Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, его характерных черт и преимуществ, а так же изучение проблемы становления малого бизнеса в России.
Задачи данной курсовой работы:
1) рассмотреть особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;
2) рассмотреть этапы развития малого бизнеса в РФ;
3) рассмотреть условия и факторы развития малого бизнеса;
4) проанализировать вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;
5) проанализировать основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.

Оглавление

Введение……….………………………………………………………………3-5
Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика……………….................6-13
1.1 Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции...........6-9
1.2 Преимущества и недостатки ведения малого бизнеса........................9-13
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России………………………….….14-23
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России…………….……….........14-19
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……..……………….19-21
2.3 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран……….. ……21-23
Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России..............................24-35
3.1 Налогообложение малого бизнеса………………………………..........24-27
3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса...........................28-31
3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.......................................31-32
3.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса ………........................32-34
3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в современной России ...34-35 Заключение………………………………………………………………….36-38 Библиографический список……………………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 111.11 Кб (Скачать)

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

1) более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2) зависимость от крупных компаний;

3) слабая компетентность руководителей;

4) повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

5) трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

6) неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

По данным, приведенным американской компанией «Dun and Bradstreet», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23% - конкуренция, в 16% - слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны с их неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся обстановке. Для России, находящей на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается и набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развитие малого бизнеса в России

2.1 Этапы развития малого бизнеса  в России

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

Российское малое предпринимательство с 1990-х годов прошло четыре этапа развития. Первый из них начался в конце 1980-х годов, когда огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, обусловили быстрое накопление капиталов, организацию производства дефицитных товаров широкого потребления и бытовых услуг, развитие розничной торговли, общественного питания и прочее. Однако на этом этапе ресурсы государственных предприятий перекачивались в теневую экономику и в основном не реинвестировались, а уходили за рубеж и на непроизводственное потребление. «Аренда с правом выкупа» означала, как правило, присвоение государственного имущества неэффективными собственниками (формально она была отменена в 2002 году).

Массы людей обучались основам предпринимательства в школах научно-технического творчества и полугосударственных малых предприятиях. Первые миллионеры сделали целое состояние, получая ресурсы по фиксированным государственным, а продавая - по рыночным ценам. Отсутствие должного контроля и низкое качество государственного управления усугубили дефицит товаров и сделали необходимой «шоковую терапию». Иначе нельзя было ликвидировать «навес» ничем не обеспеченных денег[1,32].

Второй этап экстенсивного развития малого предпринимательства начался в 1991-1992 годах с либерализацией цен, массовой приватизацией и отменой монополии внешней торговли. В 1991-1994 годах число малых предприятий выросло с 268 до 897 тысяч, а занятость на них - с 5,4 до 8,8 млн. человек (См. Приложение 1). Число малых научно-технических фирм за один 1993 год выросло в 1,8 раза, несмотря на высокую инфляцию и утрату оборотных средств из-за отсутствия их индексации. Малый бизнес наладил производство многих потребительских товаров (крупные предприятия нередко выдавали их работникам вместо зарплаты). Но к началу 1995 г. этот темп роста снизился в связи с финансовыми потрясениями и политической нестабильностью, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%). В 90-е годы наиболее привлекательными сферами приложения капиталов для российских предпринимателей стали торговля (42,7% от общего числа предприятий в 1996 г.), строительство (16,6%), промышленность (14,7%), наука, научное обслуживание (5,6%) и коммерческая деятельность по обеспечению функций рынка (4,8%). Торговлей, строительством и промышленной деятельностью занимались 74% малых предприятий (См. Приложение 2. Рис. 1.1).

Инфляция 1990-х годов привела к обесценению сбережений населения и резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало паралич инвестиционной деятельности и стимулировало малый бизнес лишь в некапиталоемких отраслях с быстрым оборотом средств - в торговле, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, а также в сфере услуг и образования. Одновременно произошло резкое уменьшение доли  
малых предприятий в сфере материального производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это не позволило создать  
нормальную конкурентную рыночную среду. На данном этапе происходило массовое создание бирж, банков, страховых фирм, посреднических импортно-экспортных структур, фирм, обслуживающих бартер, вексельный оборот и так далее[1,33] .

Во второй половине 1990-х годов оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Третий этап развития малого предпринимательства (с 1996-1997 годов до 2003 года) сопровождался сокращением числа малых предприятий из-за резкого снижения доходности самостоятельной предпринимательской деятельности. Налоги стали отнимать до 80% легального дохода предпринимателей. В итоге в 1997 году число малых фирм сократилось до 840 тысяч. Из-за финансового кризиса и потери средств, в банках от трети до половины фирм ушли с легального рынка. Правительство не имело реальной стратегии поддержки малого бизнеса, особенно в инновационной и производственной сферах. Созданные в рамках принятого в 1995 году закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» фонды практически не функционировали. Кредиты малому бизнесу выдавались в основном «Европейским банком реконструкции и развития» и другими зарубежными структурами под высокий процент. Не развивался лизинг[3,35].

В 2001-2002 годах число малых предприятий выросло с 843 до 882 тысяч, а их доля в валовом внутреннем продукте - с 9,6 до 10,4%. Это позволило увеличить занятость с 7,23 до 7,78 млн. человек, то есть создать 550 тысяч рабочих мест (См. Приложение 1). Однако, как подтвердили исследования Российского центра малого предпринимательства, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института исследований проблем предпринимательства, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло. Большая часть малого и среднего бизнеса остается в теневой экономике. В ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала и не ведет реальной хозяйственной деятельности. Число занятых в малом бизнесе даже с учетом индивидуальных предпринимателей составляет всего 17% экономически активного населения. На эту сферу в 2002 году приходилось всего 2,6% инвестиций[3,36]. С 2003 года российский малый бизнес начал качественно новый, четвёртый, этап своего развития, который продолжается до наших дней.

Устойчивыми темпами, намного превышающими средние по народному хозяйству, растут показатели численности малых предприятий, объемы их продаж и валовой выручки. Так, на начало 2004 г. уже насчитывалось 890,9 тыс. малых предприятий (См. Приложение 1). С 2005 года выделяются субсидии субъектам РФ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение зданий бизнес-инкубаторов (под бизнес-инкубатором понимается объект инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющий поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности, путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг). Основным нормативным документом, регулирующим деятельность бизнес-инкубаторов, создаваемых с привлечением средств федерального бюджета, является приказ Минэкономразвития России от 5 мая 2005 года № 93 «О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства», который утвердил «Общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе». Число малых предприятий в России на начало 2007 года превысило один миллион, увеличившись за год на 5,5% (См. Приложение 1).

Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», принятый в июне 1995 года и направленный на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности, устарел и практически не работал. Поэтому 6 июля 2007 года Государственной Думой принят Федеральный закон РФ. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Новый закон (2007 года), в отличие от старого (1995 года), предусматривает финансовую, имущественную и налоговую поддержку малых и средних компаний, а также оказание помощи в области внешнеэкономической деятельности. Принятие этого закона привело к необходимости внесения изменений в целый ряд нормативных актов, а именно в законы «О бухгалтерском учете», «О финансовой аренде (лизинге)», «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В 2008 г. число малых предприятий на конец года составлял 1347,7 тысяч. На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на малых предприятиях. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 10,9 млн. человек (См. Приложение 1). Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек[11]. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на малых предприятиях в строительстве сократилось на 141 тыс. человек. В период 2009-2012 гг. наблюдалось уменьшение доли субъектов малого предпринимательства в обрабатывающей отрасли и строительстве. В 2012 году незначительно увеличилась доля субъектов малого предпринимательства в сфере оптовой и розничной торговли, а так же доля предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что у малого бизнеса есть надежда на светлое будущее. Но за место под солнцем надо бороться!

2.2 Условия и  факторы развития малого бизнеса  в России

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика, в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой  известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, оборудования, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе.

Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

Важнейшими факторами, влияющими на развитие малого бизнеса, являются:

1) политическая обстановка в обществе;

2) состояние экономики страны;

3) политика государства в области экономики;

4) меры поддержки малого бизнеса;

5) правовое обеспечение малого бизнеса;

6) налоговая политика;

7) финансово-кредитная политика;

8) уровень жизни населения;

9) цивилизованность предпринимательства.

В настоящее время, в России условия для развития малого бизнеса, особенно производственного, далеко не самые благоприятные.

До тех пор, пока государство (всеми доступными ему экономическими, правовыми, социальными, организационными и тактическими мерами) не создаст условия для формирования производственной среды, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере, или будет развиваться однобоко, преимущественно только в форме торгово-предпринимательской деятельности.

Для малых предпринимателей должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

Также необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России