● слабая компетентность руководителей;

● повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов; -

● неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в  деятельности субъектом малого предпринимательства  определяются как внутренними, так  и внешними причинами, условиями  функционирования малых предприятий.

Практика деятельности малых фирм свидетельствует о том, что наличия  одного предпринимательского опыта  и хватки недостаточно. В современном  малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком  мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго  существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев. Статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей  на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства  должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход  всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и  неудачи, малое предпринимательство  развивается и набирает темпы  роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.

Российское  малое предпринимательство в  своем становлении прошло четыре этапа.

Начиная с 1991 года, под руководством Б.Н. Ельцина, страна сделала большой шаг в  направлении рыночных отношений, перейдя  к рыночному регулированию цен. Однако первые годы развития экономики  постсоветской России были отмечены такими неправильными действиями как  приватизация (часто за гроши) ведущих  промышленных предприятий и политика поощрения импорта, а также заключение контрактов с иностранными партнерами на заведомо невыгодных условиях, что  больно ударило по отечественной  промышленности.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: 1992—1994 гг.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

В развитии малого предпринимательства имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

В 1992 году (год «шоковой терапии»), в первый год экономических реформ, розничные цены в России, увеличились на 2520%. Главной причиной увеличения было освобождение от государственного контроля большинства цен в январе 1992 года, шаге, который привел к повышению средних цен на 245% только в течение января. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.

Важнейшими  функциями малого предпринимательства в условиях «шоковой терапии» стали обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень, но пользовавшихся огромным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.

Малое предпринимательство  было составным элементом массового  процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные  и полугосударственные акционерные  предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу  для самостоятельной предпринимательской  деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации  в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.

ВТОРОЙ ЭТАП: 1995—1998 гг.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Главными  причинами приостановки роста числа  малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся  легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской  деятельности.

Если  в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.

В экономике  России стала прослеживаться тенденция  к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а  также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются  первой жертвой таких поглощений.

Замедление  роста числа новых малых предприятий  объясняется еще и тем, что  не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.

ТРЕТИЙ ЭТАП: 1999—2001 гг.

С 2000 года в стране стала формироваться  принципиально новая экономическая  ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

Малые предприятия  в борьбе за выживание научились  самостоятельно приспосабливаться  к сложностям рынка.

Для закрепления  и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского  малого предпринимательства, кардинального  расширения поля его деятельности требуется  активизация государственной поддержки  малых предприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности малых предприятий в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

 

    1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ.

 

Малое предпринимательство  играет все возрастающую роль в социально-экономическом  развитии России.

В сложных  экономических условиях мирового финансово-экономического кризиса поддержка малого бизнеса становится одним из приоритетов в работе органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне. Ключевая роль сектора – решение проблем безработицы и инновационного развития экономики.

Информация о работе Малый бизнес, его роль в российской экономике