Влияние малого бизнеса на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

    Таким образом, исходя из средних показателей, максимальная годовая выручка малого предприятия может составить  сто миллионов рублей. Установление такого предела для упрощенной системы  налогообложения будет стимулировать рост производительности труда.

    Для реализации этого предложения предлагаем в пункте 4 статьи 346,13 Налогового кодекса  слова «превысили 20 млн руб.» заменить на «превысили 100 млн руб.». Соответственно в пункт 2 статьи 346,12 слова «не превысили 15 млн руб.» заменить на «не превысили 75 млн руб.»9.

    Представляется  целесообразным ввести льготы по уплате налогов на прибыль и по упрощенной системе налогообложения:

    – в первые два года работы полностью  освободить от уплаты указанных налогов;

    – в третий и четвертый годы установить в размере соответственно 25 процентов  и 50 процентов от установленной ставки налогов.

     

3.2 Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса.

 

    Проанализировав развитие малого бизнеса в России и Тюменской области, я решила исследовать следующие вопросы: как малое предпринимательство развивается в г.Тюмени, как оно оценивается тюменскими предпринимателями, какие проблемы стоят перед ними?

    Все эти вопросы легли в основу социологического исследования «Тюменцы о проблемах создания и перспективах функционирования предприятий малого бизнеса, поддержке их городской властью».

    Опрос показал, что малый бизнес воспринимается большинством респондентов положительно. Прежде всего, в личностном плане  – это, в их глазах, престижный вид профессиональной деятельности, которая дает возможность удовлетворять на довольно высоком уровне основные жизненные потребности человека, в том числе те, которые связаны с высшими потребностями в самовыражении и самореализации.

    Не случайно в выстроенной респондентами пирамиде (Приложение 3, Пирамида №1) значимости малого предпринимательства для человека, занимающегося им, соображения материальной выгоды стоят на втором месте.  И самое значительное число респондентов – 35% расценивает малый бизнес, в первую очередь, как высокоэффективное средство самоутверждения себя в качестве свободной и независимой личности, хозяина собственной судьбы. А также как средство реализации способностей и талантов – того, что принято называть «предпринимательской жилкой».

    Одновременно  занятие малым бизнесом дает возможность  обрести столь необходимый для  полноценной жизни суверенитет  личности, в том числе осуществить  «американскую мечту», то есть стать  богатым.

    Однако  удельный вес респондентов, которые  исходят из этой посылки, невелик – всего 8,69%. (Приложение 3, Пирамида №1).

    Большинство же – 20%  - говорит о возможности  достижения не столько богатства, сколько  материального достатка и зажиточности.

    Заслуживают внимания и представления респондентов о малом бизнесе как занятии, далеко не простом в наших условиях, сопряженном с большими «энергетическими» затратами.

    У 15% оно ассоциируется с работой  на износ, что называется по 24 часа в  сутки. У 14% - с жизнью, пронизанной  всевозможными рисками и изнурительной борьбой за выживание. У 8% - с обретением статуса потенциально подозреваемого правоохранительными органами, не исключающего возможности уголовного преследования и тюремного заключения. Наконец, у 6% - с существенным увеличением вероятности преждевременной и насильственной смерти.

     

    На  вопрос, как вы оцениваете роль малого бизнеса в экономике страны (Приложение 3, Диаграмма №4), респонденты выделили:

    - создание новых рабочих мест  и расширение активной занятости  населения;

    - появление значительного количества мелких собственников, составляющих костяк формирующегося среднего класса, что все в большей мере страхует власти от социальной нестабильности, возможных напряжений и волнений со стороны необустроенных и недовольных жизнью людей;

    - существенное пополнение и рост городского бюджета за счет налогов и других выплат с малого бизнеса и т.д.

    В итоге, на весь этот позитив приходится огромная доля всех определений респондентов – 84, 53%.

    Что касается негатива, отмеченного меньшинством респондентов (14, 74%), то он ассоциируется с такими явлениями, как:

    • спекулятивное ценообразование (6,83%),
    • криминализация экономики (5,39%),
    • рост преступности и насилия (2,87%).

    На  вопрос о том, как влияет на эффективность малого бизнеса выполнение всех предписаний и установление властей, меньшинство (33,25%), считает, что этот фактор благоприятным образом сказывается на эффективности бизнеса и деловом успехе (8,91%) или, по меньшей мере, не мешает заниматься делом (24,34%).

    Абсолютное  большинство (65,83%) рассматривает его  в качестве фактора, который не стимулирует, а наоборот, сдерживает предпринимательскую активность, ставит бизнесу «палки в колеса» (39,51%), а то и вообще отрицает возможность легального занятия, побуждая предпринимателей уходить в «тень» (26,32%).

    Что касается финансирования малого бизнеса, то большинство опрошенных используют выручку со своей деятельности (64%), 15% используют свои активы, 13% получают кредиты коммерческих банков и лишь около 8 % используют государственную поддержку. Это говорит о том, что государственная политика в сфере поддержки малого предпринимательства невелика (Приложение 3, Диаграмма№5) .

    Таким образом, анализ результатов опроса привел к выводу, что и в небольших  городах страны малый бизнес требует  государственной поддержки и  финансирования.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    По  моему мнению, в целях нормального  функционирования и развития субъектов  малого бизнеса, а следовательно, и  экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических  и других условий. Оказывая поддержку малым предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования. Ведь если мы говорим о будущем России как великой державе, то это будущее может быть создано трудом таких людей – предприимчивых и деятельных.

    Хотелось  бы надеяться, что  в ближайшее  время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации  предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации  была  бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

      К настоящему времени сделаны  только самые первые шаги в  правовом и организационном   обеспечении  формирования  малого  предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Разрабатываются действенной системы стимулирования образования малых предприятий,  хозяйственного механизма их поддержки.

    По  моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

     -  нормативно-правовое;

     - финансово-кредитное;

     - информационно-техническое;

     - организационное;

     - кадровое и консультационное  обеспечение;

     -  внешнеэкономическая деятельность.

    Несмотря  на все трудности, малый бизнес в Росси развивается. Очевидно, что данный процесс протекает не столь успешно, как это могло быть при должном внимании к нему со стороны государства. Вместе с тем стоит учитывать, что обозначенные выше проблемы во многом связаны с объективными обстоятельствами. Российское общество переживает переходный период. Строительство рыночной экономики еще далеки от завершения. Следовательно, можно надеяться, что малый бизнес в России возможно будет развиваться интенсивнее.

    В заключении, хотелось бы добавить, что потенциал отечественного малого бизнеса огромный, но жаль, что он не реализуется подобающим образом.

 

    

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Закон РФ от 14.06.1993 № 88-ФЗ «О  государственной поддержке малого  предпринимательства в Российской  Федерации».

    2. Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение / Л.В. Давыдова, Л.А. Будовская // Финансы и кредит. – 2007. - №13. – С. 48-53.

    3. Дежина И. Нужен ли России  малый наукоемкий бизнес? / И.Дежина // Человек и труд. – 2005. - №3. –  С. 53-59.

    4. Единый социальный налог и  налогообложение малого бизнеса  / ред. Д.Г. Черник. – М.: Финансы  и статистика, 2005. – 96 С.

    5. Ибадова Л.Т. Венчурное финансирование  малого предпринимательства / Л.Т.  Ибадова // Финансы и кредит. –  2006. - №4. – С. 49-55.

    6. Как начать бизнес в Тюменской области? / сост. А.Ф.Гембарская. – Тюмень: КоЛеСо, 2007. – 201 С.

    7. Кондрачук В.В. Государственное  влияние на развитие малого  бизнеса: во зло или во благо? / В.В. Кондрачук // Полис. Политические  исследования. – 2005. - №3. – С. 131-136.

    8. Кочергов, Д.С. Упрощенная система  налогообложения: сложные вопросы  применения; практ. Рук. / Д.С. Кочергов, Е.Е.Устинова. – 3-е изд. Стер. –  М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 224 С.

    9. Кредиты и лизинги для малого  бизнеса в Тюменской области.  – Тюмень: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, 2007. – 200 С.

    10. Лебедева Л. США: малое предпринимательство  как образ жизни / Л. Лебедева // Человек и труд. – 2005. - №9. –  С. 81-83.

    11. Малое предпринимательство: в какой поддержке оно нуждается? // Человек и труд. – 2005. - №1. – С. 65-70.

    12. Ослунд А. Условия развития  малого предпринимательства / А.  Ослунд // Человек и труд. – 2005. - №12. – С.71-76.

    13. Самойлов Э. Отечественному малому  бизнесу не встать с колен без поддержки государства / Э. Самойлов // Человек и труд. – 2006. - №1. – С. 61-66.

    14. Смоленский М.Б. Российское предпринимательское  право; учеб. / М.Б. Смоленский, Т.А.  Скворцова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 413 С.

    15. М.Г.Лапуста, Ю.Л.Старостин, «Малое предпринимательство». М., ИНФРА - М.,2004 г

    16. http://tumentoday.ru

      17.. http://smb.economy.gov.ru

      18. подписка  на рассылку новостей REGIONS.RU

      19. http://www.businesspress.ru/newspaper/

      20.  http://www.nanocorp.info/

      21. http://www.business.su/news.

      22. http://www.myarh.ru/news/index.

      23. http://www.ubo.ru/news/public

      24. http://www.uralweb.ru/news/

      25. http://www.vdcr.ru/

      26. http://www.tchirkounov.ru/ 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица №1.

Характеристики  малого бизнеса с  точки зрения

экономической самостоятельности 
 

Сильные стороны малого бизнеса Слабые  стороны малого бизнеса Возможности малого бизнеса Угрозы  существованию малого бизнеса
Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локальный) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного  разорения
Высокая эффективность Ограниченные  перспективы роста Сбалансированное  развитие Быстрое достижение «потолка» роста
Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения  конкурента в эту нишу
Самостоятельность Отсутствие  влиятельной поддержки Творческая  самореализация Уязвимость  перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»

Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны