Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ.
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России.
Для оценки ситуации в российском сегменте растущего малого и среднего бизнеса в феврале-мае 2011 года Ресурсным центром малого предпринимательства1 было проведено анкетирование 94 растущих малых и средних предприятий в различных регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Южного федеральных округов. С представителями 30 предприятий были проведены углубленные интервью. В рамках проекта растущим малым предприятием было принято считать частное предприятие с количеством занятых менее 100 человек, но с устойчивым и/или значительным ростом оборота и персонала в годы, предшествующие кризису 2008-2009 года. Из всех опрошенных 46% составили растущие малые предприятия и 54% - средние.
Вопросы анкеты касались востребованности и доступности поддержки бизнеса со стороны государства и коммерческих структур, состояния и перспектив бизнеса на ближайшие годы, заинтересованности руководителей предприятий в бизнес-обучении и деловом общении, а также оценки полезности участия предпринимателей в профессиональных ассоциациях и объединениях предпринимателей.
Кроме того, предпринимателям предоставлялась возможность высказать свое мнение о том, каким образом государство должно помогать растущему малому и среднему бизнесу.
Анонимность анкеты позволила получить достаточно полные и прямые ответы руководителей предприятий.
В обследовании участвовали преимущественно предприятия старше 10 лет, точнее, 55% составили компании старше 10 лет, 27% - 5-10 лет, и 18% - компании младше 5 лет (Диаграмма 1). Распределение опрошенных предприятий по видам деятельности показано на Диаграмме 2. Примерно половину составили промышленные предприятия (48%)
Подавляющее
большинство опрошенных предпринимателей
– практически 90% растущих малых
и средних предприятий
Как видно из Диаграммы 4, относительно молодые компании, действующие менее 5 лет (94%), а также зрелые – старше 10 лет (96%) – нуждаются в поддержке больше, чем компании на этапе устойчивого развития (5-10 лет, 71%). Очевидно, что с точки зрения важности как молодых, так и зрелых компаний для экономики в целом, желательно было бы поддержать и тех, и других: первые еще не завоевали прочных позиций на рынке, а вторые уже исчерпали возможности развития за счет собственных ресурсов. Потенциал и тех, и других достаточно велик: молодые компании нацелены на развитие, привносят новые идеи, могут гибко подстроиться под потребности рынка, демонстрируют хороший или значительный рост (об этом будет сказано ниже), а зрелые предприятия обладают сформировавшейся структурой, оборудованием, квалифицированным персоналом и опытным руководством. Естественно, масштабы и формы поддержки молодых и зрелых предприятий должны быть разными.
Следует
отметить, что среди компаний, существующих
на рынке 5-10 лет, 1/3 ответили, что в
поддержке не нуждаются. В ходе интервью
такие предприятия, как правило,
сообщали, что господдержку они считают
малодоступной или
Из 43 производственных предприятий 91% заинтересованы в поддержке. В ходе интервью многие представители таких предприятий подчеркивали, что без весомой государственной поддержки производства не может быть успешной модернизации, и что именно производство, промышленность является основным потребителем инноваций, новейших технологий.
Наиболее востребованной для средних и растущих малых предприятий оказалась финансовая поддержка (73% ответов), информационная (60%) и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов (51%) (Диаграмма 5).
Все
виды поддержки более востребованы
растущим малым бизнесом, чем средним.
Растущий малый бизнес одинаково
заинтересован и в
В
информационной поддержке нуждаются
60% или 2/3 опрошенных предприятий всех
возрастов, а вот бизнес-обучение
особенно востребовано растущими компаниями
в возрасте до 10 лет – порядка
72% ответов (Диаграмма 6). Ведь именно руководители
растущих предприятий оказываются
не в состоянии справиться с трудностями
в руководстве бизнесом в период
его интенсивного роста и перехода
из малого в среднее. Поэтому руководители
таких предприятий хотят
Молодым
предприятиям, а также предприятиям
старше 10 лет нужна поддержка
в области ВЭД, в поиске партнеров
за рубежом. Об этом заявили почти
половина руководителей таких
Некоторые производственные средние предприятия 5 лет и старше сформулировали конкретные виды нужной им поддержки, помимо предложенных вариантов.
Финансовые формы:
- снижение кредитных ставок банков;
- не только
субсидирование затрат, но и кредитование
инновационных предприятий по
сниженным ставкам или
- гранты на исследования и разработки;
- государственные гарантии прямых иностранных инвестиций;
- доступ к
«длинным» финансовым
Поддержка производственных предприятий:
- обеспечить госзаказы на продукцию;
- организовать
«Окно помощи предпринимателям»
- упростить таможенные процедуры;
- упростить процедуры получения лицензий, в частности, на разработку, производство, ремонт (и т.д.) авиационной техники, в том числе техники двойного назначения;
- упростить процесс
увеличения уставного капитала
ЗАО – сейчас это длительный
и сложный процесс, в том
числе из-за неоправданно
Среди других предложений предпринимателей стоит выделить наиболее значимые и интересные:
В
области налогообложения и
- изменить налогообложение для среднего бизнеса - снизить ставки налогов с обременительных до приемлемых;
- ликвидировать коррупционную составляющую;
- повысить
ответственность чиновников за
сроки выполнения своих
- более
внимательно относиться к
- сдерживать
повышение стоимости
В области бизнес-обучения и повышения квалификации, повышения престижа предпринимательства:
- организовать
обучение предпринимательству
- повышать
и поддерживать имидж
В
области поддержки
- стимулировать
развитие дополнительного
- оказывать
поддержку экспортно-
- обеспечить
защиту авторских прав на
- устранить
систему посредничества при
- создать
фонды беспроцентных займов
- размещать
госзаказы на разработки и
модернизацию, тем самым обеспечивая
работой инновационные
В
России необходимо создавать продуманную
систему поддержки
Однако в 2008-2009 гг., помимо отсутствия поддержки со стороны государства, растущий малый и средний бизнес столкнулся с реалиями кризиса. В результате у 61% компаний оборот снизился или снизился значительно (Диаграмма 7), причем особенно пострадал средний бизнес, где оборот снизился или снизился значительно у 67% компаний. Тем не менее, опрошенные компании проявили стойкость и жизнеспособность: 32% растущих малых компаний и 25% средних компаний в кризисной ситуации смогли нарастить оборот.
Падение оборота из-за кризиса особенно отмечено у компаний старше 10 лет (67%), а нарастить оборот даже в кризис смогли, прежде всего, компании в возрасте до 5 лет – 37%.
В разрезе отраслей, оборот в годы кризиса упал или упал значительно, прежде всего, у компаний-производителей (69%) и строительных компаний (72%), а вырос у компаний сферы услуг (41%) (Диаграмма 7).
2.2.
Возможности и
альтернативы роста
малых и средних
предприятий.
В ближайшие годы растущий малый и средний бизнес будет прежде всего активно стремиться выйти на новые рынки, привлекать новых клиентов, повышать качество продукции или услуг, оптимизировать бизнес-процессы, искать новые источники финансирования (Таблица 1).
Кроме перечисленного, руководство компаний в возрасте 5-10 лет и старше 10 лет планирует повышать квалификацию специалистов (42% и 21%, соответственно).
Помимо указанных выше приоритетов на ближайшие 1-2 года, компании- производители, строительный и торговый бизнес будут повышать эффективность управленческих решений, квалификацию специалистов и корпоративную культуру. Интересно отметить, что наибольшую долю среди планирующих повысить корпоративную культуру составили строительные компании – 18%.
Основные проблемы растущего малого и среднего бизнеса:
В ходе интервью предприниматели дали оценку состояния своего бизнеса, а некоторые оценили ситуацию в секторе в целом. По мнению предпринимателей:
- главная проблема
для среднего бизнеса – это
высокий уровень налогового
- развитие бизнеса
серьезно сдерживают
- налицо засилье монополизма;
- среда для бизнеса становится все более некомфортной.
Предприниматели считают, что нет востребованности бизнеса государством в принципе. Вот цитата из интервью: «Малый бизнес – это вагончики. А локомотив – это должно быть государство, оно должно тащить их за собой. Государство должно дать заказ, определить большую цель. Но на деле государственного развития, этого локомотива нет. В других странах малый бизнес востребован, потому что он более гибкий, чем крупный, может работать эффективно и качественно, лоялен по ценам. У нас все с точностью до наоборот».