Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)
  1. Решающим фактором расширения объема услуг является рост общественной производительности  труда в результате повышения научно- технического потенциала. Это влечет повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизнедеятельности. Высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете.
  2. С ростом общественного разделения  труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение свободного времени работающего населения.  В связи с увеличением свободно располагаемого дохода и свободного времени у работающего населения расширяется свобода выбора досуга, что приводит к  нежеланию тратить его на скучные бытовые обязанности.
  3. В современном обществе усложняются социально-демографические процессы. В связи с увеличением  продолжительности жизни идет процесс старения общества, что влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения, а также бытового обслуживания престарелых граждан.
  4. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул  практически все сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на  многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях – приготовление пищи, стирка, уборка квартир и т.д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении внедомашних услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.
  5. Идет процесс интенсивного роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и повышение его технологической оснащенности. Происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего хозяйства. Появляются новые товары длительного пользования. Растет потребность в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по его использованию.

     К сожалению, в нашей стране развитие услуг сдерживалось объективными обстоятельствами, связанными со спецификой развития всей экономики страны в целом в  течение двадцатого века. Потрясения, пережитые нашей страной, сильно замедлили темпы развития в этой области по сравнению с промышленно-развитыми странами мира.

     Только  в 60-е годы в СССР обратили внимание на бытовые услуги. Была поставлена задача удовлетворения потребностей всего  населения страны в услугах, правда только «в пределах рациональных норм потребления». Однако финансирование развития сферы услуг шло по остаточному  принципу и не являлось приоритетным направлением развития. Поэтому, к концу 80-х годов по уровню душевого потребления  всех услуг в целом Россия отставала  от США в 5 раз, по душевому потреблению  бытовых услуг – в 2 раза. Даже разработанные рациональные нормативы, учитывающие минимально необходимую  потребность в услугах, не удовлетворялись. По сравнению с ними обеспеченность бытовыми услугами составляла 77% от норматива, в том числе, по ремонту и строительству  жилья – 8,6%, по ремонту транспорта – 14,1%,по химчистке – 29,8%, по услугам  парикмахерских – 43,4% и т.д.7 

     Начиная с 1990 г. высшими органами законодательной и исполнительной властей РФ принят целый ряд законодательных и подзаконных актов, определяющих общие правовые, экономические и социальные основы перехода экономики страны к рыночным отношениям.

     Начавшаяся  в 1992 году массовая приватизация предприятий  бытового обслуживания не изменила общей  картины. Она проводилась быстрыми темпами при  отсутствии соответствующего законодательства, что не могло не сказаться на деятельности предприятий. В 1992 году  25% от общего числа бытовых  услуг были оказаны частными предприятиями, в 1993 - 32%.

     Если  ранее многие виды бытовых услуг  были заведомо убыточными или весьма низко рентабельными, то в условиях рынка они тем более не могли  выжить.  Многие приватизированные  предприятия службы быта поменяли свой профиль. Одновременно с приватизацией  предприятий были ликвидированы  городские и региональные органы управления бытовым обслуживанием. Часть из них была преобразована в акционерные общества, в состав которых вошло незначительное количество бывших подведомственных предприятий.

     Существенно усугубили ситуацию и  инфляционные процессы. 1991-1995 годы характеризуются  спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, галопирующей инфляцией, массовой взаимной задолженностью предприятий, снижением жизненного уровня населения.

     Однако, при значительном числе отрицательных  последствий ускоренной приватизации, имеется ряд положительных моментов, в которых проявилась специфика  сферы сервиса, в частности, ее гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Это позволило службе сервиса, и бытовому обслуживанию в частности, не только выжить, но и занять законное, достаточно важное место среди других отраслей экономики страны.

     Рассмотрим  таблицу 1, которая отражает развитие отрасли услуг и бытового обслуживания в частности8: Согласно данным, можно заметить, что объем услуг, в том числе и бытовых, в 2005 и 2006 годах стабильно возрастал, хоть и небольшими темпами. Это значит, что люди не переставали пользоваться услугами, а отрасли хоть и медленно, но развивалась. Однако, начиная с 2007 года, показатели начали сокращаться. Это объясняется тем, что в России начался экономический кризис. В сложившихся условиях люди все больше не могли себе позволить некоторые виды бытовых услуг, предпочитали на них экономить, либо производили их сами. Особенно сильно это заметно в 2009 году, который пришелся на пик кризиса. Тогда наблюдалось сокращение показателей примерно на 10%.  Но в 2010 данные показатели опять начали расти, хоть и небольшими темпами. 

     Таблица 1 – Индексы физического объема платных услуг населению (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)             

            2005      2006      2007      2008      2009      2010
     Все оказанные услуги      106,3      107,6      107,1      104,4      95,8      101
     в т.ч. бытовые      105,5      105,7      105      104,4      93,2      100,7
 

     Также согласно данным таблицы 2 можно сделать  ряд выводов. Отрасль бытового обслуживания имеет большой вес во всей сфере  услуг. Она занимает 4-е место после  жизненно важных услуг, а именно транспортных, услуг связи и коммунальных. Это  означает, что населению очень  важно бытовое обслуживание. Но, тем не менее, на основании данных, мы видим, что доля бытовых услуг  неуклонно уменьшается до 2007 года. Так, если в 2005 г. этот показатель составлял 10,1%, то в 2007 г. – 9,7%. В 2009 г. также наблюдается снижение удельного веса данной отрасли, что также связано с экономическим кризисом и экономии населения на бытовых услугах. Но в 2010 г. он возрос на 0,3% и составил к концу года 9,8% в общей структуре.

     Таблица 2 – Структура платных услуг  населению9 (в % к итогу)

            2005      2006      2007      2008      2009      2010
     Все оказанные услуги      100      100      100      100      100      100
     В том числе                                          
     Бытовые      10,1      9,9      9,7      9,9      9,5      9,8
     Транспортные      21,5      21,2      20,9      21,6      21,7      22,2
     Услуги связи      18,5      18,6      19,9      19,8      19,9      20
     Жилищные      5,3      5,6      5,4      5,2      4,9      5
     Коммунальные      18,3      18      17,6      17,5      17,3      17,4
     Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения      2,6      2,7      2,7      2,6      2,5      2,6
     Услуги культуры      2,3      2,2      1,7      1,6      1,6      1,8
     Туристские      1,5      1,6      1,6      1,8      1,9      2,1
     Услуги физической культуры и спорта      0,7      0,6      0,6      0,6      0,6      0,7
     Медицинские      4,8      4,9      4,7      4,8      4,9      4,9
     Санитарно-оздоровительные      1,6      1,5      1,4      1,4      1,4      1,5
     Ветеринарные      0,2      0,2      0,2      0,2      0,2      0,3
     Услуги правового  характера      2,3      2,5      2,6      2,5      2,5      2,4
     Услуги системы  образования      6,7      6,9      7,1      7      7,2      7,3
     Прочие платные  услуги      3,6      3,6      3,9      3,5      3,3      2,2
 

     Также следует рассмотреть тот факт, что различные виды бытовых услуг  имеют различный удельный вес  в этом секторе. Динамика развития их также неоднозначна. Это объясняется  большим или меньшим спросом  на те или иные виды услуг. Согласно таблице 3 можно заметить следующее. Около 30% всех бытовых услуг приходится на ремонт и строительство жилья  и других построек, примерно четверть – на техническое обслуживание и  ремонт транспортных средств, машин  и оборудования. Это значит, что  эти отрасли наиболее востребованы населением. Также услуги данных отраслей наиболее дорогие и их невозможно исключить из потребления или  заменить другими. Меньше всего уделяется  внимание химчисткам, прачечным и  услугам по прокату. Это объясняется  тем, что за последние годы пошла  тенденция приобретать новые  вещи, а не относить их в химчистку; покупать предметы самим, а не брать  их в прокат. Также практически  все домохозяйства могут позволить  себе стирать вещи дома. Спрос на эти виды услуг и далее будет  снижаться. Наблюдается тенденция  снижения спроса на ремонт различных  изделий. Это можно объяснить  тем, что население предпочитает приобретать новые вещи, а не ремонтировать  старые. Спрос на остальные услуги держится примерно на одном уровне. 

     Таблица 3 – Структура бытовых услуг  населению (в % к итогу)10

            2005      2006      2007      2008      2009
     %      млн. руб.
     Все оказанные услуги      100      100      100      100      100      446728
     в том числе:                                          
     ремонт, окраска и  пошив обуви      2,7      2,6      2,4      2,3      2,3      10208
     ремонт и пошив  швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной  галантереи, ремонт, пошив и вязание  трикотажных изделий      9,2      8,3      8      7,2      6,7      29733
     ремонт и техническое  обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий      6,5      6,1      5,8      5,2      4,9      21976
     изготовление и  ремонт мебели      1,8      3,2      2,9      3,2      3,2      14424
     Химическая чистка и крашение      0,8      0,7      0,8      0,8      0,7      3216
     услуги прачечных      0,8      0,7      0,8      0,5      0,5      2137
     ремонт и строительство  жилья и других построек      27,4      28,3      29,7      30,2      29,4      131485
     техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин  и оборудования      24,1      23,7      24,7      26      26,5      118177
     услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий      2,5      2,3      2,2      2      2      8846
     услуги бань и  душевых      1,9      2      2,1      2,2      2,5      10980
     услуги парикмахерских      6,9      7,2      7,7      7,8      8,3      37192
     услуги по прокату      0,5      0,5      0,6      0,7      0,7      3237
     ритуальные услуги      8      8,2      7,2      7,2      7,8      34947
     другие услуги      6,9      6,2      5,3      4,7      4,5      20169

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения