Влияние малого бизнеса на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

    Вопросы развития малого бизнеса имеют не только экономическое, но и социальное значение. Это база для усиления предпринимательской активности в России и основа для расширения среднего класса в стране.  
2. Отсутствие у двух третей предприятий малого бизнеса собственных площадей под офисы и производственные помещения.

    Таким образом, большая их часть является арендаторами. А краткосрочные договоры аренды – это большой риск для  предпринимателей и тормоз в развитии предприятия. Вопрос с площадями  члены Госсовета порекомендовали в силу возможностей порешать на местах, так как муниципалитеты должны быть заинтересованы в появлении новых налогоплательщиков, в создании дополнительных рабочих мест.

    «Непроходимыми  джунглями для малого бизнеса» назвала  существующие административные барьеры министр экономического развития и торговли России Эльвира Набиуллина, которая указала коллегам на необходимость вычистки законодательства, избавления от абсурдных, порой «экзотических» требований. Чтобы открыть точку общественного питания, требуется собрать 20 документов, и только один из них федеральный. Для открытия малого производственного объединения требуется чуть меньше – 12 документов. Это ли не административный барьер?

    С запретом надзирающим органам проникать  на предприятия малого бизнеса Эльвира Набиуллина тоже согласна.

    Правительство предлагает реализацию Программы поддержки  малого предпринимательства (Приложение 2, Схема №1).

    Система основных мероприятий  реализации программных  действий представлена следующими разделами:

    • Раздел 1. Совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого предпринимательства.

    Направление включает мероприятия по совершенствованию  и развитию правового обеспечения  малого предпринимательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность, с учетом интересов субъектов малого предпринимательства. Основу этой работы составит устранение на муниципальном уровне факторов, препятствующих развитию малого бизнеса, оказывающих негативное влияние на процесс организации, оформления и ведения предпринимательской деятельности, разработка предложений по поддержке малого предпринимательства, повышение уровня правовой культуры предпринимателей, доведение до предпринимателей правовой и управленческой информации.

    • Раздел 2. Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

    Данное  направление предусматривает мероприятия  в рамках полномочий муниципалитета по минимизации административно-разрешительной и контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий. В целях обеспечения прозрачности механизма распределения и приватизации муниципального имущества Программой также предлагается перечень мероприятий.

    • Раздел 3. Развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на поддержку малого предпринимательства.

    Направление предполагает рассмотрение вопроса  разработки схем кредитования субъектов  малого предпринимательства, целевой  поддержки инвестиционных проектов.

    • Раздел 4. Оказание информационной и методической помощи предпринимателям.

    Направление содержит мероприятия по дальнейшему  развитию информационного обеспечения  предпринимательской деятельности, содействие внедрению современных  технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей сети Интернет. Популяризация передового опыта и передовых технологий ведения бизнеса; содействие в самоорганизации предпринимательства по отраслевому принципу. Создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности. Развитие ресурсов информационного обеспечения малого предпринимательства.

    • Раздел 5. Расширение деловых возможностей и поддержка приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе.

Направление содержит мероприятия по продвижению продукции малых предприятий на межрегиональные рынки; поддержке выставочно-ярмарочной деятельности, содействию в расширении производственно-технологической кооперации между крупными и малыми предприятиями; по оказанию поддержки развитию молодежного предпринимательства.

    • Раздел 6. Административно-организационная поддержка малого предпринимательства.

Направление содержит мероприятия по формированию благоприятного отношения в обществе к предпринимателю, по организации  и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

    • 4. Сроки и этапы реализации Программы

    Срок  реализации Программы рассчитан  на среднесрочный период - на 2006-2009 годы - с реализацией ежегодных мероприятий.

    • 5. Финансовое обеспечение Программы

    Финансирование  Программы осуществляется за счет средств  бюджета государства и привлеченных средств коммерческих структур, объединений  предпринимателей, участвующих в  ее осуществлении.

    Выделение средств на реализацию Программы  на каждый финансовый год (в течение 2007-2009гг.) рассматривается перед принятием бюджета города на соответствующий период, исходя из сложившейся экономической ситуации

    • 6. Механизм реализации Программы.

    Управление  Программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации. Координационный совет формируется из представителей структурных подразделений, представителей малого бизнеса: ассоциаций предпринимателей и различных коммерческих структур.

    • 7. Оценка эффективности реализации Программы
 

    Реализация  мероприятий Программы  позволит:

    ♦ увеличить количество субъектов малого предпринимательства;

    ♦ увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в малом предпринимательстве;

    ♦ увеличить вклад малого предпринимательства в валовом объеме продукции (работ, услуг);

    ♦ оптимизировать отраслевую структуру малого предпринимательства, увеличить количество субъектов малого предпринимательства, занятых в сфере производства;

    ♦ увеличить капитализацию субъектов малого предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности государства;

    ♦ обеспечить товарный рынок города конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства;

    ♦ обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития страны.

    Рабочей группой, представившей Госсовету  доклад, были внесены следующие предложения:

    – принять федеральные законы и  необходимые правовые акты, направленные на формирование преимущественно уведомительного  порядка начала предпринимательской деятельности, включая отмену избыточных разрешительных документов, замену лицензирования для отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или финансовыми гарантиями, сокращение реальных сроков регистрации юридических лиц и получение связанных с ней регистрационных документов, регистрацию юридических лиц с использованием сети Интернет, исключение внепроцессуальных прав органов милиции по проверкам предпринимательской деятельности, сокращение полномочий МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере контроля предпринимательской деятельности;

    – создать сеть региональных и муниципальных  бизнес-инкубаторов, бизнес-клубов при  ведущих высших учебных заведениях, промышленных парков и технопарков;

    – разработать и принять региональные программы развития малого предпринимательства, включающие формирование целевых перечней имущества для целей предоставления их в аренду субъектам малого предпринимательства;

    – внести изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на существенное упрощение (по принципу «одного окна») процедуры присоединения к электрическим сетям и заключения договоров электроснабжения, а также на снижение издержек субъектов малого предпринимательства при присоединении к электрическим сетям.

    Подводя итог очередного заседания президиума Госсовета, Дмитрий Медведев подчеркнул, что все предложения и рекомендации – это еще не конечные решения, но учтены они будут обязательно. Законопроект по ряду из них будет  принят в весеннюю сессию Государственной Думой.

    Очевидно, процесс по поддержке малого бизнеса  идет, но пока еще не известно, успешны  ли будут эти программы в будущем  и приведут ли они к процветанию  малого бизнеса. 

 

Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в  России и США.

2.1. Проблемы становления  малого бизнеса  в России

    В 1995г. В России насчитывалось более 900 тыс. малых предприятий, на которых  трудилось около 9 млн. человек (доля малого предпринимательства в ВВП  составляла 15,5%). На 1 января 2008г. число зарегистрированных малых предприятий – 1 млн 200 тыс. (доля малых предприятий в ВВП – около 17%). То есть за 12 лет никакого рывка не произошло. Чем можно объяснить такую стагнацию?

    Проблема  – в реальной недооценке властью  малого предпринимательства в современном  обществе, что заслоняется общими декларациями. А ведь значение этого сектора выходит далеко за рамки сугубо экономических параметров, хотя и они очень важны3.

    Известно, что современное демократическое  общество опирается на самостоятельных, самодостаточных людей, на крепкий средний класс. Так вот, ни одна сфера экономики, кроме малого бизнеса, не способна его «выращивать» динамично и качественно. Здесь счет идет на миллионы людей, создавших свое дело (и новые рабочие места), управляющих им, производящих продукцию, оказывающих услуги, обеспечивающих значительную долю налоговых платежей. Поэтому малый бизнес стратегически важен не только в узко экономическом, но и в самом широком социальном смысле. И когда у государства есть понимание исключительной его значимости, тогда и осуществляется соответствующая политика, составными элементами которой являются адекватное законодательство, институты поддержки, финансы.

    Но  какие же условия необходимы для  развития малого предпринимательства  в нашей стране?

    Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

    • Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.
    • Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

    В условиях инфляции,  налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов  начинающие  предприниматели,  почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны