Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование механизма функционирования предприятий малого и среднего бизнеса.
Для достижения цели при написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
Определить роль и место малого бизнеса в Российской экономической модели;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации малого и среднего бизнеса. 5
1.1 Понятие малого и среднего бизнеса. 5
1.2 Роль малого и среднего бизнеса в экономике 7
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ. 11
2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России. 11
2.2. Возможности и альтернативы роста малых и средних предприятий. 19
Заключение 26
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 412.08 Кб (Скачать)
 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы  развития малого и  среднего бизнеса  РФ.

2.1. Растущий и малый и средний бизнес в России.

     Для оценки ситуации в российском сегменте растущего малого и среднего бизнеса  в феврале-мае 2011 года Ресурсным центром малого предпринимательства1 было проведено анкетирование 94 растущих малых и средних предприятий в различных регионах Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Южного федеральных округов. С представителями 30 предприятий были проведены углубленные интервью. В рамках проекта растущим малым предприятием было принято считать частное предприятие с количеством занятых менее 100 человек, но с устойчивым и/или значительным ростом оборота и персонала в годы, предшествующие кризису 2008-2009 года. Из всех опрошенных 46% составили растущие малые предприятия и 54% - средние.

     Вопросы анкеты касались востребованности и доступности поддержки бизнеса со стороны государства и коммерческих структур, состояния и перспектив бизнеса на ближайшие годы, заинтересованности руководителей предприятий в бизнес-обучении и деловом общении, а также оценки полезности участия предпринимателей в профессиональных ассоциациях и объединениях предпринимателей.

     Кроме того, предпринимателям предоставлялась  возможность высказать свое мнение о том, каким образом государство  должно помогать растущему малому и  среднему бизнесу.

     Анонимность анкеты позволила получить достаточно полные и прямые ответы руководителей  предприятий.

     В обследовании участвовали преимущественно  предприятия старше 10 лет, точнее, 55% составили компании старше 10 лет, 27% - 5-10 лет, и 18% - компании младше 5 лет (Диаграмма 1). Распределение опрошенных предприятий по видам деятельности показано на Диаграмме 2. Примерно половину составили промышленные предприятия (48%)

 

      Подавляющее большинство опрошенных предпринимателей – практически 90% растущих малых  и средних предприятий нуждаются  в поддержке со стороны государства  и коммерческих структур (Диаграмма 3).

      Как видно из Диаграммы 4, относительно молодые компании, действующие менее 5 лет (94%), а также зрелые – старше 10 лет (96%) – нуждаются в поддержке  больше, чем компании на этапе устойчивого  развития (5-10 лет, 71%). Очевидно, что с точки зрения важности как молодых, так и зрелых компаний для экономики в целом, желательно было бы поддержать и тех, и других: первые еще не завоевали прочных позиций на рынке, а вторые уже исчерпали возможности развития за счет собственных ресурсов. Потенциал и тех, и других достаточно велик: молодые компании нацелены на развитие, привносят новые идеи, могут гибко подстроиться под потребности рынка, демонстрируют хороший или значительный рост (об этом будет сказано ниже), а зрелые предприятия обладают сформировавшейся структурой, оборудованием, квалифицированным персоналом и опытным руководством. Естественно, масштабы и формы поддержки молодых и зрелых предприятий должны быть разными.

     Следует отметить, что среди компаний, существующих на рынке 5-10 лет, 1/3 ответили, что в  поддержке не нуждаются. В ходе интервью такие предприятия, как правило, сообщали, что господдержку они считают  малодоступной или неэффективной  и предпочитают рассчитывать только на свои силы и ресурсы.

      Из 43 производственных предприятий 91% заинтересованы в поддержке. В ходе интервью многие представители таких предприятий подчеркивали, что без весомой государственной поддержки производства не может быть успешной модернизации, и что именно производство, промышленность является основным потребителем инноваций, новейших технологий.

      Наиболее  востребованной для средних и  растущих малых предприятий оказалась  финансовая поддержка (73% ответов), информационная (60%) и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов (51%) (Диаграмма 5).

     Все виды поддержки более востребованы растущим малым бизнесом, чем средним. Растущий малый бизнес одинаково  заинтересован и в информационной поддержке, и в бизнес-обучении - по 62% ответов. Его потребность в консультационных услугах выше (51% ответов), чем среднего бизнеса (40%) (Диаграмма 5).

      В информационной поддержке нуждаются 60% или 2/3 опрошенных предприятий всех возрастов, а вот бизнес-обучение особенно востребовано растущими компаниями в возрасте до 10 лет – порядка 72% ответов (Диаграмма 6). Ведь именно руководители растущих предприятий оказываются  не в состоянии справиться с трудностями  в руководстве бизнесом в период его интенсивного роста и перехода из малого в среднее. Поэтому руководители таких предприятий хотят научиться  грамотно выстраивать структуру компании, активнее делегировать полномочия, определять зоны ответственности, больше заниматься стратегическим планированием, чтобы не тормозить развитие бизнеса. Эффективная система бизнес-обучения руководителей растущих предприятий позволила бы бизнесу менее болезненно пережить трудности роста, дала бы новый импульс развитию.

     Молодым предприятиям, а также предприятиям старше 10 лет нужна поддержка  в области ВЭД, в поиске партнеров  за рубежом. Об этом заявили почти  половина руководителей таких предприятий. Это обстоятельство можно трактовать по-разному: с одной стороны, продукция  или услуги предприятия могут  не находить спроса на внутреннем рынке, но быть востребованной на внешнем. С  другой – предприятия ищут новые  ниши для развития и роста, готовы осваивать зарубежные рынки, устанавливать  партнерские отношения с зарубежными  фирмами. Здесь есть большой потенциал  и возможности для тех организаций  инфраструктуры, которые оказывают  услуги в области ВЭД для экспортно- ориентированных предприятий. В ходе интервью руководители предприятий говорили о желании не только устанавливать и развивать коммерческие партнерские отношения с зарубежными фирмами, но и учиться у них стандартам международного делового сотрудничества и общения.

     Некоторые производственные средние предприятия 5 лет и старше сформулировали конкретные виды нужной им поддержки, помимо предложенных вариантов.

     Финансовые  формы:

- снижение кредитных  ставок банков;

- не только  субсидирование затрат, но и кредитование  инновационных предприятий по  сниженным ставкам или беспроцентное  кредитование для обеспечения  выполнения договорных обязательств  перед заказчиком в случае  работы без предоплаты. Желательно  создать фонд поддержки инновационного  бизнеса целевыми кредитами на  максимально льготных условиях;

- гранты на  исследования и разработки;

- государственные  гарантии прямых иностранных  инвестиций;

- доступ к  «длинным» финансовым инструментам.

     Поддержка производственных предприятий:

- обеспечить  госзаказы на продукцию;

- организовать  «Окно помощи предпринимателям»  - независимая поддержка в области  консультирования по принципиальным  вопросам, организационно- правовая поддержка;

- упростить таможенные  процедуры; 

- упростить процедуры  получения лицензий, в частности,  на разработку, производство, ремонт (и т.д.) авиационной техники, в  том числе техники двойного  назначения;

- упростить процесс  увеличения уставного капитала  ЗАО – сейчас это длительный  и сложный процесс, в том  числе из-за неоправданно долгого  прохождения бумаг в определенных  структурах.

     Среди других предложений предпринимателей стоит выделить наиболее значимые и  интересные:

     В области налогообложения и устранения административных барьеров:

- изменить  налогообложение для среднего  бизнеса - снизить ставки налогов  с обременительных до приемлемых;

- ликвидировать  коррупционную составляющую;

- повысить  ответственность чиновников за  сроки выполнения своих обязательств;

- более  внимательно относиться к мнению  предпринимателей при принятии  решений по вопросам налогообложения  малого и среднего бизнеса; 

- сдерживать  повышение стоимости энергоносителей.   

     В области бизнес-обучения и повышения квалификации, повышения престижа предпринимательства:

- организовать  обучение предпринимательству как  профессии в системе образования; 

- повышать  и поддерживать имидж предпринимателя  и бизнеса в обществе.

     В области поддержки инновационных  и промышленных предприятий:

- стимулировать  развитие дополнительного образования  и переобучения специалистов  инновационных и промышленных  предприятий; 

- оказывать  поддержку экспортно-ориентированным  высокотехнологическим компаниям  с высокой долей нематериальных  активов; 

- обеспечить  защиту авторских прав на государственном  уровне в России и за рубежом; 

- устранить  систему посредничества при выборе  поставщиков в гос. корпорации, для нужд вооруженных сил, проводить тендеры на действительно открытой и честной основе;

- создать  фонды беспроцентных займов для  обеспечения выполнения инновационными  предприятиями заказов на разработку, для обеспечения залогов при  участии в конкурсах. 

- размещать  госзаказы на разработки и  модернизацию, тем самым обеспечивая  работой инновационные предприятия  и сокращая расходы на создание  новой продукции. 

     В России необходимо создавать продуманную  систему поддержки производственных и инновационных предприятий. Российский средний бизнес в ходе развития партнерских  отношений с зарубежными фирмами  имел возможность сравнить условия  господдержки в России и за рубежом  – в США, Европе, Китае - и убедился, что в России все попытки государства поддержать бизнес пока остались в виде лозунгов. Проведенные интервью еще раз показали, что в российских регионах, где формально программы поддержки выполняются, до реальных предприятий поддержка не доходит.

     Однако  в 2008-2009 гг., помимо отсутствия поддержки  со стороны государства, растущий малый  и средний бизнес столкнулся с  реалиями кризиса. В результате у 61% компаний оборот снизился или снизился значительно (Диаграмма 7), причем особенно пострадал средний бизнес, где  оборот снизился или снизился значительно  у 67% компаний. Тем не менее, опрошенные компании проявили стойкость и жизнеспособность: 32% растущих малых компаний и 25% средних компаний в кризисной ситуации смогли нарастить оборот.

     Падение оборота из-за кризиса особенно отмечено у компаний старше 10 лет (67%), а нарастить  оборот даже в кризис смогли, прежде всего, компании в возрасте до 5 лет – 37%.

     В разрезе отраслей, оборот в годы кризиса упал или упал значительно, прежде всего, у компаний-производителей (69%) и строительных компаний (72%), а вырос у компаний сферы услуг (41%) (Диаграмма 7).

     

       

2.2. Возможности и  альтернативы роста  малых и средних  предприятий. 

     В ближайшие годы растущий малый и  средний бизнес будет прежде всего активно стремиться выйти на новые рынки, привлекать новых клиентов, повышать качество продукции или услуг, оптимизировать бизнес-процессы, искать новые источники финансирования (Таблица 1).

     Кроме перечисленного, руководство компаний в возрасте 5-10 лет и старше 10 лет планирует повышать квалификацию специалистов (42% и 21%, соответственно).

     Помимо  указанных выше приоритетов на ближайшие 1-2 года, компании- производители, строительный и торговый бизнес будут повышать эффективность управленческих решений, квалификацию специалистов и корпоративную культуру. Интересно отметить, что наибольшую долю среди планирующих повысить корпоративную культуру составили строительные компании – 18%.

     Основные  проблемы растущего малого и среднего бизнеса:

     В ходе интервью предприниматели дали оценку состояния своего бизнеса, а  некоторые оценили ситуацию в  секторе в целом. По мнению предпринимателей:

- главная проблема  для среднего бизнеса – это  высокий уровень налогового бремени; 

- развитие бизнеса  серьезно сдерживают бюрократические  проволочки;

- налицо засилье  монополизма; 

- среда для  бизнеса становится все более  некомфортной.

     Предприниматели считают, что нет востребованности бизнеса государством в принципе. Вот цитата из интервью: «Малый бизнес – это вагончики. А локомотив – это должно быть государство, оно должно тащить их за собой. Государство должно дать заказ, определить большую цель. Но на деле государственного развития, этого локомотива нет. В других странах малый бизнес востребован, потому что он более гибкий, чем крупный, может работать эффективно и качественно, лоялен по ценам. У нас все с точностью до наоборот».

Информация о работе Малый бизнес в России