Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Поэтому и не изживается в
массовом сознании
Потеря административного
Проведенный в 1 главе анализ
предпринимательства
Трудности у малого и среднего бизнеса начинаются с первых шагов: запутанная процедура регистрации юридического лица, сложности при лицензировании, требующие больших усилий, унижений и даже взяток. Но дело этим не ограничивается. На этапе становления малые предприятия, как правило, сталкиваются с проблемой нехватки первоначального капитала, перед ними остро стоит вопрос о производственных помещениях и сбыте продукции, не редки ошибки, связанные с выбором профиля деятельности, поскольку большинство предпринимателей не имеет возможности провести предварительный анализ рынка4.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что
только часть
Как показывает изучение
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
В государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства5, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Для реализации данных
США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый бизнес.
К
категории малого бизнеса американцы
относят хозяйственные
Сегодня в США насчитывается около 7,5 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.
Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В
стране ежегодно регистрируется около
600 тыс. малых предприятий и
По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны – на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долларов6.
В
сфере экономики малое
К примеру, 11% малого бизнеса заняты предоставлением профессиональных, научных и технических услуг; около 18% - в торговле; 11% - в строительстве; 9% - в области здравоохранения и социальных услуг, остальные – в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и т.д. ( Приложение 3, Диаграмма №2)
Значителен вклад малого предпринимательства в развитие инноваций и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых предприятиях.
Малое предпринимательство США также отличает и разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
По последним данным, в период правления нынешней администрации бизнес получил 80% налоговых сокращений от снижения налогообложения самой высокодоходной группы населения. По экспертным оценкам, 2/3 налогоплательщиков из верхней доходной группы являются представителями малого бизнеса.
На малый бизнес распространяются и специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы.
Однажды в одном из своих выступлений перед представителями малого бизнеса в шт. Миссури Дж. Буш подчеркнул: «Мощь нашей экономики действительно зависит от развития малого предпринимательства». Главное, с точки зрения президента, чтобы каждый американец был уверен, что у него есть шанс преуспеть. А лучший путь для создания рабочих мест – оставлять малому бизнесу средства для развития производства.
Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.
Небольшой экскурс в историю позволит углубить представление об отношении государства к малому бизнесу. В одном из указов президента Никсона (1973 г.) говорилось "... с момента зарождения нации малый бизнес был источником ряда лучших идей и изобретений, он значительно ускорил рост нашей науки и производства. Сегодня малый бизнес остается одной из наиболее действенных сил в стране. Он составляет среду обитания и определяет образ жизни половины населения".
Государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров, начали разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века. В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. Тогда же была образована Государственная корпорация по финансированию малых военных предприятий. Корпорация выступала в качестве генерального подрядчика перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки: на конкурсной основе подбирались субподрядчики из среды малого бизнеса, проводились финансирование и координация работы по контрактам вплоть до их завершения.
В
то же время начала действовать и
такая государственная
С 1944 г. по 1953 г. осуществлялась программа, охватывавшая значительное количество начинающих предпринимателей - бывших военнослужащих. Администрация по делам ветеранов в соответствии с положениями Закона о реабилитации военнослужащих гарантировала и страховала частные банковские ссуды, выдаваемые бывшим военнослужащим для создания или расширения собственного бизнеса.
Основой современного законодательства по малому бизнесу является Закон о малом бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими.
Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны