Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28
Еще
одна опасная тенденция – резкое
снижение темпов развития, роста бизнеса.
В кризис основная часть компаний
максимально «ужалась» в
Кроме того, по мнению предпринимателей, малый бизнес в России устроен недостаточно эффективно, сами расходы на его организацию значительны. Чтобы правильно организовать малый бизнес «с нуля», руководителю нужны хорошие менеджерские навыки и знания: за последние годы люди стремились, в основном, зарабатывать деньги, а не получать хорошее бизнес-образование.
В среднем бизнесе появилась опасная тенденция - бегство квалифицированных, обученных специалистов. Предприятие берет нового сотрудника, вкладывает деньги в его обучение, а он не хочет это «отрабатывать», поскольку узнает, что в соседней компании ему теперь заплатят больше, и уходит туда. Эта общая проблема существует уже порядка 5 лет. В крупном бизнесе с предприятия уходят командами.
Предложения поддержки предпринимателей (Таблица 2)
Таблица 2. Предложения поддержки предпринимателей.
Направления поддержки | Предлагаемые меры поддержки |
В области налогообложения | 1. Снизить налоговую ставку до 10% от оборота, чтобы дать бизнесу возможность развиваться. 2. Освободить
от налогов все, что идет
на развитие бизнеса – все
средства на реконструкцию, на
расширение бизнеса. Эти 3. Стабилизировать
существующую систему |
В области консультирования: | 1. Организовать при содействии ТПП 2. Нужна скорая
юридическая помощь – |
В области госзаказа: | 1. Дать возможность предпринимателям |
В области обучения: | 1. Государство должно обратить внимание на необходимость выработки общей политики, стратегии в области бизнес-образования и повышения квалификации: нужно формировать знания, навыки для конкретного человека на конкретном предприятии. 2. Построить
совместные образовательные 3. Разработать
и организовать для |
В области информационной поддержки: | 1. Шире информировать 2. Разработать
и шире информировать 3. В регионах
организовать горячую линию по
электронной почте или по |
Поддержка промышленных предприятий: | 1. Разработать систему поддержки 2. Государство
должно создавать реальные |
В области развития инфраструктуры: | 1. Создавать среду для бизнеса, шире |
В области поддержки инновационного бизнеса | Развивать конкуренцию среди инновационных компаний. Стимулировать спрос со стороны государства на продукцию инновационных малых и средних компаний. |
Сравним основные параметры сектора МСП в России и за рубежом.
Таблица 4. Сравнение основных параметров сектора МСП в России и за рубежом (2011 г.)
Сравнение данных по России с данными ЕС и США показывает, что в России размер сектора МСП в абсолютных значениях количества предприятий в несколько раз ниже, чем за рубежом. При этом доля средних предприятий в России в общем количестве предприятий составляет 0,8%. В странах ЕС средние предприятия составляют 1% от сектора МСП, но обеспечивают 20% от общего оборота и 17% от общей занятости. В России средний бизнес обеспечивает лишь 3,9% от общего оборота и 3,2% от общей занятости – это в несколько раз ниже, чем за рубежом.
Следовательно, в России существует огромный потенциал для экономического роста за счет поддержки растущих малых предприятий и средних предприятий, то есть финансово устойчивых и прибыльных предприятий, зачастую использующих инновационные подходы к своему развитию и составляющих основу среднего класса.
Вместе с тем, меры господдержки в России на федеральном и региональном уровне направлены, в основном, на микро-и малые предприятия и ИП (субсидии, гранты start-up, микрофинансирование, обучение безработных, бизнес-инкубаторы, субсидирование % ставки по кредитам). Сегмент растущего малого бизнеса и среднего бизнеса, по данным настоящего проекта и ряда обследований, лишен поддержки на развитие бизнеса, каких-либо льгот при создании новых рабочих мест, возможности льготных кредитов и адекватных инвестиций в производство, а кроме того, испытывает сильное налоговое бремя. Даже в регионах с традиционно развитой промышленностью – в Центральной России, на Урале и в Сибири – господдержка оказывается преимущественно крупным промышленным предприятиям, а не растущему малому и среднему производственному бизнесу, который работает и развивается преимущественно за счет внутренних ресурсов. Трудное положение растущих малых и средних предприятий осложняется высоким уровнем коррупции, сложностями таможенного законодательства при выходе на внешние рынки. Законодательно средний бизнес как сегмент сектора МСП был признан с 2008 года, однако система поддержки растущего малого бизнеса и среднего бизнеса не создана.
Государство понимает необходимость поддержки среднего бизнеса и растущего малого бизнеса. Но на данном этапе государству не понятны направления и инструменты такой поддержки, эта тема находится лишь в стадии общего обсуждения. Какие - то из возможных мер могут быть опробованы в программах господдержки 2011-2012 гг., этого требует и существующее законодательство о поддержке малого и среднего бизнеса.
Привлечение современного зарубежного опыта поддержки растущего малого бизнеса и среднего бизнеса, техническое содействие в разработке политики и программ поддержки этого сегмента МСП, реализация соответствующих пилотных проектов в сотрудничестве с заинтересованными регионами могли бы восполнить существующий серьезный пробел в российской стратегии экономического развития.
Заключение
Малый и средний бизнес играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых странах. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна
По проделанным исследованиям в данной курсовой работе могу сделать следующие выводы:
1. Российский
средний бизнес по размерам
и масштабам операций
2. И российский,
и европейский растущий малый
и средний бизнес испытывает
схожие трудности и «болезни
роста», связанные с усложнением
и формализацией структуры
3. В России у малого бизнеса нет серьезных стимулов становиться средним. Растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего, чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным для проверяющих органов.
4. Европейский
бизнес находится в более
с российским, поскольку имеет доступ к различным инструментам и программам системы поддержки предпринимательства. В частности, на Западе есть масса программ бизнес-обучения «без отрыва от производства» как часть системы поддержки предпринимательства.
5. Эффективная
государственная политика
6. С учетом
мнений большинства
7. Важно максимально
широко информировать
8. Государственным
структурам поддержки
Список литературы: