Проблемы развития малого бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение малого бизнеса, его характерных черт и преимуществ, а так же изучение проблемы становления малого бизнеса в России.
Задачи данной курсовой работы:
1) рассмотреть особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;
2) рассмотреть этапы развития малого бизнеса в РФ;
3) рассмотреть условия и факторы развития малого бизнеса;
4) проанализировать вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;
5) проанализировать основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.

Оглавление

Введение……….………………………………………………………………3-5
Глава 1. Малый бизнес: общая характеристика……………….................6-13
1.1 Понятие «малый бизнес», его особенности, задачи и функции...........6-9
1.2 Преимущества и недостатки ведения малого бизнеса........................9-13
Глава 2. Развитие малого бизнеса в России………………………….….14-23
2.1 Этапы развития малого бизнеса в России…………….……….........14-19
2.2 Условия и факторы развития малого бизнеса……..……………….19-21
2.3 Вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран……….. ……21-23
Глава 3. Проблемы развития малого бизнеса в России..............................24-35
3.1 Налогообложение малого бизнеса………………………………..........24-27
3.2 Инвестиционная проблема развития малого бизнеса...........................28-31
3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса.......................................31-32
3.4 Проблема социальной защиты малого бизнеса ………........................32-34
3.5 Государственная поддержка малого бизнеса в современной России ...34-35 Заключение………………………………………………………………….36-38 Библиографический список……………………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА №1.docx

— 111.11 Кб (Скачать)

2) финансирование проекта. Объем инвестиций на реализацию  проекта организации производства, как правило, очень значительный, и включает в себя капитальные и текущие затраты на прединвестиционном и инвестиционном этапах. Источниками финансирования могут являться собственные и привлеченные средства, ссуды, коммерческие кредиты поставщиков оборудования и строительных организаций, лизинг и прочее;

3) планирование, организация, контроль над проектом. Эффективная  система управления проектом является необходимым условием достижения успеха.

Как правило, для реализации проекта создается специальная структура – группа управления проектом. Данная структура создается на период реализации инвестиционной программы, и после ее завершения распускается. Во многих случаях наиболее эффективным является привлечение в качестве менеджера проекта специализированной консалтинговой организации;

4) организация эффективной работы проектного предприятия: выход предприятия на проектную мощность и обеспечение производства продукции, организация системы управления проектным предприятием, инкорпорирование нового бизнеса в существующие бизнес-структуры компании-инициатора проекта, в частности, проблемы несовместимости корпоративных культур.

С данными проблемами при реализации инвестиционного проекта сталкиваются практически все российские предприятия, независимо от размера. Однако для малых и средних предприятий они стоят особенно остро в силу особенностей их функционирования и управления.

Обеспечение устойчивого притока инвестиций в российскую экономику требует создания благоприятного инвестиционного климата, к примеру, создания особых экономических зон, которые будут способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, развитию обрабатывающих секторов, отраслей высоких технологий и производства новых видов продукции.

Для разрешения сложившейся ситуации и повышения эффективности системы инвестиционной поддержки предпринимательства можно рекомендовать:

1) развивать в структуре общей системы финансовой поддержки малого предпринимательства кредитование;

2) совершенствование правовой базы для эффективного развития малого бизнеса, обеспечение его правовой защиты;

3) создание льготных условий налогообложения для инвесторов, работающих с малым бизнесом;

4) внедрять механизм льготного лизинга или сублизинга с участием организаций инфраструктуры поддержки бизнеса;

5) разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней;

6) совершенствовать региональную систему инвестиционной поддержки малого предпринимательства путем построения трехуровневой системы финансовой поддержки малого предпринимательства с вовлечением государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих финансовые услуги малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям.

 

3.3 Правовая проблема развития малого бизнеса

 

 

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Существует множество правовых документов, так или иначе регулирующие малый бизнес, трудность заключается в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами и налогообложению.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

 

3.4 Проблема социальной  защиты малого бизнеса

 

 

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более.

В первой половине 2005 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с «Всероссийским центром изучения общественного мнения» провела исследование условий функционирования малого бизнеса в стране.

Было выявлено, что главным источником финансирования предприятий малого бизнеса служит его собственная прибыль. Одна треть предпринимателей используют для этого личные накопления, и лишь 16% пользуются полученными в банке кредитами. Всего же опыт использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса имеют, по данным исследования, лишь 26% российских малых предпринимателей. В то же время 24% сообщили, что пытались воспользоваться кредитами банка, но либо условия получения кредита оказались невыгодными, либо банк отказал в кредите. Главными причинами того, что не удавалось получить кредит, почти половина предпринимателей (47%) назвали высокие процентные ставки, а свыше одной четверти предпринимателей (27%) – отсутствие возможности предоставить залог в требуемых банком объемах.

Кредитуя малый бизнес, российские банки ставят непомерные требования по залогу, завышают стоимость кредитования, долго раздумывают, прежде чем дать ответ на запрос малого предприятия на получение кредита. Самое неприятное состоит в том, что небольшие предприятия, которые продолжительное время обслуживаются в данном банке, имеют не больше привилегий, чем новые клиенты.

Осуществление сотрудничества с одним банком позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса сократить издержки на управление банковскими счетами, снизить риски об утечке информации о бизнесе. Помимо того, в данном случае предприятия надеются на получение определенных льгот, хотя, как правило, такие льготы они не получают.

Можно выделить несколько причин, которые в наибольшей степени вызывают недовольство предприятий малого бизнеса качеством кредитования.

Во-первых, это отсутствие льгот при кредитовании для предприятий, работающих с определенным банком длительное время.

Во-вторых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны необходимостью подготовки значительного пакета документов и длительностью сроков рассмотрения их заявок.

В-третьих, вызывает недовольство клиентов искусственное сокращение сроков кредитования, занижение стоимости залогов при одновременном сужении перечня имущества, принимаемого в залог. В значительной степени это относится к «старым» клиентам, обслуживающихся в данном банке более трех лет.

В-четвертых, предприятия малого и среднего бизнеса недовольны качеством банковского обслуживания. Прежде всего, это касается скорости и условий обслуживания, стоимости услуг.

Все эти меры позволят улучшить в целом кредитование малого бизнеса.

 

 

3.5 Государственная  поддержка малого бизнеса в современной России

 

 

Поддержка государством малого бизнеса является на сегодня одной из наиболее реальных возможностей получения помощи начинающим предпринимателям и уже успешно работающим малым предприятиям. Благодаря действующим программам господдержки многие бизнес-идеи смогли найти свою реализацию в реальных проектах, а тысячи начинающих предпринимателей получили возможность обрести работу и создать новые рабочие места на рынке труда своего региона. Помимо льготного налогообложения и возможности вести расчёты по упрощённой схеме, предприниматели в сфере малого бизнеса получают возможность воспользоваться одной из существующих на сегодня форм государственной поддержки.

Поддержка малого бизнеса в России сегодня ведется сразу по нескольким направлениям. Действующие программы предусматривают возможности для получения субсидий — от выделения средств на развитие бизнеса до компенсации расходов на оформление необходимых для регистрации индивидуальных предпринимателей документов (через центр занятости или фонды поддержки предпринимательского сообщества). Помимо этого за государственный счёт проводится переподготовка или обучение граждан основам бизнеса, с прохождением учебного курса в государственном, либо аккредитованном для ведения подобной деятельности частном учебном заведении. В некоторых случаях организуется стажировка предпринимателей в сфере малого бизнеса на крупных отраслевых предприятиях.

А ещё одним популярным направлением в сфере поддержки малого предпринимательства является возможность получения льгот в рамках лизингового кредитования, либо субсидирование для погашения кредита, полученного на развитие бизнеса. Также поддержка малого бизнеса в 2013 году не обойдется и без выдачи государственных грантов, позволяющих покрыть расходы на исследования или запуск в производство того или иного изобретения.

Помимо этого, в рамках программ поддержки малого предпринимательства осуществляются действия, направленные на создание возможностей для развития предпринимательства в сфере малого бизнеса. Сюда входит и предоставление в почасовую или долгосрочную аренду офисных помещений со значительно сниженной арендной платой. И возможности получения льгот в рамках внешнего юридического или бухгалтерского сопровождения (аутсорсинга).

В общем-то, сложно назвать сферу интересов современного предпринимателя, занятого в малом бизнесе, которая не позволяла бы ему получить льготы в рамках той или иной государственной программы.

 

 

 

 

Заключение

В процессе исследования мы определили, что малый бизнес играет в экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Обеспечивает стабильность рыночных отношений, втягивает большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развитие малого бизнеса необходимо для государства.

В данной курсовой работе были решены следующие задачи:

1) рассмотрены особенности, задачи и функции, преимущества и недостатки ведения малого бизнеса;

2) рассмотрены условия и факторы развития малого бизнеса;

3) рассмотрены этапы развития малого бизнеса в РФ;

4) изучен вклад малого бизнеса в ВВП России и развитых стран;

5) изучены основные проблемы развития и методы поддержки малого бизнеса России.

Проанализировав современное состояние малого бизнеса выяснилось, что происходит абсолютное уменьшение числа малых предприятий, а в следствии численности занятых. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

Перспективы в малом бизнесе всегда за теми, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бункина М.К., Семенов А.М. Макроэкономика. -М.: ДИС, 2003. С. 29-36.

2. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для студентов вузов // Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. -М., 2006.

3. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - 2006 - №7. С. 30-38.

4. Подпорин Ю.М., Костин Ю.С. Малое предпринимательство в России. – М., 2011. С. 23-42.

5. Дабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука», 2008. С. 35.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России