Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.

Оглавление

. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |

Файлы: 1 файл

Томский Политехнический Университет.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

вклад  работника  в  средства  предприятия.  На  сумму  вклада   начисляются

подлежащие ежегодной  выплате проценты, размер которых  определяется  решением

трудового  коллектива,   утвержденным   органом   предприятия.   Положением,

утвержденным  совместным   решением   трудового   коллектива   (или   совета

предприятия) и  высшего органа предприятии). В  случае  прекращения  трудовых

отношений вклад  и  причитающиеся  на  него  проценты  подлежат  выплате  по

окончании операционного года. 
 
 

      Глава 2. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса.

      2.1. Самостоятельное существование  малого бизнеса на Западе.

      Многие страны развитого капитализма  давно ощутили эффективность   малых

предприятий в  экономике и научились  решать  многие  проблемы,  связанные с

фирмами, которые  занимаются деятельностью в небольших  масштабах.  Экономика

таких стран  как Германия, США и  других  во  многом  основывается  на  малых

предприятиях. Посмотрим, как же развивается малый бизнес в этих странах.

      Эффективность малых предприятий  в Германии несколько выше, чем  в США и

в Японии. Здесь  на долю 12,3% крупных  предприятий  и  34%  занятых  на  них

работников приходится только 52,6% национального  дохода.  Кроме  того,  2/3

рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства.  Поэтому число

малых  предприятий  растет.  (Лапуста  М.  Г.,   Старостин   Ю.   Л.   Малое

предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998).

      Наибольшее влияние на развитие  мелкого  предпринимательства   оказывают

следующие факторы:

      * в развитии инфраструктуры и  средств связи произошел скачок;

      *  повысился  общеобразовательный   уровень   людей   с   одновременным

накоплением опыта  в крупных компаниях;

      *  уменьшение   габаритов,   стоимости   и   упрощение   использования

информационных  систем;

      * способствование малыми фирмами  решению вопроса безработицы; 

* в создании  малых предприятий дополнительным  стимулом оказалось  сокращение

рабочей смены;

      *   большая   конкурентоспособность   за   счет   меньших    издержек,

обусловленных  отсутствием  лишнего  бюрократического  аппарата,   снижением

накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

      * расширение сферы услуг, базирующейся  на малых предприятиях.

      Но, конечно, малые предприятия как возникают,  так  и  распадаются  по

многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий  из

числа малых  потерпели крах, причем 40% из них  просуществовали  не  более  5

лет. Доля банкротов  среди предприятий малого бизнеса всегда выше,  ибо,  идя

на  риск,  предприниматель  решает  сложную  проблему  конкурентоспособности

выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей  фирмы  в

невыгодное положение  по сравнению с  действующей  фирмой.  Новичку  нужно  в

самом  начале  проводить  свою  работу  при  более  высоких  издержках,  чем

предпринимателю действующей фирмы. Поэтому  начинающая  фирма  всегда  имеет

более высокую  себестоимость продукции. Наиболее частые  причины  банкротства

малых  предприятий  -  это неудачи в сфере сбыта продукции,   а   также

недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

      Но все же, несмотря ни  на  что,  количество  вновь  создаваемых   фирм

превосходит число  ликвидированных,  что  говорит  об  абсолютном  увеличении

числа предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике.  Причем  достаточно

важно то, что  часто малое предприятие обанкрочивается  не полностью,  а  лишь

выкупается более  крупной фирмой или само становится таковой.

      Существует 3 модели развития мелкого предпринимательства:

      I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-

кво;

      II. медленное расширение деловой активности;

      III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние,  а

затем и в  крупные компании.

      По данным опроса  владельцев  малых  предприятий  в   Германии  55%  не

планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого  роста,

и только 10% - быстрого развития за счет производства  новой  продукции  или

вступления на новые рынки, что говорит  о  стремлении  к  сохранению  своего

статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

      В предыдущей главе мы видим,  что в 80-х годах обозначилась  тенденция к

увеличению  числа малых   предприятий   в   Германии.   Поэтому   правомерно

утверждать, что  в эти годы,  одновременно  с  укреплением  позиций  верхушки

монополистического  капитала  (данное  утверждение  ни  у  кого  не  вызывает

сомнений) в экономике  стран Запада наметился  процесс  возрастания  значения

мелких  и  средних  фирм  в  ряде   областей   как   материальной,   так   и

нематериальной  сферы производства.

      Относительно состояния промышленности  Германии, хотелось  бы  привести

следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем  промышленном  обороте  со

второй половины 70-х годов до середины 80-х не  возрастала,  а  по  экспорту

даже несколько  снижалась. Наиболее же наглядной эта  тенденция  была  в  США.

Согласно  официальным  данным  с  1980  по  1989  года  доля   фирм   малого

предпринимательства  увеличилась   с   18%   до37%.   (Шахмалов   Ф.   Малое

предпринимательство  в  системе  рыночных   реформ:   проблемы   роста   или

выживания. //. "Вопросы  экономики", 1998).

      В общем, в 70-е - 80-е годы  сначала наметилась, а затем еще   очевидней

стала проявляться  тенденция, при которой доля крупнейших компаний в  выпуске

продукции,  инвестициях,  обороте  и  других  показателях  многих   отраслей

оставалась   стабильной   или   даже   несколько   снижалась.   Установилось

сбалансированное  состояние между мелким и средним  бизнесом.  Этот  временный

период  можно  считать  звездным  часом  малого   бизнеса,   поскольку   для

предпринимательства   все   более   важной   становится   быстрая,   гибкая,

инновационная адаптация внутренней  среды  и  внешних  взаимосвязей  фирм  к

возрастающей  неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все  чаще

осознают необходимость  использовать не  только  преимущества  специализации,

особую атмосферу  творчества  и  заинтересованности,  традиционно  царящую  в

малых фирмах, но и возможности,  которые  открываются  при  производственной

кооперации:  экономия  на  масштабах,  совместные   научно-исследовательские

разработки, разделение риска.

      Большой плюс малых предприятий   состоит  в  том,  что   многие  из  них

оказались более  приспособленными, чем крупные компании, к условиям  развития

в  кризисные  периоды  для  экономик  Запада.   Крупные   фирмы   не   столь

чувствительно и быстро реагируют на какие-либо  колебания или изменения в

экономике. Не случайно  в  политике  правительств  Германии,  США  и  многих

других развитых капиталистических  стран  помощь  мелкому  бизнесу  занимает

особое место.  Мелкие  предприятия  стали  своеобразным  индикатором  общего

состояния дел  в экономике. Небольшие предприятия  наиболее  чутко  реагируют

на изменение  хозяйственной конъюнктуры, падение  или повышение нормы  прибыли

в  отраслях  экономики.  Волна  разорений  или  образования  новых  компаний

зарождается прежде всего в  немонополизированном  секторе  и  лишь  позднее,

набрав  силу,  докатывается  до  более  крупных  фирм,   отражаясь   на   их

деятельности.

      В  условиях  ухудшения  воспроизводства   крупные   компании   находят

"отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие  фирмы,  как  правило,  не  имеют

такой возможности. Это вынуждает их для выживания  интенсивно  пересматривать

свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто  в  обстановке

70-х начала 80-х  годов сумели  приспособиться  -  выжили,  другие  -  просто

разорились.  Однако,  в  свою  очередь,  развитие  малых   предприятий   при

преодолении  этого   кризиса   послужило   важным   средством   оздоровления

экономики. 
 
 

      2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России.

      Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов   малый

бизнес может  стать основой экономики : в наших  условиях он может стать  лишь

связующим  звеном,  которое  обеспечило  бы  бесперебойную  работу   крупных

промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить  те  отрасли

и сферы экономики, в которых  предприятия  малого  бизнеса  играют  решающую

роль. Во-первых, это вся  сфера  услуг,  в  том  числе  технические  услуги,

включая  ремонт   и   техническое   обслуживание   машин   и   оборудования;

консультационные  услуги;  бытовое  обслуживание  населения.   Во-вторых   -

торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

      Поэтому одним из  решающих  условий  углубления  проводимых  в  России

экономических  реформ,  способных  вывести  страну  из  кризиса,  обеспечить

ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования  производства

и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства.  Этот  сектор

экономики  создает  необходимую  атмосферу  конкуренции,   способен   быстро

реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять  образующиеся

ниши  в  потребительской  сфере,  создает  дополнительные   рабочие   места,

является  основным  источником  формирования  среднего   класса,   то   есть

расширяет социальную базу проводимых реформ.

      Следует заметить, что наблюдавшийся  до 1992  года  бурный  рост  малых

предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас  у  нас  занято  в  малом

Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России