Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 08:02, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.
Введение 2
Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5
1.1 Сущность малого бизнеса 5
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8
1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11
Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13
2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13
2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15
2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18
Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21
3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21
3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24
3.3 Применение опыта зарубежных стран 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Необходимо также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.
Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.
Упрощенная
система налогообложения
Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.
Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.
Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.
Решающее значение для поддержки малого бизнеса имеет административная и муниципальная реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.
В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Федеративной Республике Германия, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.
Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:
– институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;
–
соединение усилий государства, муниципалитетов,
общественных организаций и
– дифференциацию налогообложения с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);
– промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;
– отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.
Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:
– функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;
–
особую роль муниципальных и региональных
органов содействия малому бизнесу,
создающих местные корпорации развития,
консультационную, информационную и
образовательную
–
особое внимание к развитию некоммерческих
организаций в области
– специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);
–
специальные квоты для малого
предпринимательства при
–
уникальный опыт венчурного финансирования
и развития малых инновационных
фирм в университетах, при крупных
корпорациях и государственных
научно-исследовательских
– финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.
Анализ опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:
–
предоставление высвобождаемым работникам
возможности выкупать на льготной основе
часть уже существующих производственных
мощностей для организации
– создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);
– компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);
–
создание параллельно со службой
занятости сети трехсторонних органов
из представителей профсоюзов, работодателей
и правительства для контроля
использования бюджетных
– уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;
– стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;
– выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное производство комплектующих изделий).
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение ряда лет ведет разработку проблем развития малого бизнеса в России.
Заключение
Безусловно,
нестабильная экономическая ситуация
в России негативно воздействует
на малое предпринимательство по
всем направлениям. Уровень инфляции
и рост на все факторы производства
ставят многие малые предприятия
в затруднительное положение. И
в их числе в первую очередь
оказываются предприятия, функционирующие
в сфере производства товаров, бытовых
услуг для населения, потребляющие
сырье, материалы и др., стоимость
которых постоянно растет. Налоговый
пресс давит на производственные
предприятия в сфере малого бизнеса.
Сложившиеся экономические
Таким
образом, мы можем сделать вывод,
что со временем малое предпринимательство
в России имеет все предпосылки
к тому, чтобы в скором времени
выйти на европейский уровень.
Список используемых источников
Использовалась информация с сайтов:
www.business.zakon.ru
www.ofdp.ru
www.businessinform.ru