Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.
. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |
деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных
институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг,
инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной,
консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной
государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства,
включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение
к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить
меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и
привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько
средства государственного бюджета, сколько возможности частного -
отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же
направлением использования государственных ресурсов должно стать не
выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под
кредит.
В 1998-1999 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
малого предпринимательства должна сочетать оптимизацию налоговых льгот,
развитие системы кредитования и создание благоприятного инвестиционного
климата с участием специализированных фондов и других финансовых
институтов. Сочетание мер прямой и косвенной поддержки должно
способствовать формированию необходимого стартового капитала для вновь
создаваемых, а также развитию существующих малых предприятий и преодолению
негативной тенденции ухода этих предприятий от налогообложения. В 1998-1999
годах должны быть сохранены установленные действующим законодательством
налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Предстоит
упростить систему учета и отчетности субъектов малого предпринимательства в
целях получения основной информации, необходимой для решения вопросов
налогообложения. В ходе реализации программ предусматривается формирование
гарантийного и лизингового фондов, способствующих в условиях повышенных
рисков кредитованию и инвестированию в наиболее эффективные проекты и
предприятия. Должен быть разработан порядок, при котором не менее 20
процентов средств, поступающих от приватизации в Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, используется для осуществления региональных
инвестиционных программ. Будет введен в действие механизм размещения среди
субъектов малого предпринимательства не менее 15 процентов объемов заказов
на производство и поставку продукции, товаров и услуг для федеральных
государственных
нужд.1
____________________
Чепуренко А. Проблема
Вопросы экономики.1996, №7
Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.
Во-первых, как уже отмечалось, он
обеспечивает необходимую
в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых
немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только
быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу
конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту
среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости,
производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных
разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать
работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в
1990 году было сосредоточено40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом
заключается социальная
роль предприятий мелкого
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на
крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще
начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных
технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на
протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную
роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических
нововведений.
Доля технологических
мелкие средние крупные
фирмы фирмы фирмы
США 35% 15% 50%
Германия 26% 11% 63%
(Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США. //. «Проблемы
теории и практики управления», 1990).
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими
причинами. Углубление
специализации в научных
что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или
рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также
охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске
принципиально нового изделия
_________________
1Разумнова И. Мелкие
теории и практики управления», 1990
снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями
исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить
массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими
предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения
рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует
процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь
рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого
и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к
малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь
изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно
оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако
последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми
для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное,
мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение
рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов
рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более
широких слоев населения к системе предпринимательства и делового
администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних
предпринимателей
в сферу влияния крупных
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные
звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их
как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали
и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких
предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны
и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их
производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей
монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений,
монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на
произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась
тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и
кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас
производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого
технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на
рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и
адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо
получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы
прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления
(автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями
вызывает потребность
в соответствующих
обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как
монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в
этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что
само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для
поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах
западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической
Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России