Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, его характерных черт и преимуществ, а так же изучение проблемы становления малого бизнеса в России.
Задачи данной курсовой работы:
1) рассмотреть особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;
2) рассмотреть этапы развития малого бизнеса в РФ;
3) рассмотреть условия и факторы развития малого бизнеса;
4) проанализировать вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;
5) проанализировать основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.

Оглавление

Введение……….………………………………………………………………3-5
Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика……………….................6-13
1.1 Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции...........6-9
1.2 Преимущества и недостатки ведения малого бизнеса........................9-13
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России………………………….….14-23
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России…………….……….........14-19
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……..……………….19-21
2.3 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран……….. ……21-23
Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России..............................24-35
3.1 Налогообложение малого бизнеса………………………………..........24-27
3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса...........................28-31
3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.......................................31-32
3.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса ………........................32-34
3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в современной России ...34-35 Заключение………………………………………………………………….36-38 Библиографический список……………………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 111.11 Кб (Скачать)

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО   МАКРОЭКОНОМИКЕ

на тему: Проблемы развития малого бизнеса в России

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. З-Вт-080100-12(к)                                       М.С. Жилин       

 

 

 

Научный руководитель:

(должность, ученая степень,

звание)                                                                            А.А. Гребенкина

 

 

                

Воткинск – 2013

 

Оглавление.

 

 

Введение……….………………………………………………………………3-5

Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика……………….................6-13

1.1 Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции...........6-9

1.2 Преимущества и недостатки ведения малого бизнеса........................9-13

Глава 2. Развитие малого бизнеса в России………………………….….14-23

2.1 Этапы развития малого  бизнеса в России…………….……….........14-19

2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……..……………….19-21

2.3 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран……….. ……21-23 Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России..............................24-35  
3.1 Налогообложение малого бизнеса………………………………..........24-27  
3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса...........................28-31  
3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.......................................31-32  
3.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса ………........................32-34  
3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в современной России ...34-35   Заключение………………………………………………………………….36-38 Библиографический список……………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство является существенной составляющей цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства «уходить в тень».

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

Целью курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, его характерных черт и преимуществ, а так же изучение проблемы становления малого бизнеса в России.

Задачи данной курсовой работы:

1) рассмотреть особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;

2) рассмотреть этапы развития малого бизнеса в РФ;

3) рассмотреть условия и факторы развития малого бизнеса;

4) проанализировать вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;

5) проанализировать основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес: общая характеристика

1.1  Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции

Развитие малого предпринимательства Президентом и Правительством Российской Федерации отнесено к наиболее значимым направлениям деятельности органов власти всех уровней.

  Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и иностранных граждан не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек. Есть еще ограничения по размеру выручки, которые ежегодно устанавливает Правительство РФ. Среди малых предприятий выделяют особо микро предприятия с числом работников до 15 человек.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:

1) единство права собственности  и непосредственного управления  предприятием;

2) так называемая обозримость  предприятия: ограниченность его  масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом;

3) относительно небольшие  рынки ресурсов и сбыта, не  позволяющие фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем реализации товара;

4) персонифицированный характер  отношений между предпринимателем  и клиентами, поскольку, как уже  отмечалось, малое предприятие рассчитано  на обслуживание сравнительно  узкого круга потребителей;

5) ключевая роль руководителя  в жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией;

6) специфическая черта  – семейное ведение дела: оно  наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия;

7) особенность связана  с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.);

8) высокая доля оборотного  капитала по сравнению с основным  фондом. Если у крупных предприятий  это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала : доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в-четвертых – налогоплательщика, в-пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.

Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны:

1) специализация на производстве  ограниченного круга деталей  и узлов (что избавляет крупные  предприятия от их производства  в своих цехах);

2) более низкие издержки  производства, позволяющие крупному  бизнесу экономить свои ресурсы;

3) гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей.

Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат:

1) способность быстро  реагировать на требования рынка  и удовлетворять возникающий  спрос на товары и услуги;

2) существенно меньший  стартовый капитал, что позволяет  свободнее маневрировать по сравнению  с более сильными соперниками;

3) стремление заполнить  ниши, которые по различным причинам  не выгодны крупным фирмам;

4) и наконец, ценовая политика  крупных фирм, диктующих рынку  довольно высокие цены.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта должна выполнять на современном этапе следующие задачи:

1) изучать и прогнозировать  рынок товаров, работ и услуг;

2) воздействовать на производство  для увеличения или уменьшения  на рынке отдельных товаров;

3) совершенствовать рекламно-информационную  деятельность;

4) эффективно осуществлять  процесс купли и продажи;

5) вести внешнеэкономическую  деятельность;

6) компьютеризировать процесс  управления и учета коммерческой  деятельности.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

1.2 Преимущество и недостатки  ведения малого бизнеса

  Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

1) более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

2) большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

3) гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

4) относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

5) большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

6) более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

7) относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России