Развитие малого бизнеса в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:37, реферат

Краткое описание

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…3
Развитие малого бизнеса в России……………………………….…5
Малый бизнес в современных условиях…………………….….… 7
Становление малого предпринимательства в России…….…..….16
Развитие малого предпринимательства в Пензенской области…21
Заключение………………………………………………………...........…29
Список литературы………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

реферат по развитию мб в россии.doc

— 225.50 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Р.Ф.

ГОУ ВПО "Московский государственный  университет технологий и управления"

Пензенский филиал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Развитие малого бизнеса  в РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка III курса 080502

 Шашунькина Кристина

 

Проверила:

                                           Фудина Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….…3

  1. Развитие малого бизнеса в России……………………………….…5
  2. Малый бизнес в современных условиях…………………….….… 7
  3. Становление малого предпринимательства в России…….…..….16
  4. Развитие малого предпринимательства в Пензенской области…21

Заключение………………………………………………………...........…29

Список литературы………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в  языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и  такое определение: «Бизнес — это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес — деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без  образования юридического лица также относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства  не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной  экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и  высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства являются стимуляторами  для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано  оказывать существенную поддержку  развитию малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Развитие малого бизнеса в России

 

Предпринимательство в  России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать мелких торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых [1, с. 16].

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности в то время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале XX в. предпринимательство стало массовым явлением.

В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки — коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь» [4, с. 24].

Однако после окончания  Первой мировой войны и по завершении двух революций — Февральской и Октябрьской в России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей [1, с. 16] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Малый бизнес в современных условиях

В экономке развитых стран  одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий  зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными [4, c. 88].

Для современной экономики  характерна, сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  стала концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют технологический прогресс [1, с. 6].

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг [6, c.20].

Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что невыгодно крупным фирмам); исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов [1, с. 7].

Все мелкие и среднее  предприятия можно условно разделить на две группы.

Первая группа — предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и, наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% .

Развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.

Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.

1. Экономические условия. К экономическим условиям относятся:

  • предложение товаров и спрос на них;
  • виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
  • объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
  • избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.

На экономическую обстановку существенно влияют наличие и  доступность денежных ресурсов, уровень  доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения [1, с. 11].

Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:

  • банки, оказывающие финансовые услуги;
  • поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
  • оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
  • специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
  • агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
  • учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов- служащих;
  • прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п. средства связи и передачи информации.

Элементы процесса функционирования малого бизнеса представлены в   таблице 1.

Таблица 1

Элементы процесса функционирования малого бизнеса

Определение и оценка возможностей малого бизнеса

Разработка

бизнес-плана

Определение потребности

в ресурсах

Управление предприятием малого бизнеса

Раздел I

Продолжительность бизнеса

Рынок для реализации бизнеса

Вступление 

Описание бизнеса Содержание плана

Определение

необходимых

ресурсов

Определение

имеющихся

ресурсов

Разработка стиля управления Внедрение системы контроля Разработка организационных процедур

Раздел П

Анализ конкуренции Ценность бизнеса для рынка и предприятия Риск и прибыль, которые содержит бизнес

Предпринимательские знания, навыки, желания

1.Описание предприятия (резюме)

2.Анализ отрасли

3.План производства

4.План маркетинга

5.Финансовый план

6.Организационный план

7.Операционный план

8.Заключение.Расчет эффективности

Идентифицирование потребности в ресурсах Определение поставщиков необходимых ресурсов

Разработка подхода  к поставщикам

Регулярное  проведение SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, их оценка) Определение факторов успеха

Информация о работе Развитие малого бизнеса в РФ