Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.

Оглавление

. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |

Файлы: 1 файл

Томский Политехнический Университет.doc

— 168.50 Кб (Скачать)
 

                     Томский Политехнический Университет 
 
 

                                                           кафедра экономики 
 
 

                               Курсовая работа

                на тему: Малый бизнес  и   его  место  в  рыночной  экономике

Запада и России 
 
 

                         выполнил: студент гр. 2510

                                                            Батретдинов А.А. 

           проверил:ст - ий. преподовавтель.

                                                               Гаворина О.Л. 
 

                                Томск 2004 г.

      Содержание 

|    |                                                             |стр. |

|1.  |Введение                                                     |3    |

|2.  |Глава  1. Понятие малого бизнеса и его сущность               |5    |

|3.  |1.1. Основной  критерий малого бизнеса                        |5    |

|4.  |1.2. Правовые  основы деятельности малых предприятий          |8    |

|5.  |1.3. Государственная  регистрация предприятия.                |9    |

|6.  |1.4. Ликвидация  и реорганизация предприятия.                 |10   |

|7.  |1.5. Управление  предприятием.                                |11   |

|8.  |1.6. Хозяйственная  и иная деятельность предприятия.          |12   |

|9.  |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.     |14   |

|10. |2.1. Самостоятельное  существование малого бизнеса  на Западе. |14   |

|11. |2.2. Проблемы  становления малого бизнеса в  России.           |17   |

|12. |Глава 3. Роль  малого бизнеса в экономике                     |23   |

|13. |Заключение                                                   |26   |

|14. |Список используемой  литературы                               |29   | 
 
 

      Введение.

      В последнее время в России  созрел  достаточно  серьезный  вопрос:  кто

займет  место  ныне  распадающихся  крупных  монополистических  предприятий,

относящихся как  к  тяжелой,  так  и  к  другим  не  менее  важным  отраслям

промышленности ?

      Поэтому  необходимо  дать  свободу  для  развития  предприятий  малого

бизнеса. Они  могут дать России необходимую  насыщенность  рынка,  устойчивые

цены, среду  конкуренции,  которой  так  не  хватало  крупным  монополистам-

гигантам,  из-за  чего  страдало  качество,  а   процесс   внедрения   новых

технологий всегда был заторможен.

      Особенно актуальна проблема  внедрения на  рынок  малых   предприятий  в

свете последних  изменений в экономике нашей  страны. В условиях  жесточайшего

экономического  кризиса 1998 года,  который  привел  к  банкротству  большого

числа крупных  олигополий, нельзя не вспомнить о  поддержке  малого  бизнеса.

Обвал рубля  привел к тому, что крупные компании  потеряли  свои  позиции  на

рынке товаров  и услуг, а большинство средних  и мелких  предприятий,  которые

«держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще  перестали  существовать.

Данная экономическая  ситуация  создала  условия  для  оптимального  варианта

экономической единицы, как малое  предприятие,  малый  бизнес.  Экономически

это выгодно, потому что появление большого числа фирм  привело  к  появлению

новых  рабочих  мест,  малым  предприятием  легче   управлять   в   условиях

нестабильного курса национальной валюты, да и  это принесет  реальные  деньги

в бюджет не только центра, но  и  регионов,  что  особенно  важно,  учитывая

выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации.  И  одним

из самых главных  преимуществ  является  то,  что  малый  и  средний  бизнес,

неизбежно ведет  к появлению конкуренции на отечественном  рынке, чего так  не

хватало экономике России в последние годы, что привело к созданию  монополий

и сосредоточению власти, как политической,  так  и  экономической,  в  руках

небольшой группы людей. Особенно важно создание малых  предприятий  в  сфере

банковского дела.  Но  чтобы  избежать  как  можно  больше  ошибок,  которые

неизбежны  при  образовании  нового  течения  в  экономике  России,  сначала

следует поучиться  на опыте других стран в этой области  и  понять,  какие  же

условия необходимы для развития мелкого предпринимательства  в нашей стране.

      Активный рост доли малых предприятий  в  структуре  экономики   западных

стран начал  происходить с середины 70-х, начала 90-х годов.  На  сегодняшний

день в наиболее развитых странах Запада малые  фирмы  составляют  70-90%  от

общего числа  предприятий. Для сравнения можно взять, например, США -  где  в

мелком предпринимательстве  занято 53% всего населения, Японию - с  ее  71,7%

и страны ЕС, где  на  аналогичных  предприятиях  трудится  примерно  половина

работающего  населения.  Только  эти  цифры  говорят  об  огромной  важности

предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.

      В пользу эффективности этих  фирм говорит  тот  факт,  они  внедряют  в

17раз больше  нововведений и разработок,  чем   крупные  предприятия,  которые

дают  жизнь  лишь  10%  новых технологий,  остальные 90%  внедряют   малые

предприятия и  независимые изобретатели.

      Наконец,  развитие  мелкого   предпринимательства   необходимо   только

потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе  с

ними  получают  значительную  выгоду  как  для  себя,  так  и  для  рыночной

экономики в  целом. Об этом говорят следующие  цифры: в США  на  малый  бизнес

приходится  34,9%  чистого  дохода,  а  в  Японии  56,6%  всей  продукции  в

обрабатывающей  промышленности производят предприятия малого бизнеса.1

    В   данной  работе  будет   сделана   попытка   охарактеризовать   малое

предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого

предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

      Чтобы глубже и подробнее разобраться   и  понять  необходимость   малого

бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт  ведущих  зарубежных  стран

по развитию малого бизнеса. 
 
 

      ______________

                1Шахмалов Ф. Малое предпринимательство  в  системе  рыночных

реформ: проблемы роста или выживания. //. "Вопросы  экономики", 1998 

      Глава 1. Понятие малого бизнеса  и его сущность

      1.1. Основной критерий малого бизнеса

      Малые предприятия  —  это   не  организационно-правовая  форма,  термин

«малое»  характеризует  лишь  размер  предприятия,  а  критериями  отнесения

предприятия к  малым являются численность работающих и доля  государственной,

муниципальной  собственности  и  собственности  общественных  объединений  в

уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более  25%.

Численность работающих на МП  определяется  по  среднесписочной  численности

основного  производственного  персонала   и   сотрудников,   работающих   по

договорам и  совместительству.  К  малому  бизнесу  относятся  предприятия  с

численностью  работающих  не  более   200   человек   в   промышленности   и

строительстве, до 100 человек —  в  науке  и  научном  обслуживании,  до  50

человек — в  других отраслях  производственной  сферы,  до  15  человек  —  в

непроизводственной  сфере.

      В ряде научных  работ   под  малым  бизнесом  понимается  деятельность,

осуществляемая  небольшой группой лиц,  или  предприятие,  управляемое  одним

собственником. Как правило, наиболее общими критериями,  на  основе  которых

предприятия относятся  к малому бизнесу является: - численность  персонала;  -

размер уставного  капитала; - величина активов;  -  объем  оборота  (прибыли,

дохода). По данным Мирового  банка,  общее  число  показателей,  по  которым

предприятия относятся  к  субъектам  малого  предпринимательства  (бизнеса),

превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми  критериями  являются  те,

что  описаны  выше.  Практически  во  всех  странах  определяющим  критерием

является численность работников за отчетный период.

       Приведу критерии отнесения предприятий  к малому бизнесу,  применяемые

в странах с  развитой рыночной экономикой. Европейском  сообществе с 1  января

1995 г. к малым  предприятиям относятся те, которые   не  превышают  следующих

показателей: - количество занятых работников до 50 чел.;  -  годовой  оборот

менее 4 млн. ЭКЮ; - сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

      К  средним  предприятиям  в  ЕС  относят  те,  которые   не  превышают:

количество занятых  работников от 50 до 250 чел.; - годовой оборот  менее 16

млн. ЭКЮ; - сумма  баланса менее 8 млн. ЭКЮ.1

      При определении мер поддержки  субъектам малого бизнеса на  уровне стран

ЕС могут применятся и другие показатели, а  страны,  входящие  в  ЕС,  могут

использовать  и свои показатели при отнесении  предприятий  к  малым.  Другие

Экономические  организации  устанавливают  свои  меры   отнесения   фирм   к

категории малого бизнеса. Так

      ___________________

      1Лапуста М. Г., Старостин Ю.  Л. Малое предпринимательство  М.  ИНФРА-М,

1998

международная Организация Экономического Сотрудничества и  Развития  (ОЭСР),

в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет  предприятия

с числом занятых  до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как  «малые»,  от

100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

      Рассмотрим  как  относят   предприятия  к  малым   страны   с   развитой

экономикой и  узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

      В Великобритании отнесение   предприятий  к  субъектам   малого  бизнеса

основывается  на данных оборота и численности  занятых (различных по  отраслям

Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России