Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Оглавление

Введение...............................................................................................................
3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............
5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса .............................................
5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике.........................
8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом.............
10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России...................
10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах..
16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом......................
21
Заключение...........................................................................................................
32
Список используемой литературы......................

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Учет в Мал Биз.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

Специализированное производство оказывается зачастую не только рентабельным, но и высоко прибыльным.

Конец 80-х годов прошлого века в США был отмечен строительством множества небольших узкоспециализированных предприятий, оснащенных высокопроизводительным оборудованием, преимущественно которых  перед крупными заводами состояло в  том, что их техническое перевооружение в случае необходимости представлялось менее капиталоемким. Подобная индустрия  была создана также в Италии, ФРГ, и Японии.

Использование гибких производственных систем, позволяющих существенно  ускорить переналадку производства, смогло изменить правило, связанное  с экономией на масштабах, дало возможность  сократить цикл жизни изделий  и произвести продукцию для специализированных рынков. Малые фирмы все чаще достигают  экономии на масштабах, используют принцип  кооперации и разделения труда благодаря  объединению в «предпринимательские сети» - тесно кооперирующиеся в  определенных областях деятельности группы самостоятельных компаний.

«Те фирмы, которым удается  выжить в конкурентной борьбе, нередко  занимают доминирующее положение в  «рыночной нише», т.е. узкоспециализированном секторе экономики», - подчеркивает Е.Ю.Фрейнкман.

Одной из важных причин устойчивости мелких и средних предприятий  является сложившаяся система, т.е. комплекс разветвленных многоступенчатых субподрядных отношений.

В США на малые предприятия приходится почти 35% чистого дохода, 30% всего экспорта. Во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%. В Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности. В Италии на него приходится примерно 95% национального дохода.

Развитая система субподряда, с одной стороны, позволяет монополиям не затрачивать дополнительный капитал  на расширение собственного производства, а с другой стороны, у них есть возможность переложить убытки от сокращения объемов на субподрядчиков. Крайне важно и то, что хозяйственная  монополия субподрядчиков, быстрота их реагирования на изменившиеся внешние  условия повышают гибкость самой  монополии, позволяют быстрее видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом. Субконтрактные отношения Японии занимают большое место в таких отраслях промышленности, как транспортное и точное машиностроение, производство электротехнических изделий. Например, в транспортном машиностроении степень зависимости от разных заказчиков составляет 73,7%, в производстве электротехнических изделий - 60%, точном машиностроении-53,3%, общем машиностроении - 47,7% ,производстве одежды и других стильных изделий 45,1- и цветной металлургии - 43,6%.

В Италии более 50% субподрядных предприятий приходится на текстильную  и металлургическую отрасли.

В машиностроительной промышленности Германии на долю субпоставщиков приходится почти 30% стоимости продукции около 30% стоимости рабочей силы.

В настоящее время доля фирм - субпоставщиков в стоимости  готовых изделий обрабатывающей промышленности индустриально развитых стран колеблется от 25 до 30%, а при  производстве электротехники, дорожного  оборудования, самолетов и ряда других товаров она достигает 50-70%.

Количество вовлечённых в малый бизнес:

  • в США на компании с численностью работников менее 250 человек приходится почти 50% занятых в частном секторе;
  • в странах же ЕС – 70% работающих в негосударственном секторе европейцев.

В большинстве стран существуют специальные правительственные  органы с широкими полномочиями и  не меньшими ресурсными возможностями, отвечающие за его поддержку. В Великобритании – Национальное Агентство по обслуживанию малого бизнеса; в США – Администрация малого бизнеса (14 тысяч отделений по всей стране); в Германии – Генеральный Директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий и т.д. Все они являются надёжным тылом малых предпринимателей. Заметим, в большинстве стран существует единый орган, оказывающий помощь малому бизнесу, а не множество различных структур, как на постсоветском пространстве.

Различные показатели эффективности  производства у мелких фирм далеко не одинаковы. Так, по норме прибыли  на капитал мелкие фирмы опережают  крупные компании. Напротив, по объему прибыли или добавленной стоимости на одного занятого работника  мелкие компании значительно отстают от крупных корпораций. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, мелкие фирмы заменяют недостаток капитала добавочными трудовыми ресурсами, и трудовые издержки у них низкие. Последнее объясняется тем, что в мелких фирмах относительно слабые профсоюзные организации.

Во-вторых, стоимость капитала для мелких фирм больше, чем для  крупных, так как они платят более  высокие проценты по кредитам.

Во Франции, как отмечается в некоторых исследованиях, в начале 1980-х по норме прибыли и по отношению добавленной стоимости к товарообороту мелкие и средние промышленные предприятия опережали крупные фирмы. Как отмечал А.В. Бусыгин, в мелких фирмах капитал оборачивается быстрее, чем в крупных компаниях, что ведет к увеличению доходов на капитал.

В целом трудно отдать приоритет  крупным или мелким фирмам, оценивая степень эффективности их производства. Здесь, видимо, можно согласиться  с С.И. Кретовым, который пишет: « … поскольку капитал и труд используются в разных пропорциях в мелких и крупных фирмах, то и те и другие могут в равной степени считаться экономически эффективными».

Помимо экономических, малое предпринимательство выполняет и другие функции. Важная социальная функция мелкого предпринимательства в индустриально развитых странах связана с его способностью в больших масштабах, поглощать незанятую рабочую силу, высвобождаемую на крупных предприятиях, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы и экономических кризисов. За счет малого бизнеса создается 2/3 новых рабочих мест в Германии, Великобритании, Италии, Японии и США.

 

 

 

 

2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом

 

Почему в России, на Украине  и всех других бывших стран Советского Союза, очень тяжело развивается малый бизнес? Сколько бы ни говорили о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, к сожалению, дело дальше слов не идет.

На Западе же совершенно иначе: малый бизнес и для власти и для населения является делом исключительно позитивным, мало того, в этих развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Чтобы понять, что такое малый бизнес для Запада, достаточно просто пройтись по улице любого города: семейные отели, уютные ресторанчики и кафе, небольшие парикмахерские, АЗС, удобные косметические салоны, вкусно пахнущие пекарни и многое другое, владельцы которых - уважаемые и почитаемые в городе люди. 

Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится  к категории «малого» и «среднего». А в Великобритании более 80% составляют небольшие компании, в которых трудятся менее 50 человек. Как говорил в своё время Уинстон Черчилль: «Девиз британцев - бизнес несмотря ни на что». Всё это вызывает большой интерес к зарубежному опыту развития этого бизнеса. Признаемся, есть определённый соблазн и какая-то надежда на то, что хорошенько присмотревшись к нему, удастся изменить как отечественное предпринимательство, так и отношение к нему окружающих.

Так почему же малый бизнес так популярен в западных странах, другими словами, какими преимуществами он обладает перед другими видами предпринимательства? Эксперты Академии Masterforex-V назвали некоторые из причин: 

    1. Создание новых рабочих мест. 

Как свидетельствует статистика и ленты новостей ведущих СМИ, ежегодно 2/3 рабочих мест создаётся  за счёт мелкого предпринимательства. Понятно, что в этом смысле его  роль особенно важна в кризисные  годы, а также в депрессивных зонах. Таким образом, малый бизнес помогает выживать в трудные времена миллионам, а значит, способствует ослаблению социальной напряженности в обществе. 

    1. Эффективность малых фирм. 

Далеко не все знают, что  они отличаются высокой эффективностью капиталовложений. К примеру, в американском малом бизнесе она почти в 9 раз выше, чем в сфере крупного предпринимательства. Речь идёт, прежде всего, о технологическом секторе  малого предпринимательства. Уместно  напомнить, что в последнее время  в США почти 55% всех инноваций  были созданы именно в этом бизнесе. В малых фирмах внедряется в 17 раз  больше нововведений и разработок, чем в крупных предприятиях. В  целом, на Западе на технологический  сектор приходится до 60% от общего объёма малого бизнеса. Не случайно так популярной в последние десятилетия становится «японская модель» взаимодействия между малым и крупным бизнесом. Это когда вокруг чуть ли не каждого  крупного предприятия создаётся  множество мелких фирм и компаний, которые являются его поставщиками комплектующих, обеспечивают ремонтные  услуги, отвечают за рекламу и пр.

3. Прибыльность. 

Известно, что малый бизнес зарабатывает больше крупного, в смысле, с каждого вложенного доллара  или евро его инвесторы получают больше доходов, чем инвесторы крупных  производителей. Вот еще, почему даже в условиях экономического кризиса  в той же Германии малое предпринимательство  оказалось прибыльным (в 2009 году рост составил 1%). Причём, как писала Deutsche Welle, наиболее успешными были фирмы с числом сотрудников не более 10 человек. 

4. Особое отношение к труду. 

В малых фирмах традиционно  царит атмосфера творчества, заинтересованности и активности. И это понятно. Работа на себя, любимого, а не на того «парня», успех, построенный собственными руками, необходимость самому отвечать за свою жизнь и судьбу близких, кардинальным образом меняет отношение к труду и бизнесу. Как тут не вспомнить знаменитое – «заботься о бизнесе, и бизнес позаботится о тебе». 

5. Большая конкурентоспособность. 

Это проистекает, прежде всего, из-за экономии на масштабах: за счёт меньших  издержек, отсутствия лишнего бюрократического аппарата, снижения накладных расходов, менее охваченной профсоюзами рабочей  силы. Но главный козырь небольших  предприятий – это их способность  к изменениям. Ведя бесконечную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно  развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, быть лучшими, чтобы преуспевать. 

6. Мобильность.

Благодаря своим малым  формам они быстрее реагируют  на всё убыстряющиеся перемены на рынках, легче проникают в незаполненные  ниши. Вообще, малый бизнес – это  часто нишевой бизнес, действующий по известной формуле: «Найди то, что надо потребителю, создай это и расскажи об этом как можно большему количеству потребителей». Эти преимущества малого бизнеса хорошо проявились в период экономического кризиса. Например, как оказалось, многие ниши, в которых они работают, были востребованы и в это непростое время (пекарни, парикмахерские, автомастерские и пр.), они проводили более гибкую ценовую политику, легче и быстрее меняли ассортимент товаров или своё местоположение. Не случайно же глобальный экономический кризис начался с краха крупных корпораций. Как известно, банкротство того или иного предприятия малого бизнеса не влечёт за собой больших рисков, ибо освободившаяся ниша тут же заполняется другими. 

7. Глубокая специализация и востребованность.

Без чего сегодня немыслима высокая эффективность. Малый бизнес обладает удивительной способностью производить востребованные товары, удовлетворять потребности в дефицитных услугах, изготавливать штучную продукцию по требованиям заказчика. Только небольшим фирмам, часто семейным, под силу предложить покупателю от мебели ручной работы, потрясающего дизайна посуды, эксклюзивных ювелирных изделий до определенного сорта оливок, засоленных способом, передающимся из поколения в поколение, различных видов сыра и кондитерских изделий. Это происходит, в том числе, и из-за их непосредственной связи с потребителем. И ещё, только небольшие фирмы позволят вам купить хлеб в булочной в пяти шагах от дома или быстро отремонтировать отлетевший каблук от сапога. 

8. Сравнительно быстро окупается.

9. Даёт возможность начать бизнес с малым стартовым капиталом.

10.  Качество продукции и услуг. 

Сегодня на Западе престижно  ходить в семейные рестораны и  кофейни, селиться в небольших (на 40–60 мест) гостиницах и т.д. Понятно почему. Меню и винные карты их никогда  не дублируют друг друга, а кофе, пирожные по вкусу лучше не придумаешь, что же касается семейных гостиниц, то им удаётся наилучшим образом  сочетать комфорт с покоем и уютом. 

11. Большое начинается с малого. 

Достаточно напомнить, сколько  их, сегодня всемирно известных монстров современной экономики, начиналось с малого бизнеса. Самый яркий  пример – «Макдональдс», выросший из дешёвой закусочной братьев Макдональдс, позволившей клиенту перекусить, не выходя из машины. Или, например, история  создания Apple, Hewlett Packard, Microsoft, Dell, Google, которая теперь звучит как сказка: «двое молодых людей в гараже…». Google, кстати, недавно приобрела тот самый гараж в Кремниевой долине, в котором началась история крупнейшей поисковой системы.

Предел мечтаний для представителей малого бизнеса России, Украины и других независимых государств бывшего СССР в том, чтобы их государство просто не мешало им жить и работать: многочисленными проверками (МВД, ГНА, СЭС, пожарные, Гостандарт, всего несколько десятков контролирующих инстанций), правовым бесправием предпринимателей, запутанной формой бухгалтерского учета, и др. проверяющих органов.

На Западе совсем, по иному. Там всерьез считают, что малый бизнес нуждается в помощи и поддержке, он ведь малый. Поэтому на Западе создана целая и цельная система государственной поддержки небольших фирм. Она осуществляется в различных формах: 

1. Защита на уровне законодательства. 

В западных странах законодательство относительно малого бизнеса является стабильным, прозрачным и внятным, оно  подчинено устранению бюрократических  препон, а значит, способствует развитию бизнеса. Практически во всех странах  регистрация предприятия является простой и быстрой процедурой. Например, в Испании предприниматель  получает подтверждение уже спустя сутки после подачи документов. Сама регистрация проводится в режиме «одного окна». В США можно  регистрироваться даже по домашнему  адресу, что особенно распространено для бизнеса, связанного, например, с программированием. В Америке  нет ограничений для предпринимателей по найму работников, достаточно получить специальный номер в налоговой  службе для уплаты налогов за своих  работников. А в Германии принят закон, упрощающий передачу бизнеса  наследнику. Если он хотя бы 10 лет будет  вести дела в прежних объёмах, его полностью освободят от уплаты полагающегося налога. В Великобритании закон даёт право малым предприятиям с числом занятых до 50 человек, откладывать  оплату за полученные товары и услуги на месяц.

Информация о работе Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом