Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 07:35, реферат

Краткое описание

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретательскую и инновационную деятельность: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новых продукции и услуг для потребителей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…4
1Значение малого бизнеса………………………………………….…4
2.Проблемы малого бизнеса………………………………………..…9
3.Перспективы развития малого бизнеса……………………………15
Заключение………………………………………………………….…20
Список используемых источников…………………………………..21

Файлы: 1 файл

экон.реф.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

     Отсутствие  инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем  малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение  новых технологий в мясоперерабатывающей, трикотажной отраслях требуют много  миллиардных вложений. В итоге  большинство отечественных малых  производителей товаров и услуг  просто не в состоянии конкурировать  с западными предприятиями.

     2. Формирование благоприятного предпринимательского  климата. Для этого необходима  реализация в регионах и на  местах принятых федеральных  законов, направленных на улучшение  предпринимательского климата в  стране.

     Принятый  пакет законов должен ликвидировать  барьеры для ведения бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это относится к ряду законов, принятых правительством, которые предусматривают  упрощение порядка регистрации  хозяйствующих субъектов (Федеральный  закон “О государственной регистрации  юридических лиц”). В 2002 г. был принят рамочный федеральный законопроект “Об основах технического регулирования  в Российской Федерации”, необходимый  для установления жестких стандартов, обеспечивающих безопасность товаров  для потребителя. Таким образом, принятие закона заметно снизит уровень  регулированности бизнеса, отменив  огромное количество действующих стандартов.

     3. Сокращение налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих  предприятий. В этих целях возможно  применение налоговых каникул  на первые два года для новых  производственно-инновационных, строительных  малых предприятий, а также  для социального малого предпринимательства  – медицинских центров, учебных  заведений и т.п.

     4. Концентрация финансовых средств,  поступающих на поддержку малых  предприятий из федерального  и регионального бюджетов, средств  Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и  внебюджетных источников в рамках  Федеральной программы 2004 -2006 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

     - создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам  активнее включаться в процесс  кредитования начинающих и уже  работающих на российском рынке  предприятий;

     - увеличение объемов микрофинансирования  и микрокредитования, что в  несколько раз расширит сферу  финансовой поддержки начинающих  предпринимателей;

     - эффективное использование возможностей  финансового лизинга и франчайзинга;

     - создание современных элементов  инфраструктуры – бизнеса, научных  и инновационных парков.

     5. Налаживание межведомственной координации  и установление контроля в  сфере малого предпринимательства  на федеральном уровне за реализацией  решений президента РФ. В этой  связи необходимо разделить полномочия  между законодательной и исполнительной  властью, отвечающими за формирование  благоприятного предпринимательского  климата в стране.

     6. Для стабильной работы малых  предприятий в условиях глобализации  с учетом международного опыта  необходимо обеспечить условия  для создания оперативно действующей  справочно-информационной системы  о положении дел в России. Необходимо  выстроить надежную систему правового  и информационного обеспечения  деятельности малого предпринимательства.

     По  мнению многих предпринимателей, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях: нормативно-правовое; финансово-кредитное; информационно-техническое; организационное; кадровое и консультационное обеспечение; внешнеэкономическая деятельность.

     Главный вывод, который необходимо сделать  – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Но, не смотря на все проблемы, малый бизнес в России развивается. Очевидно, что данный процесс протекает, не столь успешно, как это могло бы быть. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России.

     3.Перспективы развития малого бизнеса.

     Инновационная составляющая, как и в любом  другом бизнесе, является основным фактором успешного функционирования любого предприятия. Этот момент приобретает  особую значимость, если речь идёт о  малом бизнесе, вынужденном держаться  на плаву в условиях жёсткого соревнования. Любое конкурентное преимущество позволяет  малому предпринимателю получить прибыль  и выбиться из серой массы конкурирующих  компаний. Ключевая роль инноваций  прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального  товара или услуги, экономии на издержках  за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности  работы предприятия и мотивации  персонала.

     Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства  и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства  государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения  и увеличения в процентном соотношении  граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления  от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета.  Кроме того, малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Стоит отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

     Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

     В процессе регистрации субъекта малого предпринимательства вид деятельности определяется в соответствии с Классификатором  видов экономической деятельности, насчитывающим 99 наименований от сельского  хозяйства и строительства до лизинговых услуг и научно-исследовательской  деятельности. Но также следует помнить, что ряд видов деятельности, легализованных на территории РФ, подлежит обязательному  лицензированию. В соответствии с  федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»  к ним относятся кредитные, страховые, биржевые, инвестиционные отношения, деятельность, связанная с защитой государственной  тайны, производство алкогольной и  табачной продукции, услуги нотариусов и адвокатов и ряд других. С  полным перечнем таких видов деятельности можно ознакомится, обратившись  к указанному закону. Соответственно, за нарушение данных норм законодательством  РФ предусмотрены различные формы  административного и уголовного наказания. 

     По  прогнозам экспертов и ведущих  мировых аналитиков, надвигающийся  экономический кризис обещает стать  самым глобальным и разрушительным за всю историю человечества, он затронет абсолютно все сферы  деятельности и, безусловно, негативно  отразится на развитии сферы малого предпринимательства всех без исключения государств мира. Первый удар и риэлтерские  компании.

     Однако  любой кризис рано или поздно преодолевается, а между тем, преимущества малого бизнеса остаются неизменными как  в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого  отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных  вложений, человеческий ресурсов и  значительных затрат времени.

     Даже  если судить о финансовом кризисе  как о долговременном явлении  в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной  сферой развития экономики. Ведь при  распаде крупных предприятий-монополистов  именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета. Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву соль важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране, справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

     На  данный момент в России принято необходимое  законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим  рывком для нашей страны стало  бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это  позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти  на новый уровень экономического развития.

         Малый бизнес в сфере услуг, безусловно, переживает не лучшие времена, но различные направления предпринимательской деятельности ощутили влияние кризиса неодинаково. Сфера услуг достаточно обширна, она состоит из всех видов предоставляемых коммерческих услуг, и, по числу занятого населения, занимает лидирующие позиции среди отраслей экономики. Доля малого бизнеса в сфере услуг неуклонно растёт, так как в нашей стране этот вид деятельности более привлекателен для малого бизнеса, нежели производство или сельское хозяйство.

     Национальный  институт системных исследований проблем  предпринимательства провёл оценку последствий кризиса на малый  бизнес в России, и оказалось, наибольший "урон" был нанесён интеллектуальному малому бизнесу. В расчёт брали четыре основных показателя: общее число малых предприятий, число занятых работников, объём инвестиций в основной капитал и объём оборота малого бизнеса. К сожалению, в докладе не учитывались данные по микропредприятиям (численность штата в которых составляет до 15 человек), хотя в России таких предприятий, согласно статистическим данным, насчитывается порядка одного миллиона Кепренский О. Большие возможности малого бизнеса. // Маркетолог. - 2009. - № 4. - С. 42.

     На  сегодняшний день лучший вариант  для малого бизнеса - открыть своё дело в том секторе экономики, который не зависит от колебаний  фондового рынка и иностранных  инвестиций. Безусловно, потребительский  спрос в кризисные времена  снижается, но существуют жизненно важные потребности общества, и, создав предприятие  именно в этой сфере, намного проще  организовать эффективный и прибыльный бизнес. К этим предприятиям относятся: производство продуктов питания, ремонтные  предприятия, СТО, предприятия сферы  услуг (автотранспортные перевозки, парикмахерские, прачечные и т.п.). Немаловажное значение имеют и инновационные проекты, но тем, кто выбирает какой бизнес лучше открыть в кризис, необходимо учитывать, что многие из таких проектов в значительной степени нуждаются  в государственной поддержке.

     Авторемонтная мастерская (СТО) - в условиях кризиса весьма востребованный бизнес. За первое полугодие текущего года продажи новых автомобилей в России снизились на 49%, а, согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, в июне продажи упали на 56% по сравнению с прошлым годом. Люди стали экономить на таких покупках, и больше уделять внимания ремонту и техобслуживанию старых автомобилей.

     Производство  продуктов питания. Кризис кризисом, а люди по-прежнему продолжают покупать продукты, так как это является жизненной необходимостью. Изучив потребности населения и существующий спрос именно в Вашем городе, разработав правильную ценовую политику, можно занять свою нишу в этом сегменте рынка и открыть успешный бизнес.

     Ремонтная мастерская. Ремонт одежды, обуви, бытовых приборов или компьютеров на сегодняшний день - удачный вариант создания своего бизнеса. Вещи выходят из строя, ломаются, изнашиваются, следовательно, их необходимо ремонтировать. Сегодня эти услуги актуальны и востребованы.

     Сфера услуг (прачечная, парикмахерская, автотранспортные перевозки и т.п.). Подобного рода услуги востребованы в любое время  года, и в любых экономических  ситуациях. Услуги парикмахера требуются  и студентам, и работающим, и домохозяйкам. Услуги прачечной необходимы больницам, санаториям, детским учреждениям, ресторанам и т.д. Офисные и квартирные переезды, покупка мебели, сантехники и стройматериалов - для малого бизнеса, предлагающего услуги транспортных перевозок, работа найдётся всегда.

     Организация образовательных курсов, развивающих  центров также относится к  кризисоустойчивому виду бизнеса. Образование  нужно как взрослым, так и детям. Родители стараются не экономить  на развитии своих детей, да и сами стремятся повышать уровень знаний, справедливо считая, что в современных  условия квалифицированным специалистам легче найти работу и сохранить  её.

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы