Влияние малого бизнеса на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    По  дисциплине: «микроэкономика»

    На  тему: «Влияние малого бизнеса на экономику страны» 
 
 
 
 

    Выполнила:

    Научный руководитель:  
 
 
 
 
 
 
 

    Тюмень-2008

    СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Развитие экономики  любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.

    Необходимость серьезного отношения к проблемам  малого бизнеса определяется двумя  основными причинами. Первая из них  – та роль, которую играет малый  бизнес в формировании гражданского общества; вторая – его удельный вес в современной экономике, достигающий в развитых государствах более 70% ВВП. Малые предприятия являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.

       Поэтому одним из решающих  условий углубления проводимых  в России экономических реформ, способных вывести страну из  кризиса, обеспечить ослабление  монополизма, добиться эффективного  функционирования производства и сферы услуг, является развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

    В связи с этим, цель работы заключается в изучении проблем функционирования предприятий малого бизнеса, а также в выявлении роли государства в поддержке этого вида деятельности.

    Выполнению  поставленной цели будут способствовать следующие задачи:

  • определить структуру малого бизнеса, а также ее характеристики с точки зрения экономической самостоятельности;
  • изучить влияние малого предпринимательства на экономику страны;
  • сравнить развитие малого бизнеса в России с его развитием в США;
  • рассмотреть, как развивается малый бизнес в Тюменской области;
  • провести социологический опрос среди 10 бизнесменов в г. Тюмени.

 

Глава I. Характеристика малого бизнеса,  какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности.

    1. Структура, особенности, специфические  черты малого бизнеса.
 

    Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском.

    Преимущества малого бизнеса (обеспечивающие его эффективность):

    • взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
    • высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры обеспечивают ей хорошую управляемость при  сравнительно низких управленческих расходах.
    • не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

    В то же время малый и средний  бизнес имеют следующие недостатки:

    а) велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

    б) низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;

    в) сфера малого бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

    г) малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть и возникает сложность  в конкуренции с крупным производством1

    Тем не менее, необходимо помнить, что деятельность малых предприятий ориентирована  в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах.  Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства.

    Из  таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимательства – это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий (Приложение 1, Таблица №1).  И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и многочисленными экономическими и социальными проблемами. Весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого предпринимательства в нашей стране.

    Причины отставания России от других стран по роли малого предпринимательства в экономике государства:

    • Огромное количество факторов, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование сектора малого бизнеса. Среди них особое место занимают так называемые «барьеры входа-выхода», т.е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т.е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.  
    • Нестабильность и противоречивость действующей системы налогообложения. По мнению многих экономистов, именно отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству  налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию. Налоговая справедливость требует, чтобы малые предприятия как налогоплательщики должны платить одинаковый налог независимо от источников получения или направлений использования своих доходов.
    • Отсутствие четкости и сопоставимости в качественных и количественных характеристиках критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малое предпринимательство» в российской и зарубежной практике.
 

    В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    1) в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 чел.;

    2) в сельском хозяйстве и научно-технической  сфере – 60;

    3) в оптовой торговле – 50;

    4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30;

    5) в других отраслях и при  осуществлении других видов деятельности  – 50 чел.

    Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации для отнесения  предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

    В мировой практике для отнесения  предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя  численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

    Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.

    Что касается структуры малого бизнеса, то наибольший объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на малых предприятиях, наблюдается в отраслях торговли и общественного питания, промышленности и строительства. Следует отметить, что высокий процент работников малых предприятий преобладает в отраслях промышленности, строительства, торговли и общественного питания. (Приложение 3, Диаграмма №1) 

    Почему  в структуре малого бизнеса превалирует  торговый сектор (32% малых предпринимателей заняты в торговой сфере)? Ответ прост: человек берется за то, что доступнее, предпочитая «синицу в руке». Поэтому и инновации, и собственное производство – исключения из общего правила (наукой и информационными технологиями заняты всего лишь 3% предпринимателей)2.

    Таким образом, опираясь на специфику имеющихся у малого бизнеса преимуществ, конечно учитывая его недостатки, можно утверждать, что с помощью развития малого бизнеса предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы.

     

1.2. Реализация программных  действий по поддержке  малого бизнеса,  взгляд Дмитрия  Медведева на решение  проблем малого  бизнеса.

 

       Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах:

    • в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения.
    • Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

    Действующий российский президент Дмитрий Медведев четко обозначил вопросы, тормозящие развитие малого бизнеса:

    1. Чрезмерный административный прессинг, который существует на всех стадиях развития предприятия.

    Он отметил, что по данным на 1 января 2008 года, в России действует 1 млн 200 тыс. организаций малого бизнеса, 3, 5 млн индивидуальных предпринимателей и 255 тыс. крестьянских хозяйств. Однако вклад малого бизнеса в ВВП не превышает 17%, на долю инновационного бизнеса приходится около 1%, в стране мало предприятий, работающих в сфере науки и информационных технологий. 

Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны