Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:37, реферат
С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.
Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Введение………………………………………………………………….…3
Развитие малого бизнеса в России……………………………….…5
Малый бизнес в современных условиях…………………….….… 7
Становление малого предпринимательства в России…….…..….16
Развитие малого предпринимательства в Пензенской области…21
Заключение………………………………………………………...........…29
Список литературы………………………………………………………..31
2. Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально- культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное — на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом [1, с. 12].
От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовку, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
3. Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития [1, с. 13].
Правовые нормы должны обеспечивать:
Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере малого бизнеса в США. Приведем лишь некоторые из них (табл. 2) [2, c.131 – 133].
Обосновывая необходимость
государственного регулирования
Таблица 2
Законы, действующие в сфере малого бизнеса в США
Закон |
Основные положения закона |
Антитрестовский закон Шермана (1890)
Закон о доброкачественности пищевых продуктов и медицинских препаратов (1906)
Закон об учреждении Федеральной торговой комиссии (1914)
Закон Клейтона (1914)
Закон Уилера Ли (1938)
Закон об отражении истины на упаковке и в маркировке товаров (1966)
Закон о безопасности потребительских товаров (1972)
Закон о добросовестной практике взимания долгов (1978) |
Запрещение «монополий или попыток монополизации», а также «договоров, разного рода объединений и сговоров, направленных на ограничение торговли между штатами или внешней торговли»
Запрещение производства, продажи
или транспортировки
Учреждение комиссии — специализированного органа с широкими полномочиями по расследованию и пресечению действий, подпадающих под юрисдикцию ст. 5, которая провозглашает, что «недобросовестные методы конкуренции в торговле являются незаконными»
Дополнение к закону Шермана, запрещающее отдельные виды практической деятельности (определенные разновидности ценовой дискриминации, включение в соглашения пунктов, ограничивающих действия партнера, использование ограничительной практики сбыта, владение акциями других корпораций и установление совместных директоратов)
Запрещение недобросовестных и обманных действий и приемов независимо от того, наносится ли при этом ущерб конкуренции; учреждение юрисдикции Федеральной торговой комиссии над рекламой пищевых продуктов и медикаментов
Введение правил на упаковку и маркировку товаров широкого потребления, обязывающих производителей указывать точное содержание упаковки, имя изготовителя и точное количество содержимого
Учреждение комиссии по проблемам безопасности потребительских товаров и наделение ее правом введения стандартов безопасности на товары широкого потребления и санкций за несоблюдение этих стандартов Объявление незаконными домогат |
В условиях перехода к рыночным отношениям в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается [1, с. 15].
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многих других актуальных проблем.
Обо всем этом должно позаботиться государство путем создания механизма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. То, на что другие страны затрачивали десятилетия, России предстоит пройти за значительно более короткий срок.
3 Становление малого предпринимательства в России
Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие. Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране, в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развитая малого предпринимательства [1, с. 16].
Законодательство о малом предпринимательстве (малом бизнесе) должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
В соответствии с Федеральным
законом «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.
Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80—90 случаях из 100 создается предприятие малого бизнеса, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий - учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти
совместно с другими
В настоящее время
вопрос развития сети предприятий малого
бизнеса включен в качестве одного
из важнейших в программу демонопо
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.
Предприятия малого бизнеса могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.
Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
По состоянию на конец 1996 г. в России насчитывалось 841,7 тыс. малых предприятий. В последующие годы число таких предприятий несколько увеличивалось. (1999 г. — 890,6 тыс.), затем снижалось (2000 г. — 879,3 тыс., 2001 г. — 843,0 тыс.), далее опять несколько возрастало (2002 г. — 882,3 тыс., 2004 г. — 951,3 тыс. и конец 2009 г .- 4907,7 тыс.) (таблица 3). Такая неустойчивая динамика снижения и роста числа малых предприятий свидетельствуют о том, что в стране еще не созданы стабильные условия для существенного роста числа малых предприятий до такой величины, которая отвечала бы потребностям экономики и была бы близка к показателям промышленно - развитых стран Европы, Азии и США.
Рост числа малых предприятий с 841,7 тыс. на конец 1996 г. до 953,1 тыс. на конец 2004 г. произошел главным образом за счет торговли и общественного питания (с 359,3 до 441,2 соответственно). Существенно возросло также число малых предприятий в отрасли операций с недвижимым имуществом (в 7,5 раз, с 3,9 тыс. до 30,5 тыс.), в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения (в 1,7 раза, с 14,6 тыс. до 25,7 тыс.). К предприятиям торговли и общественного питания относится почти половина (46,3%) малых предприятий. В ведущих отраслях экономики — промышленности и строительстве — сократились число малых предприятий и их удельный вес в общем итоге.
Существенным недостатком
следует считать абсолютное и
относительное снижение числа предприятий
малого бизнеса в науке и научном обслуживании
(с 46,7 тыс. до 20,7 тыс.,) и в сфере финансов,
кредита страхования и пенсионного обеспечения
(с 10,8 тыс. до 5,6 тыс.)
В ближайшее время в России нужно обновить
40 млн. рабочих мест, поскольку предприятия,
создающие эти рабочие места, функционируют
неэффективно, а оборудование на них устарело.
На создание одного рабочего места в крупной
корпорации требуется 100— 150 долл. За счет
малого бизнеса это можно сделать дешевле
и быстрее.
Таблица 3
Распределение малых
предприятий по отраслям
Отрасль |
Число малых предприятий по годам | ||||||||||||||
1996 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2004 |
2009 | |||||||||
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% |
тыс. |
% | ||
Всего |
841,7 |
100 |
890,6 |
100 |
879,3 |
100 |
843,0 |
100 |
882,3 |
100 |
953,1 |
100 |
4907,7 |
||
В том числе |
|||||||||||||||
по отраслям: |
136,2 |
||||||||||||||
промышленность |
131,9 |
15,7 |
15,3 |
134,2 |
15,3 |
125,1 |
14,8 |
121,0 |
13,7 |
128,1 |
13,4 |
||||
сельское хозяйство |
10,9 |
1,3 |
13,5 |
1,5 |
14,4 |
1,6 |
13,4 |
1,6 |
15,6 |
1,8 |
19,3 |
2,0 |
207,6 |
||
строительство |
138,0 |
16,4 |
135,9 |
15,3 |
126,8 |
14,4 |
121,9 |
14,5 |
113,0 |
12,8 |
121,3 |
12,7 |
433,7 |
||
транспорт |
17,5 |
2,1 |
21,0 |
2,4 |
19,5 |
2,2 |
18,8 |
2,2 |
20,2 |
2,3 |
26,3 |
2,8 |
|||
связь |
2,9 |
0,3 |
4,8 |
0,5 |
3,7 |
0,4 |
3,7 |
0,4 |
3,9 |
0,4 |
5,5 |
0,6 |
|||
торговля и общественное |
359,3 |
42,7 |
399,7 |
44,9 |
407,5 |
46,3 |
388,1 |
46,0 |
422,4 |
47,9 |
441,2 |
46,3 |
|||
питание |
|||||||||||||||
оптовая торговля |
14,6 |
1,7 |
14,6 |
1,6 |
13,9 |
1,6 |
15,9 |
1,9 |
27,9 |
3,2 |
25,7 |
2,7 |
1846,3 |
||
продукцией произ- |
|||||||||||||||
водственно-технического |
|||||||||||||||
назначения |
|||||||||||||||
Информацион-но- |
6,1 |
0,7 |
5,2 |
0,6 |
5,6 |
0,6 |
6,4 |
0,8 |
6,5 |
0,7 |
8,7 |
0,9 |
|||
вычислитель-ное |
|||||||||||||||
обслуживание |
|||||||||||||||
операции с недвижимым |
3,9 |
0,5 |
8,4 |
0,9 |
11,1 |
1,3 |
14,2 |
1,7 |
20,3 |
2,3 |
30,5 |
3,2 |
834,5 |
||
имуществом |
|||||||||||||||
общая коммерческая |
35,9 |
4,3 |
36,7 |
4,1 |
35,7 |
4,1 |
34,7 |
4,1 |
38,8 |
4,4 |
44,3 |
4,6 |
|||
деятельность по обеспечению |
|||||||||||||||
функционирования |
|||||||||||||||
рынка Жилищно-коммунальное |
2,81 |
0,3 |
5,4 |
0,6 |
5,1 |
0,6 |
5,2 |
0,6 |
3,1 |
0,3 |
4,7 |
0,5 |
|||
хозяйство непроизводственные виды бытового |
10,2 |
1,2 |
9,2 |
1,0 |
9,6 |
1,1 |
9,4 |
1,1 |
9,8 |
1,1 |
10,9 |
1,1 |
|||
обслуживания населения |
|||||||||||||||
Здравоохранение, физическая культура |
11,0 |
1,3 |
17,9 |
2,0 |
18,5 |
2,1 |
17,4 |
2,1 |
19,0 |
2,2 |
22,3 |
2,3 |
77,8 |
||
и социальное |
|||||||||||||||
обеспечение |
|||||||||||||||
образование |
6,6 |
0,8 |
6,5 |
0,7 |
5,5 |
0,6 |
5,0 |
0,6 |
3,4 |
0,4 |
2,5 |
0,3 |
163,6 |
||
культура и искусство наука и научное |
6,5 46,7 |
0,8 5,5 |
7,8 37,1 |
0,9 4,2 |
8,4 30,9 |
1,0 3,5 |
7,9 28,5 |
0,9 3,4 |
8,1 22,7 |
0,9 2,6 |
9,3 20,7 |
1,0 2,2 |
|||
обслуживание финансы, кредит. |
10,8 |
1,3 |
6,6 |
0,7 |
5,9 |
0,7 |
5,6 |
0,7 |
5,0 |
0,6 |
5,6 |
0,6 |
|||
страхование, пенсионное обеспечение |
|||||||||||||||
другие отрасли |
26,1 |
3,1 |
24,1 |
2,8 |
23,0 |
2,6 |
21,8 |
2,6 |
21,6 |
2,4 |
26,2- |
2,8 |