Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 412.08 Кб (Скачать)

     Еще одна опасная тенденция – резкое снижение темпов развития, роста бизнеса. В кризис основная часть компаний максимально «ужалась» в затратах. Компании перестали вкладывать средства в оснащение производства. Все  средства идут только на зарплату, нет  движения вперед и развития бизнеса.

     Кроме того, по мнению предпринимателей, малый  бизнес в России устроен недостаточно эффективно, сами расходы на его  организацию значительны. Чтобы  правильно организовать малый бизнес «с нуля», руководителю нужны хорошие  менеджерские навыки и знания: за последние  годы люди стремились, в основном, зарабатывать деньги, а не получать хорошее бизнес-образование.

В среднем бизнесе  появилась опасная тенденция - бегство  квалифицированных, обученных специалистов. Предприятие берет нового сотрудника, вкладывает деньги в его обучение, а он не хочет это «отрабатывать», поскольку узнает, что в соседней компании ему теперь заплатят больше, и уходит туда. Эта общая проблема существует уже порядка 5 лет. В крупном  бизнесе с предприятия уходят командами.

Предложения поддержки предпринимателей (Таблица 2)

  Таблица 2. Предложения поддержки предпринимателей.

Направления поддержки  Предлагаемые  меры поддержки 
В области налогообложения   
1. Снизить  налоговую ставку до 10% от оборота,  чтобы дать бизнесу возможность развиваться.

2. Освободить  от налогов все, что идет  на развитие бизнеса – все  средства на реконструкцию, на  расширение бизнеса. Эти средства  должны идти на издержки предприятия. 

3. Стабилизировать  существующую систему налогообложения. 

В области консультирования:  
1. Организовать  при содействии ТПП независимое  «Окно помощи» для предпринимателей  – независимый хаб, орган, структуру, куда предприниматели могли бы обратиться, если у них есть проблемы.

2. Нужна скорая  юридическая помощь – бесплатная  или за приемлемую цену, в том  числе в области международного  права. Организовать программу  страхования рисков при экспортных поставках.

В области госзаказа:  
1. Дать  возможность предпринимателям участвовать  в реальных тендерах по госзакупкам.
В области обучения:  
1. Государство  должно обратить внимание на  необходимость выработки общей  политики, стратегии в области  бизнес-образования и повышения квалификации: нужно формировать знания, навыки для конкретного человека на конкретном предприятии.

2. Построить  совместные образовательные программы  по важнейшим вопросам предпринимательства  ВУЗами, по типу программ ГУ  Высшей школы экономики, для  конкретных предприятий.

3. Разработать  и организовать для предпринимателей  образовательные программы как  специальные, так и общего характера  (общеобразовательные). Нужны хорошие  государственные программы подготовки  и переподготовки. Нужны семинары, деловые встречи, подобные мероприятиям  Центра предпринимательства США-Россия, они нужны менеджерам высшего и среднего звена. Нужны семинары и конференции, нужна помощь государства в самоопределении людей.

В области информационной поддержки:  
1. Шире  информировать предпринимателей  о госпрограммах поддержки, наполнить  существующие Интернет-ресурсы актуальной  информацией, больше информации  давать на деловых каналах  распространения информации.

2. Разработать  и шире информировать предпринимателей  о госпрограммах поддержки участия  в международных выставках. 

3. В регионах  организовать горячую линию по  электронной почте или по телефону  – не «для галочки», а фактическую. 

Поддержка промышленных предприятий:  
1. Разработать  систему поддержки промышленных  предприятий малого и среднего  бизнеса, предусмотреть широкое  участие компаний-производителей  в госзаказах. Заказы в регионах  проводить через систему тендеров  от администрации области. 

2. Государство  должно создавать реальные условия  для развития отечественной промышленности, машиностроения в частности. Нужна  реальная поддержка отечественного  производителя, а не лозунги. Следует определить квоты на поставку отечественного оборудования - государство должно покупать больше у своих производителей. Сейчас, даже в кризис, за рубежом покупают очень много оборудования – на 70% больше, чем российского, причем оборудование покупается втридорога, а потом российские граждане ощущают это в форме массового повышения тарифов.

В области развития инфраструктуры:  
1. Создавать  среду для бизнеса, шире использовать  возможности РСПП, ТПП. Их задача  – помочь бизнесу, используя  для этого государственные деньги. Адаптировать возможности инфраструктуры  поддержки к насущным потребностям  растущего малого и среднего  бизнеса. 
В области поддержки  инновационного бизнеса  Развивать конкуренцию  среди инновационных компаний. Стимулировать  спрос со стороны государства  на продукцию инновационных малых  и средних компаний.

 
 

Сравним основные параметры сектора МСП в России и за рубежом.

Таблица 4. Сравнение основных параметров сектора  МСП в России и  за рубежом (2011 г.)

     Сравнение данных по России с данными ЕС и  США показывает, что в России размер сектора МСП в абсолютных значениях  количества предприятий в несколько  раз ниже, чем за рубежом. При этом доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий  составляет 0,8%. В странах ЕС средние  предприятия составляют 1% от сектора  МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота  и 17% от общей занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общего оборота и 3,2% от общей занятости  – это в несколько раз ниже, чем за рубежом.

     Следовательно, в России существует огромный потенциал  для экономического роста за счет поддержки растущих малых предприятий  и средних предприятий, то есть финансово  устойчивых и прибыльных предприятий, зачастую использующих инновационные  подходы к своему развитию и составляющих основу среднего класса.

     Вместе  с тем, меры господдержки в России на федеральном и региональном уровне направлены, в основном, на микро-и малые предприятия и ИП (субсидии, гранты start-up, микрофинансирование, обучение безработных, бизнес-инкубаторы, субсидирование % ставки по кредитам). Сегмент растущего малого бизнеса и среднего бизнеса, по данным настоящего проекта и ряда обследований, лишен поддержки на развитие бизнеса, каких-либо льгот при создании новых рабочих мест, возможности льготных кредитов и адекватных инвестиций в производство, а кроме того, испытывает сильное налоговое бремя. Даже в регионах с традиционно развитой промышленностью – в Центральной России, на Урале и в Сибири – господдержка оказывается преимущественно крупным промышленным предприятиям, а не растущему малому и среднему производственному бизнесу, который работает и развивается преимущественно за счет внутренних ресурсов. Трудное положение растущих малых и средних предприятий осложняется высоким уровнем коррупции, сложностями таможенного законодательства при выходе на внешние рынки. Законодательно средний бизнес как сегмент сектора МСП был признан с 2008 года, однако система поддержки растущего малого бизнеса и среднего бизнеса не создана.

     Государство понимает необходимость поддержки  среднего бизнеса и растущего  малого бизнеса. Но на данном этапе  государству не понятны направления  и инструменты такой поддержки, эта тема находится лишь в стадии общего обсуждения. Какие - то из возможных мер могут быть опробованы в программах господдержки 2011-2012 гг., этого требует и существующее законодательство о поддержке малого и среднего бизнеса.

     Привлечение современного зарубежного опыта  поддержки растущего малого бизнеса  и среднего бизнеса, техническое  содействие в разработке политики и  программ поддержки этого сегмента МСП, реализация соответствующих пилотных проектов в сотрудничестве с заинтересованными регионами могли бы восполнить существующий серьезный пробел в российской стратегии экономического развития.

 

Заключение 

      Малый и средний бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых странах. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна

      По  проделанным исследованиям в  данной курсовой работе могу сделать  следующие выводы:

1. Российский  средний бизнес по размерам  и масштабам операций значительно  отстает от европейского. В странах-членах Евросоюза средние предприятия составляют 1% от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20% от общего оборота предприятий и 17% от общей занятости. В России средние предприятия составляют 0,8% от общего количества предприятий, дают только 3,9% общего оборота и 3,2% общей занятости.

2. И российский, и европейский растущий малый  и средний бизнес испытывает  схожие трудности и «болезни  роста», связанные с усложнением  и формализацией структуры бизнеса.  Но если европейский бизнес  имеет массу возможностей получить  поддержку со стороны инфраструктуры, то российский бизнес оказывается  один-на-один со своими проблемами. Лишь единичным предприятиям удается попасть в программы господдержки, а услуги коммерческих структур неоправданно дороги. Позволить их себе могут только зрелые предприятия, имеющие достаточные средства на развитие.

3. В России  у малого бизнеса нет серьезных стимулов становиться средним. Растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего, чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным для проверяющих органов.

4. Европейский  бизнес находится в более выгодных  условиях, по сравнению 

с российским, поскольку имеет доступ к различным инструментам и программам системы поддержки предпринимательства. В частности, на Западе есть масса программ бизнес-обучения «без отрыва от производства» как часть системы поддержки предпринимательства.

5. Эффективная  государственная политика поддержки  растущего малого и среднего  бизнеса помогла бы реализовать  российским предприятиям значительный  экономический потенциал, что  способствовало бы росту экономики  в целом, а также региональному  развитию. Причем речь идет не  столько о новых расходах государства  на программы поддержки, сколько  о введении льготных налоговых  режимов, ослаблении «мертвой  хватки» местных чиновников, системной  борьбе с коррупцией. В России  государственная помощь бизнесу  фактически обрывается на этапе  развития, роста бизнеса. 

6. С учетом  мнений большинства предпринимателей, полученных в ходе обследования, о низкой доступности господдержки  имеет смысл предусмотреть мониторинг  и оценку эффективности и доступности  услуг инфраструктуры поддержки  для российского бизнеса. 

7. Важно максимально  широко информировать предпринимателей  об имеющихся программах и  инструментах поддержки через  Интернет-порталы, СМИ, в частности, каналы распространения деловой информации, ТПП.

8. Государственным  структурам поддержки предпринимательства,  а также коммерческим организациям, предоставляющим платные услуги  бизнесу, имеет смысл всячески  стимулировать интерес руководителей  предприятий и предпринимателей  к бизнес-обучению и повышению квалификации. Масштабная реализация таких программ, повышение уровня руководства предприятиями приведет к качественным изменениям, создаст предпосылки для роста бизнеса, повышения его прибыльности и эффективности.

 

Список  литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
  2. Чепурина М. Н.,  Киселевой Е. А.Курс экономической теории, Издание 4-е, дополненное и переработанное. М., 2006
  3. Д.А. Ендовицкий, P.P. Рахматулина ; под ред. Д.А. Ендовицкого. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии : учебное пособие М. : КНОРУС, 2007.
  4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
  5. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.
  6. Предпринимательство: учебник для вузов / Под ред. преф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, роф. В.А. Швандира. -7-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  7. Экономика предприятия: учебни для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  8. Экономика предприятия: Тесты , задачи, ситуации: учеб. Пособие для студентов вузов/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. -4-е изд.. перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  9. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007.
  10. Экономическая теория (политэкономия): учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2005.
  12. Бабаев, Юрий Агиевич. Бухгалтерский учет: Учебник/Ю. А. Бабаев, А. М.
  13. Петров, Л. А. Мельникова; под ред Ю. А. Бабаева.-3-е изд.-М.: Проспект,2011.
  14. Управление инновациями. В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин.-М.:Юрайт, 2011
  15. Ермасова, Наталья Борисовна. Финансовый менеджмент – учебное пособие /Н. Б. Ермасова, С. В. Ермасов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2010.
  16. Ерофеева, Вера Арсентьевна. Аудит: учебное пособие/В. А. Ерофеева, В. А. Пискунов, Т. А. Битюкова; СПб. гос. ун-т экономики и финансов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮРАЙТ,2011.
  17. История экономических учений: Учебное пособие для вузов/под ред. В. С. Автономова, О. И. Ананьина, Н. А. Макашевой.-М.:ИНФРА-М, 2010.
  18. Ковалев, Валерий Викторович. Финансовый менеджмент: Конспект лекций с задачами и тестами: учебное пособие/В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев.-М.:Проспект, 2011.
  19. Кондраков, Николай Петрович. Бухгалтерский учет: учебник/Н. П. Кондраков.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Инфра-М,2009.
  20. Коротков, Эдуард Михайлович. Менеджмент/Э. М. Коротков.-М.:Юрайт, 2011.
  21. Корчагин, Юрий Александрович. Инвестиции и инвестиционный анализ/ Ю. А. Корчагин, И. П. Маличенко.-Ростов н/Д:Феникс,2010.
  22. Крюкова, Надежда Петровна. Документирование управленческой деятельности: учебное пособие/Н. П. Крюкова.-М.:Инфра-М,2010.
  23. Маленков, Юрий Алексеевич. Стратегический менеджмент: учебник /Ю. А. Маленков.-М.:Проспект,2011.
  24. Малиновская, Ольга Викторовна. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие для студ. вузов/О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина.-М.:КНОРУС,2010.
  25. Менеджмент: Учебник/под общ. ред. И. Н. Шапкина.-М.:Юрайт; ИД Юрайт,2011.
  26. Национальная экономика: Учебник/ под общ. ред. Р. М. Нуреева: М-во образ. и науки РФ [и др.].-М.:ИНФРА-М,2010.
  27. Пантелеева, Татьяна Сергеевна. Экономические основы социальной работы: учебное пособие/Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова.-2-е изд., стер.-М.:Академия,2009.
  28. Практикум по социально-экономической статистике: учебно-метод. пособие/ под ред. М. Г. Назарова; ФГОУ ВПО "Академия бюджета и казначейства мин-ва финансов РФ.-М.:КНОРУС,2009.
  29. Просветов, Георгий Иванович. Бизнес-планирование: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие/Г. И. Просветов.-2-е изд.,доп. -М.:Альфа-Пресс,2008.
  30. Розанова, Надежда Михайловна. Экономика отраслевых рынков: Учебное пособие/Н. М. Розанова.-М.:Юрайт,2010.-
  31. Салов, Андрей Иванович. Экономика: конспект лекций/А. И. Салов. -М.: Высшее образование,2008.-
  32. Свищева, Виктория А. Государственные и муниципальные финансы: Учебник /В. А. Свищева.-М.:"Дашков и К",2010.
  33. Социально-экономическая статистика: учебник/под ред. М. Р. Ефимовой; Гос. Университет Управления.-М.:Высшее образование, Юрайт-Издат,2009.

Информация о работе Малый бизнес в России