Малый бизнес в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 08:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение роли и места малого бизнеса в России и зарубежном, выяснить проблемы его становления, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня.

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Малый бизнес как основа современной экономики 5

1.1 Сущность малого бизнеса 5

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 8

1.3 приемущества и недостатки малого бизнеса 11

Глава 2. Перспективы развития и проблемы становления малого бизнеса в России и за рубежом. 13

2.1 Условия и факторы развития малого бизнеса 13

2.2 Перспективы развития малого бизнеса на современном этапе 15

2.3 Проблемы малого бизнеса в современной экономике 18

Глава 3. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах 21

3.1 Прямая поддержка малого бизнеса 21

3.2 Косвенная поддержка малого бизнеса 24

3.3 Применение опыта зарубежных стран 25

Заключение 28

Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 56.17 Кб (Скачать)

     Необходимо  также поддерживать региональные малые  и средние банки, работающие с  малым бизнесом, удешевлять кредитные  ресурсы путем снижения фондов обязательного  резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так  далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.

     Существенную  роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

     Упрощенная  система налогообложения позволила  фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов  рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы  между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы  на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего  малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить  сферу применения инвестиционного  кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного  региона сферах деятельности.

     Во  всех случаях льготы должны предоставляться  не с момента регистрации, а при  фактическом начале хозяйственной  деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.

 

     3.2.  Косвенная поддержка  малого бизнеса.

 

     Косвенная поддержка малого бизнеса стала  в развитых зарубежных странах основой  создания благоприятной внешней  среды для его развития.

     Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

     На  долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

     Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

     Решающее  значение для поддержки малого бизнеса  имеет административная и муниципальная  реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.

     3.3. Применение опыта  зарубежных стран.

 

     В развитых зарубежных странах поддержка  малого и среднего бизнеса стала  важнейшей функцией государства. В  Федеративной Республике Германия, Финляндии  и других странах соответствующие  органы действуют во всех городах, центрах  земель, округов и других административных единиц.

     Зарубежный  опыт позволяет выделить следующие  наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

     – институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;

     – соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных  фондов;

     – дифференциацию налогообложения с  учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);

     – промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;

     – отказ от субсидий в пользу косвенных  форм стимулирования малого бизнеса.

     Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:

     – функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной  организации, действующей по поручению  и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;

     – особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и  образовательную инфраструктуру, оказывающую  услуги малому бизнесу на льготной основе;

     – особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;

     – специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);

     – специальные квоты для малого предпринимательства при распределении  государственных заказов, в том  числе военных и космических  заказов крупным корпорациям;

     – уникальный опыт венчурного финансирования и развития малых инновационных  фирм в университетах, при крупных  корпорациях и государственных  научно-исследовательских институтах;

     – финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в  виде целевых налоговых льгот  и кредитов.

     Анализ  опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:

     – предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);

     – создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);

     – компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым  бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);

     – создание параллельно со службой  занятости сети трехсторонних органов  из представителей профсоюзов, работодателей  и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;

     – уточнение статистики занятости  в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е  годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;

     – стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для  наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;

     – выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное  производство комплектующих изделий).

     Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в течение ряда лет  ведет разработку проблем развития малого бизнеса в России.

 

     

     Заключение 

     Безусловно, нестабильная экономическая ситуация в России негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост на все факторы производства ставят многие малые предприятия  в затруднительное положение. И  в их числе в первую очередь  оказываются предприятия, функционирующие  в сфере производства товаров, бытовых  услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость  которых постоянно растет. Налоговый  пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия  подрывают стимулы к предпринимательской  деятельности, ослабляют предпринимательский  настрой. Проблемы и перспективы, сформулированы основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги, законодательство, инфляция, экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит, трудности получения кредита и высокая кредитная ставка, неплатежеспособность партнеров, клиентов, несовершенство банковской системы, политическая ситуация, бюрократия, недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей коррупция, взятки, недостаток материальной базы, финансовая политика государства, действия Центрального банка России, сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот, рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности.

     Таким образом, мы можем сделать вывод, что со временем малое предпринимательство  в России имеет все предпосылки  к тому, чтобы в скором времени  выйти на европейский уровень. 

 

     

     Список  используемых источников

  1. Андреев В. «Государственная поддержка малого предпринимательства» // Российская юстиция, №12, 2000
  2. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. М., 2002
  3. Гусева Т.А., Лаврина В.А. «Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности» // ЗАО Юстицформ, 2005
  4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник – 2-е изд., перераб. и дополн. - М.:ИНФРА-М, 2005
  5. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Горфинкеля В.Я., проф. Швандра В.А. 2-е изд., перераб. и дополн. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  6. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н. М., 2000
  7. Предпринимательство: Учебник / Под ред. Лапусты М.Г. – 3-е изд., испр. и дополн. М.: ИНФРА-М, 2004
  8. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. Пер. с англ. – М.: Дело, 1997
  9. Фильченко Д.Г., Ящинский М.В. «Государственные гарантии субъектам малого предпринимательства» // Право и экономика, №4, 2003
  10. Черняк В.З. Введение в предпринимательство. М., 2000
  11. Экономика.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993.
  12. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993.
  13. Экономическая теория: Учебник для вузов. / Под ред. Камаева. - М.: Владос, 2000.
  14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46. – с. 222

Использовалась  информация с сайтов:

www.business.zakon.ru

www.ofdp.ru

www.businessinform.ru

Информация о работе Малый бизнес в России и за рубежом