Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.

Оглавление

. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |

Файлы: 1 файл

Томский Политехнический Университет.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

деятельности.

      В  программе   необходимо   предусмотреть   формирование   эффективных

институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка  и  рынка  ценных  бумаг,

инвестиционного   и    венчурного    предпринимательства,    информационной,

консультационной  и аудиторской деятельности, а  также  создание  комплексной

государственно-общественной системы  поддержки  малого  предпринимательства,

включая подготовку и переподготовку предпринимательских  кадров,  привлечение

к этой сфере  социально активных слоев населения.  Следует  также  определить

меры,   обеспечивающие   поддержку   внешнеэкономической   деятельности    и

привлечение иностранных  инвестиций к развитию предпринимательства.

      Для реализации данных  программ  должны  быть  привлечены  не  столько

средства  государственного   бюджета,   сколько   возможности   частного   -

отечественного, а при необходимости и  иностранного  капитала.  Основным  же

направлением  использования  государственных  ресурсов   должно   стать   не

выделение прямых инвестиций, а страхование  и  предоставление  гарантий  под

кредит.

      В  1998-1999  годах  финансово-кредитная  и  инвестиционная  поддержка

малого предпринимательства  должна  сочетать  оптимизацию  налоговых  льгот,

развитие системы  кредитования  и  создание  благоприятного  инвестиционного

климата  с  участием   специализированных   фондов   и   других   финансовых

институтов.   Сочетание   мер   прямой   и   косвенной   поддержки    должно

способствовать  формированию  необходимого  стартового  капитала  для  вновь

создаваемых, а  также развитию существующих малых  предприятий  и  преодолению

негативной тенденции  ухода этих предприятий от налогообложения. В  1998-1999

годах должны  быть  сохранены  установленные  действующим  законодательством

налоговые  льготы  для  субъектов  малого   предпринимательства.   Предстоит

упростить систему  учета и отчетности субъектов малого предпринимательства  в

целях  получения  основной  информации,  необходимой  для  решения  вопросов

налогообложения. В ходе реализации программ  предусматривается  формирование

гарантийного  и лизингового  фондов,  способствующих  в  условиях  повышенных

рисков кредитованию  и  инвестированию  в  наиболее  эффективные  проекты  и

предприятия. Должен  быть  разработан  порядок,  при  котором  не  менее  20

процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный  фонд  поддержки

малого  предпринимательства,  используется  для  осуществления  региональных

инвестиционных  программ. Будет введен в действие механизм  размещения  среди

субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов  объемов  заказов

на производство и  поставку  продукции,  товаров  и  услуг  для  федеральных

государственных нужд.1 
 
 

      ____________________

      Чепуренко А. Проблема финансирования  в  российском  малом  бизнесе.//

Вопросы экономики.1996, №7

      Глава 3. Роль малого бизнеса  в экономике.

      Во-первых, как уже отмечалось, он  обеспечивает необходимую мобильность

в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию,  без  которых

немыслима его  высокая  эффективность.  Во-вторых,  он  способен  не  только

быстро  заполнять  ниши,  образующиеся  в  потребительской   сфере,   но   и

сравнительно   быстро   окупаться.   В-третьих,   -   создавать    атмосферу

конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй,  самое  главное),  он  создает  ту

среду и дух  предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

      Мелкие  и  средние  предприятия   играют  заметную  роль  в   занятости,

производстве  отдельных товаров, исследовательских  и  научно-производственных

разработках.

      О том, что малые предприятия  способны в больших масштабах обеспечивать

работой незанятые  трудовые ресурсы говорит то, что  в США в мелких  фирмах  в

1990 году было  сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В  этом

заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.1

      Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на

крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому  кругу  продукции  чаще

начинают  коммерциализацию  новых  товаров.  Исследование  500  значительных

технологических   нововведений   и   изобретений,   зарегистрированных    на

протяжении последнего двадцатилетия в  Германии  и  США,  обнаружило  важную

роль небольших  фирм даже в воплощении в жизнь  существенных  технологических

нововведений. 

      Доля технологических нововведений  в США и Германии в 80-х годах в %

            мелкие   средние   крупные

                             фирмы   фирмы      фирмы

      США                35%          15%          50%

      Германия       26%           11%          63%

      (Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.  //.  «Проблемы

теории и практики управления», 1990).

      Успех  малого  бизнеса  в   этой  области  можно  объяснить   следующими

причинами. Углубление специализации в научных разработках  привело  к  тому,

что  во  многих  случаях  небольшие  фирмы  идут  по  более   простому   или

рискованному  пути, работают в неперспективных  отраслях. Мелкие  фирмы  также

охотно берутся  за освоение оригинальных нововведений, поскольку при  выпуске

принципиально нового изделия

      _________________

      1Разумнова И. Мелкие предприятия  в промышленности США.  //.  «Проблемы

теории и практики управления», 1990

снижается  значение  крупных  лабораторий   с   устоявшимися   направлениями

исследований. К  тому же малые фирмы  стремятся  как  можно скорее  наладить

массовое производство. Тем самым, значение  разработок,  проводимых  мелкими

предприятиями достаточно важно,  прежде  всего  с  точки  зрения  расширения

рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь  активно  стимулирует

процесс  производства  с  целью  наиболее  быстрого  удовлетворения   (вновь

рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами  малого

и среднего предпринимательства.

      Отношение нововведений к затратам  на научные исследования и  разработки

малых предприятий  в 3-4 раза выше,  чем  в  крупных.  Если  проследить  путь

изобретения,  использованного   крупными   монополиями,   то   нередко   оно

оказывается результатом  работы отдельных  ученых  или  мелких  фирм.  Однако

последующее внедрение осуществляется  компаниями,  обладающими  необходимыми

для этого финансовыми  и материальными ресурсами.

      Обобщая все вышесказанное, хотелось  бы обратить внимание  на  то,  что

мелкое предпринимательство  воздействует  на  структуру  рынка  и  расширение

рыночных отношений  прежде всего в результате изменения  количества  субъектов

рынка, повышения  квалификации и степени  приобщенности  все  более  и  более

широких  слоев  населения   к   системе   предпринимательства   и   делового

администрирования.

      Развитие  специализации  и   кооперации  вовлекает  мелких  и   средних

предпринимателей  в сферу влияния крупных объединений.

      Фактически они теряют свою  независимость и  превращаются  в  отдельные

звенья более  крупных монополий, хотя  официальная  статистика  учитывает  их

как    самостоятельные    единицы.    Крупные     предприятия     привлекают

узкоспециализированные  мелкие фирмы, производящие для них  отдельные  детали

и узлы. Вокруг монополий, особенно в  отраслях  машиностроения,  электронной

промышленности, группируются  обычно  по  несколько  десятков  тысяч  мелких

предприятий, которые  пользуются финансовой и технической  помощью  монополий.

Для хозяев монополистических  объединений также мелкие  субподрядчики  удобны

и выгодны: они  поставляют свою продукцию  по  достаточно  низким  ценам.  Их

производственные, социальные и другие проблемы  мало  заботят  руководителей

монополий.  В  периоды  неблагоприятной  конъюнктуры  и  других  осложнений,

монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их  на

произвол  судьбы.  В  последнее  десятилетие  во  многих  странах  усилилась

тенденция  к  объединению  мелких  предприятий  на  основе  специализации  и

кооперации производства, в  крупные  отраслевые  структуры,  которые  сейчас

производят большие  объемы разнообразной  продукции,  в  том  числе  высокого

технического  и технологического уровня, и довольно  успешно  конкурируют  на

рынках с крупными компаниями и монополиями.

      Важность  малых  предприятий   еще  и  в  том,  что ведя  ожесточенную

конкурентную  борьбу за выживание,  они  вынуждены  постоянно  развиваться  и

адаптироваться  к  текущим  условиям  рынка,  ведь  чтобы  существовать  надо

получать средства  к  существованию,  а  значит  быть  лучше  других,  чтобы

прибыль доставалась  именно им.

      Массовый   выпуск   промышленных   изделий   длительного   потребления

(автомобилей,  холодильников, телевизоров и   т.  п.)  крупными  предприятиями

вызывает потребность  в соответствующих промышленных  услугах  по  ремонту  и

обслуживанию,  которые  часто  осуществляют  мелкие  предприятия,  так   как

монополии из-за своей громоздкости  вынуждены  затрачивать  много  усилий  в

этом направлении  или создавать разветвленную  сеть  маленьких  филиалов,  что

само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном  для

поддержания престижа крупной фирмы.

      Деятельность   малых   предприятий   в    менее    развитых    районах

западноевропейских  стран - это основа всей  их  социальной  и  экономической

Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России