Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.
. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |
вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются
подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением
трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением,
утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета
предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых
отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по
окончании операционного
года.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе.
Многие страны развитого
предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с
фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономика
таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых
предприятиях. Посмотрим, как же развивается малый бизнес в этих странах.
Эффективность малых
в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них
работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3
рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число
малых предприятий растет. (Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое
предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998).
Наибольшее влияние на
следующие факторы:
* в развитии инфраструктуры и
средств связи произошел
* повысился
накоплением опыта в крупных компаниях;
* уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования
информационных систем;
* способствование малыми
* в создании
малых предприятий
рабочей смены;
* большая конкурентоспособность за счет меньших издержек,
обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением
накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;
* расширение сферы услуг,
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по
многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из
числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5
лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя
на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности
выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в
невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в
самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем
предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет
более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства
малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также
недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм
превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении
числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно
важно то, что
часто малое предприятие
выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.
Существует 3 модели развития мелкого предпринимательства:
I. консервация масштабов деятельности с последующим сохранением статус-
кво;
II. медленное расширение деловой активности;
III. быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а
затем и в крупные компании.
По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не
планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста,
и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или
вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего
статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.
В предыдущей главе мы видим, что в 80-х годах обозначилась тенденция к
увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно
утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки
монополистического капитала (данное утверждение ни у кого не вызывает
сомнений) в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения
мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и
нематериальной сферы производства.
Относительно состояния
следующие цифры. Доля 10 ведущих концернов в общем промышленном обороте со
второй половины 70-х годов до середины 80-х не возрастала, а по экспорту
даже несколько снижалась. Наиболее же наглядной эта тенденция была в США.
Согласно официальным данным с 1980 по 1989 года доля фирм малого
предпринимательства увеличилась с 18% до37%. (Шахмалов Ф. Малое
предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или
выживания. //. "Вопросы экономики", 1998).
В общем, в 70-е - 80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней
стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске
продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей
оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось
сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный
период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для
предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая,
инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к
возрастающей неопределенности хозяйственной среды. Предприниматели все чаще
осознают необходимость использовать не только преимущества специализации,
особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в
малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной
кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские
разработки, разделение риска.
Большой плюс малых
оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития
в кризисные периоды для экономик Запада. Крупные фирмы не столь
чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в
экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих
других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает
особое место. Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего
состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют
на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли
в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний
зарождается прежде всего в немонополизированном секторе и лишь позднее,
набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их
деятельности.
В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят
"отдушину" в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют
такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать
свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке
70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто
разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при
преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления
экономики.
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России.
Конечно же, наивно предполагать,
что для страны таких
бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь
связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных
промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли
и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую
роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги,
включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования;
консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых -
торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России
экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить
ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства
и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор
экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро
реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся
ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места,
является основным источником формирования среднего класса, то есть
расширяет социальную базу проводимых реформ.
Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых
предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом
Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России