Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:34, реферат

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Оглавление

Введение...............................................................................................................
3
Глава 1 Теоретические аспекты функционирования малого бизнеса............
5
1.1 Экономическая сущность малого бизнеса .............................................
5
1.2 Роль и место малого бизнеса в российской экономике.........................
8
Глава 2 Динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом.............
10
2.1 Состояние и динамика развития малого бизнеса в России...................
10
2.2 Состояние и динамика развития малого бизнеса в развитых странах..
16
2.3 Анализ развития малого бизнеса в России и за рубежом......................
21
Заключение...........................................................................................................
32
Список используемой литературы......................

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Учет в Мал Биз.docx

— 84.94 Кб (Скачать)

2. Гарантированная помощь малому бизнесу в получении государственных заказов. 

Например, в США уже  давно 23% заказов госбюджета непременно достаётся малому бизнесу. В кризис администрация президента увеличила эту долю до 26% всех госзакупок. Более того, если заказ слишком крупный для этого бизнеса, конгресс дробит его на части. Кроме того, в Америке крупные предприятия обязаны размещать в малом бизнесе до 20% оборонных заказов.

3. Дешёвые кредиты малому бизнесу. 

Известно заявление президента США о готовности предоставить малому бизнесу $30 миллиардов, которые вернули по программе TARP американские банки. Они пойдут на дешевые кредиты (4-6% вместо обычных — 8-15%). В США льготный кредит для малого бизнеса составляет 9% годовых. Во Франции для кредитования малых предприятий существует специальный фонд объемом €2 млрд. В Германии в кризис выросло число микрокредитов (до €25 тыс.), кстати, выдаются они под невиданные на постсоветском пространстве под 4—6% годовых (обычные кредиты в разы больше). Так что знаменитое: «банк - это место, где вам с удовольствием одолжат денег... если вы докажете, что зарабатываете достаточно, чтобы в них не нуждаться» для немецкого малого бизнеса не актуально. А в Южной Корее в своё время было принято решение для банков о том, что не менее 35% кредитов получают именно малые предприятия.

4. Налоговые льготы малому бизнесу.

Одной из самых лучших государственных  поддержек стартового бизнеса в  Европе считается немецкая. Так, например, в Германии первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат (в Испании – на 5 лет), в кризис налог на прибыль снизили с 39% до, менее чем 30%, уменьшили отчисления в фонды соцстрахования (взнос по безработице – с 6,5% до 3,3%). Во Франции созданные малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов, снижаются другие налоги, для предпринимателей, работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения, иногда им даже выплачиваются подъёмные. В США малые предприятия, имеющие статус юридического лица и принадлежащие физическим лицам, уплачивают налог на доходы в 19% (стандартная ставка – 33%). Там бизнесмен может сэкономить на налоге за счёт собственного отпуска. В кризис правительство Италии объявило о годовом моратории по ипотеке и некоторым другим видам долга для средних и малых компаний. Так что проводимая на постсоветском пространстве налоговая политика явно идёт вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально «убивает» малое предпринимательство, порой оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Воистину, западному предпринимателю трудно понять российскую шутку "хочешь завести маленький бизнес, купи большой и заплати один раз все налоги". 

5. Финансовые гарантии малому бизнесу. 

В Великобритании в разгар кризиса для малого бизнеса был  выделен более чем «миллиардный лимит» государственных гарантий. В  Германии государственный банк KfW выдаёт этому бизнесу льготные кредиты, причём половину коммерческого риска берёт на себя государство. Частичный возврат вкладов кредиторам гарантируют и в США. 

6. Обеспечение доступной  системы обучения и повышения  квалификации предпринимателей.

Во всех развитых странах  существуют программы обучения бизнесу. К примеру, в Германии в предпринимательскую  деятельность вовлекают в прямом смысле со школьной скамьи, для старших  школьников созданы мини-предприятия, финансово поддерживается студенческое предпринимательство. Во многих странах  предлагают простые краткосрочные  курсы по маркетингу, менеджменту, управлению персоналом. А в японских университетах  появились специальные курсы, посвященные  управлению малыми компаниями. 

7. Создание материально-технических условий малому бизнесу.

Здесь речь пойдёт, разумеется, о бизнес-инкубаторах, широко распространённых в западных странах. Они позволяют начинающему бизнес на несколько лет, за символические деньги получить офис со всем необходимым оборудованием и мебелью. На таких же условиях выделяются и производственные площади. Благодаря инкубаторам 75% предприятий продолжают свою деятельность и по истечению 5 лет после её начала, в иных условиях до этого срока доживают только 33%. 

8. Многочисленные бесплатные информационно-консультативные центры малому бизнесу.

В которых можно получить совет по любому вопросу: регистрация, налогообложение, страхование, получение финансирования. Там всегда помогут составить бизнес-план или решить вопросы материально-технического снабжения. Кстати, в Великобритании можно получить подобные телефонные консультации 24 часа в сутки. В Германии существует интернет-портал, где вам дадут профессиональный совет, можно бесплатно скачать пакет программного обеспечения по составлению бизнес-плана, наладить бухучёт, получить необходимые разрешения и налоговые номера. Там вы точно на вопрос: «я хочу начать малый бизнес. Что мне делать?», не получите ответ: «купите большой бизнес и подождите». 

9. Юридическая помощь. 

К примеру, в США действует  специальный адвокатский отдел, который защищает малый бизнес не только в суде, но и в конгрессе. А в Великобритании пошли ещё  дальше, там малый бизнес получает приличную материальную помощь на покрытие затрат в судебной тяжбе с налоговой  инспекцией, НДС инспекцией, по поводу защиты здоровья работников компании, при возникновении уголовной  ответственности и т.д.

10. Контролирующие функции.

На Западе, конечно, предприниматель  не носит взятки во все проверяющие  инстанции. Там ведь контролирующая функция государственных структур сведена к минимуму. Но если вы думаете, что налоговая инспекция может  разорить бизнес только в Украине, России или Беларуси, то глубоко ошибаетесь. В Британии, как уже было отмечено, существует НДС инспекция – настоящая  гроза для малого бизнеса, конечно, если им нарушено налоговое законодательство. Налоговый кодекс там приходиться  чтить как Библию. Умышленное уклонение  от налогов, например, во Франции завершится штрафом от €40 тыс. и пятью годами тюрьмы. Как говорят американцы: в жизни неизбежны только две  вещи – смерть и налоги. Статистика свидетельствует, что 86% американцев  платят налоги во время и очень  чётко, остальные же просто добросовестно  ошибаются при заполнении налоговой  декларации. Тем не менее, у малого бизнеса и на Западе хватает больших проблем.

Как известно, вести свой бизнес сложно, вдвойне сложнее вести  малый бизнес, даже на Западе. Это ведь сродни постоянному выживанию, пишут аналитики ведущих СМИ Европы и США. Каковы же они наиболее важные проблемы малого предпринимательства? Учитывая, что в малом бизнесе мелочей нет, узких мест там предостаточно: 

– любая кризисная ситуация больнее всего бьёт именно по небольшим фирмам, у которых нет серьёзных резервов. Крупные компании могут, что называется «пересидеть» кризис, хотя бы благодаря экспорту капитала. У малого бизнеса такой возможности нет. Отсюда и высокая доля банкротств среди предприятий малого бизнеса; 

– малый бизнес невысокоэффективен, он не имеет массового производства, и, конечно же, в производительности труда всегда проигрывает крупному бизнесу; 

– относительно короткий жизненный цикл многих малых предприятий, что напрямую связано с природой этого бизнеса. Признаем, он далеко не всегда является профессиональным, зато всегда испытывает нехватку ресурсов. Так, по данным Всемирного банка, лишь половина новых малых предприятий переживает год со дня создания, через три года — 7-8%, а через пять лет остаётся на плаву не более 3%. Хотя общее количество малых фирм, как правило, остаётся неизменным, просто на месте исчезнувших предприятий появляются новые. Последний кризис, правда, несколько изменил эту статистику. К примеру, до кризиса в США ежегодно возникали и исчезали более полумиллиона малых предприятий. Сегодня банкротства малых компаний превышают создание новых;

– нехватка специализированного оборудования; 

– рост цен на сырьё, материалы;

– проблемы со сбытом товаров и услуг. 

Это, кстати, наиболее частая причина банкротства малых предприятий. Именно проблему низких продаж американские бизнесмены называют главной «головной  болью»;

– часто довольствуется достигнутым, практически останавливается в своём развитии. Это особенно характерно для постсоветского малого бизнеса, которому интересно только зарабатывать, а не конкурировать и двигаться вперёд; 

– нехватка денежных оборотных средств, проблематичность получения кредитов на приемлемых условиях. Опять же для малого бизнеса постсоветских стран просто нереально найти деньги на стартовый капитал; 

– неэффективность налоговой системы. Что называется, вы не поверите, но почти на самом верху рейтинга проблем малого бизнеса США стоит налоговое законодательство, точнее его запутанность. В прессе приводится просто-таки убийственный факт, за два предкризисных года налоговое законодательство США увеличилось на миллионы страниц; 

– именно в малом бизнесе больше всего теневых предприятий. В Италии уклонение от налогов считается чуть ли не национальной традицией, виртуозно уходят от налогов французские дантисты, адвокаты, художники, автомеханики;

– малому бизнесу тяжело бороться с развитой бюрократической системой. 

Скажем, чтобы получить лицензию на торговлю алкоголем в Италии, потребуется года два походов  по чиновникам. На бюрократическую  волокиту, когда без бумаги ты букашка, жалуются и американские предприниматели; 

– семейные компании зачастую отказываются привлекать профессиональных менеджеров или внешних инвесторов.

Расстаться с бизнесом, основанным их предками, и вправду нелегко.

– слабость информационной базы. 

А ошибки всегда обходятся  высокой ценой, в бизнесе ведь как, неверный шаг – и его уже  нет;

– по малому бизнесу серьёзно бьют неплатежи. Так, в среднем задолженности по уплате за товары или услуги достигают трёх месяцев. За это время небольшая компания может обанкротиться, так не дождавшись возвращения долга.

Именно эти большие  и маленькие проблемы вынуждают  малый бизнес заниматься не расширением  своего производства, а постоянно бороться за выживание. 

Итак, есть ли будущее у  малого бизнеса? Одни полагают, что  уровень прогресса, чем дальше, тем  больше, определяют крупные предприятия, а значит, малым компаниям не на что надеяться. Другие же, напротив, уверенны в светлом будущем малого бизнеса, устойчивого к падению  фондовых рынков и всякого рода катаклизмам. Ведь ценность малого бизнеса для  экономики любой страны состоит  в том, что он является фундаментом  для среднего и крупного бизнеса, а что происходит со зданием, лишённым своей опоры, известно каждому. При  этом не стоит забывать, что крупные  предприятия удовлетворяют крупные  потребности, а малые – не небольшие, а первостепенные. 

В общем, как бы ни просто было заниматься малым бизнесом, в  эту игру можно, нужно и интересно  играть. И не забывать при этом замечание  Уинстона Черчилля о том, что «пессимист видит трудности при каждой возможности, а оптимист в каждой трудности  видит возможности».

 

 

Заключение

 

Общая цель развития экономики, в том числе и малого бизнеса, - это создание нормальных условий  для жизнедеятельности населения. В условиях кризиса российской экономики значение малых предприятий возрастает в силу того, что они призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг, с использованием местных источников сырья; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов, ускорить развитие конкуренции, оптимизировать размещение производительных сил.

Как показали проведенные в данной контрольной  работе исследования, достигнутый к  настоящему времени уровень развития малого бизнеса в России недостаточен для быстрого создания новых рабочих  мест, оживления спроса и предложения  на местных товарных рынках, появления  самостоятельных источников доходов  за счет предпринимательской деятельности у экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы  бюджетов всех уровней.

В настоящее  время роль и значение малого предпринимательства  с методологической точки зрения необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической (предложение  товаров и спрос на них; виды товаров; объемы денежных средств, которые могут  истратить на эти покупки, и др.), научно - технической, социальной и  политической, чтобы как можно  шире понять проблему развития малого бизнеса.

При переходе к рыночной экономике у России возникло множество проблем, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных  кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений  и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Масштабы развития малого бизнеса в России  и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

Тем не менее, отечественный малый бизнес имеет перспективы развития. Выше мы показали, что в сравнении с промышленно развитыми странами масштабы развития малого бизнеса в нашей стране существенно ниже. Это не могло быть иначе, так как по существу на путь рыночных преобразований Россия вступила лишь 10-12 лет назад. Сейчас стране необходимо главное - создать благоприятный климат для развития малого бизнеса, как это делается во многих промышленно развитых странах.

Информация о работе Место малого бизнеса в развитии экономики страны. Состояние и динамика развития малого бизнеса в России и за рубежом