Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Администрация наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.
Администрация по делам малого бизнеса сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг, и с крупными частными подрядчиками федерального правительства при разработке политики, способствующей расширению участия субъектов малого бизнеса в получении правительственных контрактов.
Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса (организация и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций, выпуск информационных материалов и пособий, выделение средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса). Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе.
Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса; практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам (в основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.). К 2005 г. свыше 3 млн. малых предпринимателей принадлежали представителям национальных меньшинств.
Согласно положениям Закона о малом бизнесе 1953 г. Администрация уполномочена предоставлять малому бизнесу прямые займы, займы на основе частичного участия, а также государственные гарантии по коммерческим ссудам, получаемым малыми предприятиями у частных банков.
По мере развития программы финансово-кредитного содействия изменялись формы ее реализации. Начиная с 70-х годов прошлого века Администрация стала переходить от предоставления прямых ссуд к практике государственного гарантирования ссуд и кредитов, получаемых малыми предприятиями у частных банков. В настоящее время в рамках этой программы Администрация гарантирует погашение, за государственный счет до 90% стоимости таких ссуд и кредитов.
Государственные гарантии являются решающим условием при определении срока ссуды. Как правило, коммерческие банки, решившиеся на предоставление не гарантируемых государством ссуд малым предприятиям, предлагают их на срок максимум 3-5 лет. При выдаче прямых займов Администрация вправе устанавливать длительные сроки их погашения - до 15 лет7.
Политика
предоставления государственных гарантий
по частным банковским займам малым
предприятиям способствует постепенной
адаптации малых
Программа равных кредитных возможностей нацелена на создание благоприятных условий для функционирования малого предпринимательства, организуемых представителями социально уязвимых групп населения, она стимулирует развитие предпринимательства в среде национальных меньшинств, в районах проживания индейских племен, в регионах с высоким уровнем безработицы, а также среди ветеранов.
Следует выделить также программу финансового содействия малому бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программу государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями. Первая ее часть, а именно "гарантирование аренды", нацелена на преодоление трудностей, с которыми сталкиваются многие малые предприятия, подыскивающие для себя производственные помещения. С 1965 г. Администрация уполномочена предоставлять малым предпринимателям специальные целевые кредиты для оплаты аренды, а также государственные гарантии под страховые полисы частных компаний, которые страхуют арендодателей от риска, связанного с неуплатой арендных платежей арендаторами.
Эффективным инструментом подключения малого предпринимательства к проектам штатного и местного развития является программа финансирования корпораций развития на уровне штатов и местных органов власти. Эти корпорации, создающиеся по указу властей штатов или местного уровня (в форме акционерных компаний), обязаны использовать аккумулируемые средства для финансирования местных проектов. Чтобы получить целевые кредиты от Администрации, корпорация развития должна отвечать ряду требований:
♦ по меньшей мере, 75% ее учредителей - "местные" физические и/или юридические лица;
♦ для финансирования каждого проекта не менее 20% средств обеспечивается корпорацией;
♦ весьма желательно, чтобы самостоятельно аккумулированные средства были материализованы в форме приобретения земли, начала строительства зданий или закупки оборудования;
♦ участники проекта подбираются корпорацией из числа малых предпринимателей.
Таким образом, при написании этой главы, я пришла к выводу, что за рубежом малый бизнес является более развитым и прибыльным.
Одним из важных приоритетных направлений социально-экономического развития Тюменской области является поддержка малого предпринимательства. Уровень его развития в регионе является показателем благоприятного климата для становления бизнеса, привлечения инвестиций, расширения сфер и направлений экономической деятельности. Число малых предприятий непрерывно растет. На территории юга Тюменской области зарегистрировано 42,2 тысячи субъектов малого предпринимательства, в том числе 32 тыс. – индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. По сравнению с 2006 годом в 2008 году предпринимателей стало на 4,9 тысячи больше.
Правительство области уделяет значительное внимание поддержке малого предпринимательства:
В
рамках программы «Основные
1)
возмещение части процентной
ставки по привлеченным
2)
возмещение части затрат по
участию субъектов малого
3)
возмещение части затрат по
продвижению регионального
4)
предоставление целевых займов
субъектам малого
5)
возмещение части затрат, связанных
с оплатой услуг по
В
диаграмме №3 можно проследить ожидаемый
рост финансирования малого бизнеса (Приложение
3, Диаграмма №3).
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев предложил один из возможных путей решения вопроса, касающийся поддержки малого бизнеса:
– Необходимо включить в малый и средний бизнес как можно больше россиян. 60% экономически активного населения страны должны быть задействованы в малых предприятиях. Увеличение количества граждан, задействованных в малом и среднем бизнесе, означает, что будет все больше обеспеченных людей, а значит и обеспеченных семей. Развитие этой отрасли экономики не только означает увеличение налогооблагаемой базы, но и решает социальные вопросы, расширяя прослойку среднего класса в обществе.
В первом полугодии 2008 года департамент провел областную конференцию «День предпринимателя», обучающие курсы и лекции для жителей области, биржи контактов. Последний проект, проведенный в Тюмени, Тобольске, Ишиме, Заводоуковске, призван помочь предпринимателям, которые занимаются традиционными народными ремеслами.
В рамках реализации программы часть средств будет направлена на создание и развитие инфраструктуры субъектов малого предпринимательства. В частности – на приобретение помещений под бизнес-инкубаторы в Тобольске, Тюмени, Ишиме, развитие гарантийного фонда, также часть средств «уйдет» на возмещение затрат предпринимателей по продвижению своих товаров и услуг на внутреннем рынке, процентной ставки по кредитам и лизингу, участию в выставках и сертификацию.
–
Было много сказано о
При проведении проверок может привлекаться представитель общественной организации (торгово-промышленные палаты; отраслевые ассоциации, союзы работодателей; отраслевые профсоюзы), который вместе с субъектом малого предпринимательства подписывает акт проверки. В случае несогласия с выявленными нарушениями либо наличием претензий к порядку проведения проверки представитель фиксирует особое мнение, в котором мотивированно излагает имеющиеся претензии.
Данные предложения возможно рассмотреть в рамках статьи 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Следует обратить внимание и на ситуацию, когда существующие ведомственные акты не всегда своевременно приводятся в соответствие с изменившимся федеральным законодательством либо их нормы вводят дополнительные требования (согласования, справки) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении тех или иных видов деятельности.
Представляется целесообразным поручить МинЮсту России провести экспертизу ведомственных, а также региональных и муниципальных нормативных актов на предмет наличия в них норм, усложняющих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данная работа тем более актуальна в настоящий момент, когда ведется разработка административных регламентов в министерствах, ведомствах на региональном и местном уровнях.
Также Владимир Якушев внес существенные предложения по вопросу налогообложения малого и среднего бизнеса:
– На наш взгляд, эффективным механизмом стимулирования деятельности является упрощенная система налогообложения. Однако порог, до которого она действует, на сегодня не является оптимальным. Мы считаем, что с двадцати миллионов рублей его можно поднять до ста.
Выручка предприятия – это количество работающих, умноженное на выработку на одного работающего в рублях. Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определена максимальная численность для малых предприятий до 100 человек. Выручка на одного работающего на малых предприятиях Тюменской области и в других регионах, как было озвучено в докладе, колеблется от трехсот тысяч до четырех миллионов рублей в год, но в среднем составляет порядка одного миллиона.
Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны