Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)

     Во-вторыхисходя из широкого правопонимания нельзя преуменьшать особое значение государства в правотворчестве. Официальной силой действующего права обладает только законодательство. Догосударственное право служит при этом неиссякаемым и надежным живительным источником государственного правотворчества. Хотя и робко, но начинает пробивать себе дорогу плодотворная тенденция к возрастающей интеграции объективного процесса формирования права, происходящего до и независимо от его официального признания, с процессом субъективным, сознательно-волевым, когда складывающимся в реальной действительности многократно повторяющимся и имеющим позитивную социальную направленность поведенческим актам придается государственный статус общеобязательной нормативности.

     Названная тенденция значительно повышает качество законодательства, служит заслоном появлению "антиправового" законодательства, официальному закреплению случайных, нетипичных, не соответствующих общественным потребностям норм. Складывается новая познавательная ситуация, когда действующее законодательство возможно оценивать с точки зрения его соответствия праву, т. е. применить право к законодательству, обратить право во внутрь самого себя. Право становится мерилом законности законов.

     Действие  тенденции означает, что при государственно-правовом воздействии на те или иные стороны  предпринимательства надо, прежде всего, тщательно изучить соответствующую  практику, те неофициальные правила, которыми уже руководствуются отечественные  предприниматели в своей деятельности. К сожалению, нередко мы наблюдаем  обратную картину. Законодатели вместо поездок в "глубинки" России и  поиска там ответов на возникающие  правотворческие вопросы совершают  дорогостоящие вояжи "для изучения опыта" в другие страны, который  часто оказывается неприемлемым или не приживается на российской почве.

     Государственно-правовое воздействие в большей или  меньшей мере охватывает все основные сферы предпринимательства, о чем  подробно будет сказано в начале каждой из тем при раскрытии нормативно-правовой основы этих сфер. Здесь же ограничимся  лишь сведениями, которые необходимы для общей ориентации в огромном массиве соответствующих государственно-обязательных норм права.

     ´Правовое регулирование предпринимательской  деятельности ведется по четырем  основным направлениям, которым корреспондируют  четыре крупных блока нормативных  актов. Первый блок определяет внутренние отношения в конкретном субъекте предпринимательской деятельности: порядок его учреждения, управления и самоуправления, организации труда.

     Второй  блок регулирует отношения по "вертикали": между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления, с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления.

     Третий  блок опосредует отношения субъектов предпринимательства по "диагонали", в частности с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному регулированию и контролю.

     Четвертый блокпоследний по счету, но не по значимости, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по "горизонтали" — со своими партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

     В регулировании предпринимательской  деятельности, обеспечении экономических  реформ "задействованы" все отрасли  права - государственное, административное, финансовое, уголовное право и др. Ведущей отраслью, ядром среди них является гражданское право. Именно оно опосредует отношения рыночного, предпринимательского характера, т. е. те отношения, где непосредственно "куется" предпринимательская прибыль. Одной или обеими сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности - непосредственные участники, творцы новой российской экономики.

     Система гражданского права находится в  процессе становления. В завершенном  виде она будет включать три структурных  элемента (части гражданского права), два из которых уже сформированы. Первый объединяет "статические" нормы гражданского права. Он может быть расценен как теория гражданского права. Соответствующая ему первая часть ГК РФ введена в действие с 1 января 1995 г. (кроме гл. IV, начавшей действовать с 8 декабря 1994 г., и гл. 17). Второй элемент представлен нормами гражданского права в "действии", в "работе". Соответствующая ему часть вторая ГК РФ введена в действие с 1 марта 1996 г. Она включает нормы гражданского права о договорных и внедоговорных обязательствах. Третий элемент Гражданского кодекса еще разрабатывается. Сюда предполагается включить нормы трех крупных подотраслей гражданского права: право интеллектуальной собственности, наследственное право и общепризнанные принципы и нормы международного частного права.

     Источники гражданского права (акты, содержащие гражданско-правовые нормы) многочисленны, сложны и противоречивы. Одновременно действует законодательство различных  государств: Российской Федерации, СССР и РСФСР. Более конкретно эти  источники включают:

     - Конституцию РФ

     - Федеративный договор и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами РФ

     - части первую и вторую Гражданского кодекса РФ

     - все соответствующие законы современной России (принятые Государственной Думой РФ с начала 1994 г.; законы, принятые Верховным Советом РСФСР (РФ) после 12 июня 1990 г.)

     - все нормативные акты Президента РФ

     - Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (приняты 31 мая 1991 г. и введены в действие на территории Российской Федерации с августа 1992 г.); законодательные акты СССР;

     - законодательные акты РСФСР, принятые до 12 июня 1990 г.

     - нормативные акты Правительства РФ

     - нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; обычаи делового оборота.

     С начала экономических реформ и развития предпринимательства активно обсуждается  вопрос о том, существует ли наряду с гражданским правом и соответствующим  ему Гражданским кодексом РФ также  право предпринимательское. По этому  поводу высказаны две полярные точки  зрения. Одна сводится к тому, что  гражданское право вместе с другими  уже сложившимися отраслями права  способны в полной мере обслуживать  предпринимательский сектор экономики. Вторая исходит из необходимости  конструирования отдельной отрасли  права - предпринимательского и разработки предпринимательского кодекса.

     Думается, правы авторы первой точки зрения. Нормы, регулирующие предпринимательство  в его сущностном проявлении - деятельность по систематическому получению прибыли, - органично слиты с гражданским правом и неотделимы от него. Такова традиция российского досоветского и нынешнего законодательства. Главное же состоит в том, что сложившаяся за многие десятилетия отраслевая структура права не есть плод субъективного усмотрения, а она объективно детерминирована. Система права, дифференцированная на отрасли по предмету и методу правового регулирования, охватывает собой все регулируемые правом общественные отношения. Новая отрасль права может сформироваться лишь в случае, если в реальной действительности возникают качественно новые общественные отношения, которые по предмету и методу правового регулирования не укладываются в уже существующие отрасли. Предпринимательские отношения подобными признаками не обладают: они все без исключения регулируются нормами традиционных отраслей права. Речь может идти лишь о конструировании "предпринимательского права" на базе существующих традиционных отраслей путем вычленения из них норм, относящихся к предпринимательской деятельности, т. е. о вторичном, комплексном, производном праве. Таким образом, возможно (в зависимости от практической целесообразности и субъективного усмотрения) конструирование любых "прав" — сельскохозяйственного, автотранспортного, врачебного, гуманитарного и т. п. Во избежание путаницы их правильнее обозначать через такие понятия, как соответствующие законодательство, нормативно-правовая основа, что они и представляют собой в действительности.

     В настоящее время деятельность малого предпринимательства регулируется следующим законодательством:

  1. Конституция РФ. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и т. д.
  3. Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», направленный на введение принципа «одного окна», создание единой системы регистрирующих органов, действующих по общим правилам на территории РФ, упрощение процедуры регистрации, её сроков и издержек, формирование единого реестра юридических лиц.
  4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля». В Законе сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.
  5. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основными целями закона стали количественное сокращение лицензируемых видов деятельности, введение единого порядка лицензирования на всей территории РФ и закрепления функций по лицензированию за конкретными лицензирующими органа.
  6. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он направлен на решение проблем комплексной поддержке малого бизнеса.

     Правовая  база регулирования и поддержки  малого предпринимательства не исчерпывается  вышеназванными законодательными и  нормативными актами. Особое место  в механизме малого предпринимательства занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

     Далее рассмотрим подробней основные положения  и законы.

     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

     Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве.

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

     В предприятиях средняя численность  работников за отчетный период не превышает  предельных уровней:

     в промышленности - 100 чел.;

     в строительстве - 100 чел.;

     на  транспорте - 100 чел.;

     в сельском хозяйстве - 60 чел.;

     в научно-технической сфере - 60 чел.;

     в оптовой торговле - 50 чел.;

     в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 чел.;

     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов

     деятельности - 50 чел.

     В Федеральном Законе РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» установлено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся  внесенные в единый государственный  реестр юридических лиц потребительские  кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные  в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения