Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 412.08 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5

1.1 Понятие малого  и среднего бизнеса. 5

1.2 Роль малого и  среднего бизнеса  в экономике 7

Глава 2. Проблемы и перспективы  развития малого и  среднего бизнеса  РФ. 11

2.1. Растущий и малый  и средний бизнес  в России. 11

2.2. Возможности и  альтернативы роста  малых и средних  предприятий. 19

Заключение 26

Список  литературы: 28 
 

 

Введение 

       В современной России на протяжении последних  лет становление малого и среднего предпринимательства проходит на фоне серьезных социально-политических преобразований, внося существенный вклад в экономическую жизнь  общества. Становление и развитие его – одна из основных проблем  экономики. Выбранную тему я считаю актуальной, так как малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

     Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв  активности малого бизнеса, особенно в  западной экономике.

     Развитие  мелкого и среднего бизнеса имеет  ряд преимуществ, в сравнении  с крупным производством, а именно: активизирует структурную перестройку  экономики, предоставляет широкую  свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю  окупаемость затрат, оперативно реагирует  на изменение потребительского спроса. Малый и средний бизнес помогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальный  монополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного  рабочего времени.

       Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий  малого и среднего бизнеса.

       Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  1. Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;
  2. Изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.
  3. Рассмотреть направления налоговой политики Российской Федерации в области малого бизнеса.

     Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса.

     Объектом  исследования является активно развивающийся  сегмент мелкого и среднего бизнеса.

     В 1 главе курсовой работы будут рассмотрены  теоретические основы малого и среднего бизнеса (основные определения, понятия  малого и среднего бизнеса). Во 2 главе  Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса Российской Федерации.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.

1.1 Понятие малого и среднего бизнеса.

      Термин "малое предприятие" впервые  появился в документе Совета Министров  СССР в 1989 г. (протокол от 06.06.1989 N 14). Согласно данному протоколу к малым  предприятиям относились юридические  лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР". В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.

       В дальнейшем Постановлением Совета Министров  СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" численность работающих была существенно  дифференцирована в зависимости  от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении  критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.

       Уточнение критериев отнесения предприятий  к малым было продолжено в Постановлении  Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и  развитию малых предприятий в  РСФСР". В данном Постановлении  впервые было дано понятие "субъект  малого предпринимательства" в Российской Федерации, были определены критерии отнесения  предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным  отраслям экономики). Впервые было предусмотрено  применение для малых предприятий  налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных  средств, введение в действие механизма  ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Субъектами предпринимательства в  то время были и малые предприятия, основывающиеся на государственной  и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий являлись, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народных депутатов. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на "вторых ролях".

      В настоящее время согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не превышает 25%;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает для средних предприятий 250 человек, для малых предприятий — 100 человек, для микропредприятий — 15 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ. 
    Установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС, позволяющие отнести организации к одной из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • микропредприятия — 60 000 000 рублей;
  • малые предприятия — 400 000 000 рублей;
  • средние предприятия — 1 000 000 000 рублей.
 

1.2 Роль малого и  среднего бизнеса  в экономике 

     Во-первых, предприятия малого бизнеса обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Во-вторых, они способны не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, – создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), они создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

     Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

     Несмотря  на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических  нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия  в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических  нововведений.

     Успех малого и среднего бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие и средние фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые и средние фирмы стремятся  как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями  достаточно важно, прежде всего, с точки  зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения (вновь  рожденного) спроса, мотивируемого  разработками, проводимыми фирмами  малого и среднего предпринимательства.

     Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

     Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний  бизнес воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

     Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

     Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

     Важность  малых и средних предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

     Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее  занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

     Деятельность  малых и средних предприятий  в менее развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

     В то же время, на мелких и средних  предприятиях отмечается более высокая  эффективность труда, малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они  увеличивают размеры поступлений  в муниципальные бюджеты, стимулируют  НТП, выполняют другие важные для  хозяйства функции. На современном  этапе повышение роли предприятий  малого и среднего бизнеса в экономике  Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая  закономерность, вызванная самим  ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

Информация о работе Малый бизнес в России