Проблемы малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 23:02, доклад

Краткое описание

«Один из важнейших вопросов поддержки малого бизнеса, о котором сейчас говорят многие эксперты – это снижение социальных взносов до уровня, который был до 2010 года и доступность «длинных и дешевых» кредитов на развитие бизнеса», - обозначил ранее ключевые проблемы предпринимателей председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес.docx

— 30.01 Кб (Скачать)

Проблемы  малого бизнеса.

  1. Увеличение страховых взносов.

Заседание комитета Госдумы РФ по экономической  политике, инновационному развитию и  предпринимательству прошло в Москве в четверг, 14 марта. Оно будет посвящено рассмотрению последствий повышения страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для развития малого предпринимательства.

Вопрос  приобретает все большую остроту, ведь людей, готовых стать хозяином своего дела и, следовательно, самому «построить»  свою судьбу, становится в России всё  меньше. По данным департамента по развитию малого и среднего бизнеса Минэкономразвития  России, за последние три месяца 2013 года, о прекращении своей деятельности заявили почти 300 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это приблизительно 7% от их общего числа по стране. И  это несмотря на декларируемые и  реальные усилия государства по развитию малого бизнеса в последнее время. Ряд экспертов связывают такое  резкое сокращение индивидуальных предпринимателей с увеличением в два раза с 1 января текущего года страховых выплат в Пенсионный фонд. В их рядах и глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, который в конце февраля текущего года признал, что власти погорячились с увеличением страховых выплат и теперь надо думать уже о снижении ставок.

«Один из важнейших вопросов поддержки  малого бизнеса, о котором сейчас говорят многие эксперты – это  снижение социальных взносов до уровня, который был до 2010 года и доступность  «длинных и дешевых» кредитов на развитие бизнеса», - обозначил ранее ключевые проблемы предпринимателей председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский

Однако, если говорить сухим языком цифр, то увеличение тех же социальных взносов  вовсе не является столь критичным. Ранее предприниматели должны были каждый год платить в счет будущих  пенсий 12 минимальных зарплат, помноженных  на коэффициент. Сегодня, с учетом повышения, эта сумма равна 32479,2 руб. на одного работника в год

Выходит, дело не просто в увеличении этих «тарифов», а в  том, что повышение страховых  выплат заставляет людей задуматься, не будет ли в дальнейшем новых  поборов. Дело в том, что основная масса частных предпринимателей сегодня находятся на грани рентабельности, и любое повышение сборов вынуждает  их либо прекращать деятельность, либо уходить «в тень». Тем более в  условиях растущих тарифов на энергию, не уменьшающихся неофициальных  поборов, постоянно повышающейся арендной платы за государственные и муниципальные  помещения.                                                                                                                    Председатель Ассоциации защиты интересов малого бизнеса Ирина Борисова утверждает, что причин массового исхода ипээшников несколько. Часть из них были "мертвыми душами", то есть фактически не вели никакой деятельности. Другая часть работала, но неэффективно. Ранее они не закрывались лишь для сохранения пенсионного стажа, однако повышение отчислений в ПФР заставило их самоликвидироваться. Есть среди предпринимателей-отказников и те, кто начал свое дело в прошлом году, но двукратный рост пенсионных отчислений вкупе с увеличением арендных ставок на недвижимость, платежей за электричество и другие ресурсы испугал их не на шутку.

В числе предпринимателей, сомневающихся в дальнейшем развитии своего бизнеса, есть те, кто в ыиграл гранты регионального правительства, но получил их слишком поздно. В июне 2012 года бизнесмены сдали документы на участие в конкурсах, сами конкурсы по получению грантов проходили в сентябре-октябре, а в конце октября гранты должны были дойти до ИП, но в итоге были получены лишь в декабре. Соответственно предпринимателям, рассчитывавшим на эти деньги, пришлось оплачивать аренду, закупку оборудования из собственных средств. По мнению Борисовой, предприниматели наверняка начнут оптимизировать пенсионные расходы. Например, несколько "индивидуалов" официально прекратят свою деятельность, но неофициально продолжат ее под крышей одного ИП. Словом, бизнес опять уйдет в тень.

 

Сейчас  местным властям выгоднее сдавать  недвижимость в аренду, зачастую по завышенным ставкам, чем давать возможность  малому бизнесу выкупать арендуемые помещения по их реальной рыночной стоимости. Чтобы воспрепятствовать  отчуждению недвижимости в собственность  предпринимателей, муниципальные чиновники, в первую очередь, завышают стоимость  выкупаемых помещений при их оценке, а также выдвигают предпринимателям требование об уплате 30% и более от стоимости выкупаемого помещения  в качестве первого взноса.

Такая политика в отношении предпринимателей находится в полном противоречии с мировой практикой, когда в  сложных условиях власти снижают  налоги, особенно на такие слабые сектора  экономики как малый бизнес. В  Китае, например, давно взят курс на всеобщую зажиточность, поддержку малого бизнеса и его кооперацию с  крупными предприятиями. Как результат - Китай сегодня выходит на первое место в мировой экономике. Положительный  опыт Малайзии, Индонезии, Сингапура  базируется на культивировании именно «низовой активности», опору на тех, кто способен на самостоятельные  действия.

Стоит отметить, что индивидуальных предпринимателей надо оценивать не только с «фискальной», но и с социальной точки зрения. Ведь они не только сами работают, но и создают рабочие места для  других. Так что для депрессивных регионов нашей страны малый бизнес – чуть ли не единственная возможность  многим людям прокормить свою семью. чем больше будет самозанятых, тем  больше будет возможностей для социальной помощи по-настоящему нуждающимся. Это  снижает нагрузку на социальные службы и выгодно государству.

Между тем на сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП составляет около 20%. В ведущих экономически развитых странах мира только благодаря деятельности малых и средних компаний создается более 50% ВВП.

  1. Улучшение предпринимательского климата и повышение деловой активности является одним из приоритетов экономической политики руководства России, причем особое внимание уделяется развитию малого бизнеса. Тем не менее, действующее федеральное законодательство предъявляет одинаковые требования как к крупным холдингам и многопрофильным предприятиям, так и к субъектам малого предпринимательства, вопреки принципиальной разнице между ними в части масштаба бизнеса, финансовых возможностей, численности и реального воздействия на окружающую среду.

Определяя объект контроля, законодатель оперирует таким понятием, как «организация» - приравнивая  таким образом «Газпром» к  индивидуальному предпринимателю. Использование термина «электрооборудование», позволяет применить весь объем  требований энергетического надзора к владельцу любого офисного помещения, имеющему лампы освещения и пару компьютеров. Для того, чтобы стать владельцем «энергетического хозяйства», с соответствующим набором требований к нему со стороны контрольных органов, предпринимателю достаточно иметь в офисе водопровод или обзавестись мини-АТС.

До сих пор  не удалось также устранить дублирование и параллелизм в работе контрольных  органов. Подобные требования законодательства означают, что действия контрольных  и надзорных органов, по букве  закона направленные на обеспечение  безопасности труда и производства, защиту здоровья людей и окружающей природной среды, на практике превращаются в фискальные действия, контроль над  реальными нарушениями подменяется  контролем качества оформления разрешительной документации.

При этом более половины проверок всех контрольных органов  падает на малый бизнес.Сложившаяся  ситуация является также очевидной  потенциальной коррупциогенной  средой и положение заведомого нарушителя, в котором оказывается рядовой  предприниматель, становится идеальным  для административного давления на бизнес. Малый бизнес оказывается  пред выбором – либо тратить все  свое время на изучение требований федерального законодательства и ведомственных  нормативных актов, без каких-либо гарантий прохождения проверок без  замечаний, либо работать, создавать  рабочие места, платить налоги, обеспечивать себя и свои семьи.

Требования только одного Ростехнадзора к офисному помещению, сопоставимому с обычной  городской квартирой, предусматривают  знание предпринимателем десятков федеральных  законов, постановлений Правительства  России, ведомственных приказов и  инструкций.

Требования других контрольных органов не менее  внушительны.

Предпринятые федеральным  законодателем и правительством меры по ограничению количества проверок структур малого бизнеса решают обозначенную проблему лишь отчасти. Необходимо снижение уровня и объема законодательных  требований к субъектам малого предпринимательства  сообразно масштабам и характеру  их деятельности и реального влияния  на жизнь и здоровье людей и  окружающую среду, возможностям осуществлять непомерно громоздкий и сложный  для них документооборот, реального  выполнения ими всех требований законодательства.

Приведение в  разумные рамки требований, которым  должны отвечать субъекты малого бизнеса,включая  индивидуальных предпринимателей, должно стать составной частью «дорожной карты» по снятию административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в стране.индивидуальных предпринимателей, должно стать составной частью «дорожной карты» по снятию административных барьеров и улучшению инвестиционного климата в стране.

 

 

 

связи с изложенным, просим рассмотреть предложения:

  1. Государственной Думе Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации:

1.1.Подготовить и внести  на утверждение проект нормативного  правового акта, обязывающего Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роструда и МЧС  разработать упрощенный порядок  осуществления контроля и надзора  в отношении субъектов малого  предпринимательства. Данный порядок  должен учитывать специфику малого  предпринимательства, а требования  вышеуказанных контрольных и  надзорных органов в нем должны  быть непосредственно связаны  с обеспечением безопасности  труда и производства, защитой  здоровья людей и окружающей  природной среды и понятны  для реального их выполнения.

1.2.Подготовить и внести  на утверждение проект нормативного  правового акта об изменении  оценки результатов деятельности  вышеуказанных контрольных органов  и их подразделений, поставив  на первый план не количество  проверок и сумму штрафов, а  динамику случаев причинения  хозяйствующими субъектами реального  вреда жизни и здоровью людей,  причинения реального ущерба  окружающей природной среде.

  1. Министерству экономического развития РФ:

2.1.Ускорить внесение в  Правительство Российской Федерации  предложения о разработке нормативного  правового акта о перечне продукции  и процессов, подлежащих различным  формам оценки соответствия в  привязке к федеральным органам  исполнительной власти, выдающим  соответствующие разрешения или  обеспечивающим выдачу соответствующих  документов посредством участия  подведомственных или аккредитованных  организаций.

2.2.Продолжить работу в  направлении разработки информационных  систем, обеспечивающих исполнение  в электронной форме процедур  в сфере контроля и надзора.

Разработать систему «личного кабинета» в Ростехнадзоре, Роспотребнадзоре, Роструде и МЧС для субъектов  малого предпринимательства. При этом субъектам малого предпринимательства  должно быть представлено право выбора - остаться в общей системе требований контроля и надзора, либо зарегистрироваться в «личном кабинете» вышеуказанного надзорного органа по профилю деятельности. Предусмотреть, что регистрация  субъекта малого предпринимательства  в «личном кабинете» должна быть фактически переходом на упрощенную процедуру прохождения контроля и надзора, с фиксированным перечнем требований, непосредственно связанных  с обеспечением труда и производства, защитой здоровья людей и окружающей среды, понятных и реально выполнимых.

При этом в целях персонификации перечня требований, субъект малого предпринимательства вправе обратиться в контрольный орган с заявлением о проведении предварительного обследования с выдачей предписаний по устранению выявленных нарушений.

Предварительное обследование не должно предусматривать применение каких-либо штрафных санкций, а сам  акт обследования должен размещаться  в «личном кабинете» субъекта малого предпринимательства в обязательном порядке.

«Личный кабинет» при этом должен будет выполнять следующие  функции:

а) ознакомления субъекта малого предпринимательства о предъявляемых  требованиях;

б) декларации соответствия – субъект малого предпринимательства  должен будет подтвердить свое соответствие данным требованиям;

в) объекта камерального контроля для органов надзора, что значительно  повысит эффективность работы контрольных  ведомств.

2.3.Для отработки механизма  упрощения процедур контроля  и надзора в части технического  регулирования деятельности малого  предпринимательства определить  Республику Татарстан для осуществления  соответствующего пилотного проекта.

Минкомсвязи настаивает на упрощении системы  налогообложения для ИТ-компаний, где работает даже семь человек. А  также предлагает оставить льготы по страховым взносам для айтишников еще на пять лет, то есть перенести их окончание с 2017 на 2022 год.

Идея уже нашла  поддержку у ряда федеральных  министерств, в том числе у  минэкономразвития, Минпромторга. В  ведомствах рассчитывают, что это  поможет развивать этот рынок, а  наши предприятия смогут оставаться конкурентоспособными.

В настоящее время  федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212 "О страховых взносах" устанавливает  режим, согласно которому ИТ-компании могут пройти аккредитацию в Минкомсвязи  и после этого платить страховые  взносы по пониженной ставке в размере 14 процентов. "Эта экономическая  мера особенно важна именно в отрасли IT: сегодня льготы по страховым взносам  для многих из них являются основным фактором государственной поддержки  и принятия решения о том, как  и где вести бизнес, поскольку  в IT для некоторых компаний более 80 процентов расходов, а для большинства - более 60 процентов расходов приходится на фонд оплаты труда", - пояснил замглавы Минкомсвязи Марк Шмулевич.

Также предлагается снизить порог численности сотрудников  компании, имеющей право на льготу, с 30 до 7 человек, что даст возможность  небольшим фирмам, количество которых  велико, воспользоваться данной формой государственной поддержки. "Определенность с благоприятным налоговым режимом  для IT-компаний на следующие 7-9 лет станет фактором долгосрочного планирования их деятельности в России, основой  для еще одного рывка", - отметил  Марк Шмулевич.

Информация о работе Проблемы малого бизнеса