Малый бизнес в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5

1.1 Сущность малого бизнеса 5

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8

1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11

Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13

2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13

2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15

2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18

Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21

3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21

3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24

3.3 Применение опыта зарубежных стран 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

     - формирование конкурентных, цивилизованных  рыночных отношений, способствующих  лучшему удовлетворению потребностей  населения и общества;

     - расширение ассортимента и повышение  качества товаров, работ, услуг.  Стремясь к удовлетворению запросов  потребителей, малый бизнес способствует  повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

     - приближения производства товаров  и услуг к конкретным потребителям;

     - содействие структурной перестройке экономики.

     Малое предпринимательство придает экономике  гибкость, мобильность, маневренность.

     - привлечение личных средств населения  на развитие производства. Партнеры  в малых предприятиях вкладывают  свои капиталы в дело с большей  заинтересованностью, чем крупных.

     - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

     - способствование более эффективному  использованию творческих возможностей  людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел,  народных промыслов;

     - вовлечение в трудовую деятельность  отдельных групп населения, для  которых производство налагает  определенные ограничения (домохозяйки,  пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

     - формирование социального слоя  собственников, владельцев, предпринимателей;

     - активизация научно-технического  прогресса;

     - освоение и использование местных  источников сырья и отходов  крупных производств;

     - содействие крупным предприятиям  путем изготовления и поставки  комплектующих изделий и оснастки,

     - создание вспомогательных и обслуживающих  производств;

     - освобождение государства от  низко рентабельных и убыточных  предприятий за счет их аренды  и выкупа.

     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью формирования экономики  России.

     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

     Однако, анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов  Российской Федерации.

     Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных  связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.

     Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.

     В-третьих, негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство  напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.

     В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

     В-пятых, слабость действия механизма государственной  поддержки малого предпринимательства.

2.3. Проблемы малого бизнеса в современной экономике.

 

     Сегодня у малого бизнеса много крупных  проблем, таких как проблемы роста  конкурентоспособности и глобализации.

     В наше время современное мировое  хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное  движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

     Для защиты своих национальных ценностей  в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с  теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового  пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной  торговли, устанавливаемые Всемирной  торговой организацией (ВТО).

     При всей противоречивости результатов  глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и  Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия  и другие - в целом извлекают  из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка  развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и  надёжной системы защиты прав и интересов  предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.

     В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:

     – несовершенстве правовых основ и высоком уровне налогообложения, отсутствии законодательной базы и правовых гарантий. В законе «О поддержке малого предпринимательства» закреплена обязанность исполнительной власти всех уровней разрабатывать и осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определённой доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд – не менее 15% от общего объёма поставок. Таким путём предполагается создать гарантированный рынок сбыта для высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не всё из вышеперечисленного работает в настоящее время, так как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в деталях процедура защиты прав и интересов малого предпринимательства на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных нужд и не указана мера ответственности государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

     – негативном отношении определённой части населения, связывающей предпринимательство напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определённая часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создаётся неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.

     – экономической и политической нестабильности в обществе;

     – несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.

     В России малый бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно, то есть в центральном  регионе и в регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в регионах с наиболее благоприятной средой для создания и развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и её невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

     Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

     Из  этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса  в России - это совершенствование  правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование  банковской и кредитных систем.

     Решительную помощь в этих областях может и  должно оказывать государство.

 

     

    Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах.

3.1. Прямая поддержка  малого бизнеса.

 

     Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

     Приоритетными отраслями в различных странах  Европейского Союза признаны также  дорожное строительство и местный  транспорт; заготовка, хранение и переработка  местного сельскохозяйственного сырья; сбор и переработка отходов и  местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

     Следует отметить, что доля этих субсидий в  национальном бюджете постоянно  сокращается. В России они также  не могут служить основным средством  поддержки малого бизнеса, потому что  способствуют коррупции. Исключением  на ближайшие годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В  Российской Федерации, где 37 % населения  проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

     Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса  включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

     В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства  чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе  основных фондов для залога.

Информация о работе Малый бизнес в России и за рубежом