Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список
литературы: 28
Введение
В
современной России на протяжении последних
лет становление малого и среднего
предпринимательства проходит на фоне
серьезных социально-
Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике.
Развитие
мелкого и среднего бизнеса имеет
ряд преимуществ, в сравнении
с крупным производством, а именно:
активизирует структурную перестройку
экономики, предоставляет широкую
свободу рыночного выбора и дополнительные
рабочие места, обеспечивает быструю
окупаемость затрат, оперативно реагирует
на изменение потребительского спроса.
Малый и средний бизнес помогает
насытить рынок товарами и услугами,
преодолевать отраслевой и территориальный
монополизм, расширить конкуренцию.
Он обладает значительным потенциалом
в сфере трудоустройства
Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Предметом исследования является система государственного регулирования и содействия развитию малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования является активно развивающийся сегмент мелкого и среднего бизнеса.
В 1 главе курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы малого и среднего бизнеса (основные определения, понятия малого и среднего бизнеса). Во 2 главе Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса Российской Федерации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса.
Термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол от 06.06.1989 N 14). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР". В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.
В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.
Уточнение
критериев отнесения
В настоящее время согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1.2
Роль малого и
среднего бизнеса
в экономике
Во-первых,
предприятия малого бизнеса обеспечивают
необходимую мобильность в
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
Успех
малого и среднего бизнеса в этой
области можно объяснить
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие
специализации и кооперации вовлекает
мелких и средних предпринимателей
в сферу влияния крупных
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность
малых и средних предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность
малых и средних предприятий
в менее развитых районах западноевропейских
стран – это основа всей их социальной
и экономической жизни и
В
то же время, на мелких и средних
предприятиях отмечается более высокая
эффективность труда, малые фирмы
с меньшими затратами удовлетворяют
потребности в дефицитных видах
товаров и услуг на основе разработки
местных источников (сырья) и обеспечивает
при этом большую занятость. Они
увеличивают размеры