Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:50, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого
бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые
цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-
гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых
технологий всегда был заторможен.
. |Введение |3 |
|2. |Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность |5 |
|3. |1.1. Основной критерий малого бизнеса |5 |
|4. |1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий |8 |
|5. |1.3. Государственная регистрация предприятия. |9 |
|6. |1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия. |10 |
|7. |1.5. Управление предприятием. |11 |
|8. |1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия. |12 |
|9. |Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса. |14 |
|10. |2.1. Самостоятельное существование малого бизнеса на Западе. |14 |
|11. |2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России. |17 |
|12. |Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике |23 |
|13. |Заключение |26 |
|14. |Список используемой литературы |29 |
частном бизнесе менее 1 млн. чел.
В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и
становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и
поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996
году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником
финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от
приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что
составило 707 млрд. рублей.( Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое
предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998). Основная часть средств для
выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть
изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних
резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и
самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также
средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы
по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных
защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы
выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого
предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной
инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех
расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым
предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры
малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов
производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение
программы.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья
и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в
другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали
импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары
из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о
предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе
- как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Анализ развития
работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее
положение. Кроме того, существует большое количество предприятий,
зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров
народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее
занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические
кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив
приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия
не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень
финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения
кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,
нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор
негативного воздействия на
непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных
предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Как показывает изучение
в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и
малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной
государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую
очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов
продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского
кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических
центров, развития системы страхования, организации материально-технического
снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства,
разработка и реализация конкретных комплексных программ.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и
развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но
проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и
современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%
полученной прибыли).
Общее направление
- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо
освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого
предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более
низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных
отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько
административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта
проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не
предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской
Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное
количество решений
в поддержку
тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму
времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и
разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно
это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего
предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и
не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно
связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны
бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут
продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на
корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман
государственным чиновникам.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики России. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и
хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых предприятий.
По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого
предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:
1. нормативно-правовое;
2. финансово-кредитное;
3. обеспечение безопасности;
4. информационно-техническое;
5. организационное;
6. кадровое и консультационное обеспечение;
7. внешнеэкономическая
Также в государственной программе должны быть отражены механизмы
денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-
технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали
бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской
Информация о работе Малый бизнес и его место в рыночной экономике Запада и России