Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, его характерных черт и преимуществ, а так же изучение проблемы становления малого бизнеса в России.
Задачи данной курсовой работы:
1) рассмотреть особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;
2) рассмотреть этапы развития малого бизнеса в РФ;
3) рассмотреть условия и факторы развития малого бизнеса;
4) проанализировать вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;
5) проанализировать основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.
Введение……….………………………………………………………………3-5
Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика……………….................6-13
1.1 Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции...........6-9
1.2 Преимущества и недостатки ведения малого бизнеса........................9-13
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России………………………….….14-23
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России…………….……….........14-19
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……..……………….19-21
2.3 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран……….. ……21-23
Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России..............................24-35
3.1 Налогообложение малого бизнеса………………………………..........24-27
3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса...........................28-31
3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.......................................31-32
3.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса ………........................32-34
3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в современной России ...34-35 Заключение………………………………………………………………….36-38 Библиографический список……………………………………………………39
В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:
1) более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
2) зависимость от крупных компаний;
3) слабая компетентность руководителей;
4) повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
5) трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;
6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
По данным, приведенным американской компанией «Dun and Bradstreet», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23% - конкуренция, в 16% - слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.
Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.
Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.
Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. «Аренда с правом выкупа» означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).
Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика, в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, оборудования, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе.
Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.
Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются:
1) политическая обстановка в обществе;
2) состояние экономики страны;
3) политика государства в области экономики;
4) меры поддержки малого бизнеса;
5) правовое обеспечение малого бизнеса;
6) налоговая политика;
7) финансово-кредитная политика;
8) уровень жизни населения;
9) цивилизованность предпринимательства.
В настоящее время, в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.
До тех пор, пока государство (всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами) не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере, или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.
Для малых предпринимателей должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.
Также необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России