Влияние малого бизнеса на экономику страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:56, курсовая работа

Краткое описание

Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет слой малого предпринимательства – слоя, на базе которого формируется громадный массив среднего класса, - гаранта и носителя социальной стабильности и порядка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Характеристика малого бизнеса, какова деятельность государства в поддержке этого вида деятельности. 5
1.1. Структура, особенности, специфические черты малого бизнеса. 5
1.2. Реализация программных действий по поддержке малого бизнеса, взгляд Дмитрия Медведева на решение проблем малого бизнеса. 9
Глава II. Сравнительный анализ малого бизнеса в России и США. 16
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России 16
2.2. Тенденции развития малого бизнеса в США. 21
Глава III. Развитие малого бизнеса в Тюменской области. 28
3.1. Реализация областных целевых программ; предложения губернатора Тюменской области Владимира Якушева по поддержке малого бизнеса. 28
3.2. Взгляд тюменских бизнесменов на решение проблем малого бизнеса. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

курсовая по микро.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

         Поэтому и не изживается в  массовом сознании представление  о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

       Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная  неразбериха привели к тому, что  законопослушные предприниматели,  организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

       Проведенный в 1 главе анализ  предпринимательства показывает, что  доля предприятий, работающих  в сфере торговли и посреднических  услуг,  занимает доминирующее  положение. Кроме того, существует  большое количество предприятий,  зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

    Трудности у малого и среднего бизнеса начинаются с первых шагов: запутанная процедура регистрации юридического лица, сложности при лицензировании, требующие больших усилий, унижений и даже взяток. Но дело этим не ограничивается. На этапе становления малые предприятия, как правило, сталкиваются с проблемой нехватки первоначального капитала, перед ними остро стоит вопрос о производственных помещениях и сбыте продукции, не редки ошибки, связанные с выбором профиля деятельности, поскольку большинство предпринимателей не имеет возможности провести предварительный анализ рынка4.

    Высокие налоги, всевозрастающая  арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала -  все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

       Но главная  причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

       Еще один очень важный фактор  негативного воздействия  на  малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

       Все это приводит к тому, что  только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается  в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

       Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха  в развитии малого бизнеса  является положение о том, что  малые предприятия и малое  предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной  государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

       Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое  предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

    В государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

    В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства5, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

      Для реализации данных программ  должны быть привлечены не  столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

    1. Тенденции развития малого бизнеса  в США.
 

    США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий, на которых  трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается, что главным  работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый бизнес.

    К категории малого бизнеса американцы относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек. При этом все малые предприятия  подразделяются на фирмы с количеством  работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

    Сегодня в США насчитывается около 7,5 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек. Кроме того, действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

    Примерно  одна из каждых трех американских семей  вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США – не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни.

    В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется  около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий чутко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или на другом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес и открывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. Думается, что в этом психологическом феномене коренятся истоки живучести всего американского бизнеса.

    По  результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны – на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. долларов6.

    В сфере экономики малое предпринимательство  «всеядно»: оно действует и в  торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в  консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. 

    К примеру, 11% малого бизнеса заняты предоставлением  профессиональных, научных и технических  услуг; около 18% - в торговле; 11% - в  строительстве; 9% - в области здравоохранения  и социальных услуг, остальные –  в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и т.д. ( Приложение 3, Диаграмма №2)

    Значителен  вклад малого предпринимательства  в развитие инноваций и освоение новой продукции: основная масса  открытий и изобретений в США  приходится на долю мелких и средних  специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на малых предприятиях.

    Малое предпринимательство США также  отличает и разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

    По  последним данным, в период правления нынешней администрации бизнес получил 80% налоговых сокращений от снижения налогообложения самой высокодоходной группы населения. По экспертным оценкам, 2/3 налогоплательщиков из верхней доходной группы являются представителями малого бизнеса.

    На  малый бизнес распространяются и  специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог  выплачивается не со всей, а с  половины налогооблагаемой суммы.

    Однажды в одном из своих выступлений  перед представителями малого бизнеса  в шт. Миссури Дж. Буш подчеркнул: «Мощь нашей экономики действительно зависит от развития малого предпринимательства». Главное, с точки зрения президента, чтобы каждый американец был уверен, что у него есть шанс преуспеть. А лучший путь для создания рабочих мест – оставлять малому бизнесу средства для развития производства.

    Важнейшей задачей федерального правительства  является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

    Небольшой экскурс в историю позволит углубить представление об отношении государства  к малому бизнесу. В одном из указов президента Никсона (1973 г.) говорилось "... с момента зарождения нации  малый бизнес был источником ряда лучших идей и изобретений, он значительно ускорил рост нашей науки и производства. Сегодня малый бизнес остается одной из наиболее действенных сил в стране. Он составляет среду обитания и определяет образ жизни половины населения".

    Государственные программы финансирования и кредитования частного бизнеса, охватывающие все предпринимательские структуры независимо от их размеров, начали разрабатываться в начале 30-х годов прошлого века. В 1942 г. принимается Закон о малом бизнесе. Тогда же была образована Государственная корпорация по финансированию малых военных предприятий. Корпорация выступала в качестве генерального подрядчика перед федеральными ведомствами, осуществлявшими военные закупки: на конкурсной основе подбирались субподрядчики из среды малого бизнеса, проводились финансирование и координация работы по контрактам вплоть до их завершения.

    В то же время начала действовать и  такая государственная структура, как Бюро по малому бизнесу Министерства торговли, предоставлявшая техническое и управленческое содействие малым предприятиям.

    С 1944 г. по 1953 г. осуществлялась программа, охватывавшая значительное количество начинающих предпринимателей - бывших военнослужащих. Администрация по делам ветеранов в соответствии с положениями Закона о реабилитации военнослужащих гарантировала и страховала частные банковские ссуды, выдаваемые бывшим военнослужащим для создания или расширения собственного бизнеса.

    Основой современного законодательства по малому бизнесу является Закон о малом  бизнесе 1953 г. Согласно этому закону Администрация по делам малого бизнеса стала правопреемницей Корпорации по финансированию реконструкции и Администрации малых оборонных предприятий, которые с этого периода прекратили свою деятельность. Кроме того, к новой Администрации перешла большая часть полномочий Бюро по малому бизнеса Министерства торговли, а также программа кредитования малых предприятий, создаваемых бывшими военнослужащими.

Информация о работе Влияние малого бизнеса на экономику страны