Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)

     министерство  образования и  науки российской федерации

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     Уральский государственный экономический  университет

     Кафедра экономики сферы услуг 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     На  тему: «Малое предпринимательство в  сфере бытового обслуживания населения» 
 
 

     Факультет - СУиИТ      Исполнитель:  Фролов В. И.
     Специальность – Национальная экономика      Группа         ЭСС-07
     Специализация -  Экономика социальной сферы 
     
     Научный руководитель: 

     Долганова Ю. С.

     Дата  защиты       
     Оценка       
 
 
 

     Екатеринбург

     2011 г.

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ  ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ  «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ  НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА  ОТРАСЛИ БЫТОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ В  РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  ОТРАСЛИ БЫТОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ В  СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3 Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ  ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ В  БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ,  ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ  МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА,  КОТОРЫЕ МОЖНО  РЕАЛИЗОВАТЬ В  РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Начну, пожалуй, с разбора того, что такое  бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое  обслуживание характеризуется общественно-организованными  способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

       В современных условиях Бытовое  обслуживание, располагавшее в недалёком  прошлом кустарными мастерскими,  становится отраслью народного  хозяйства с соответствующей  индустриальной материально-технической  базой — промышленными предприятиями,  производственными объединениями и комбинатами. Бытовое обслуживание, имеет высокопроизводительные машины и механизмы. Оно приобретает всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания.

       Предприятиями бытового обслуживания производится изготовление по индивидуальным заказам предметов личного потребления, восстановление утраченной потребительной стоимости предметов домашнего обихода и личного пользования, оказание личных услуг. К бытовому обслуживанию относят деятельность предприятий и организаций, занимающихся ремонтом жилья, изготовлением и ремонтом мебели по индивидуальным заказам, стиркой, химической чисткой и крашением вещей, индивидуальным пошивом и ремонтом обуви, одежды, меховых и трикотажных изделий, охраной, профилактикой и ремонтом автомобилей, ремонтом технических бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, а также музыкальных инструментов, оказанием услуг по хранению вещей в ломбардах, фотоуслуг и услуг парикмахерских, прокатом предметов культурно-бытового и спортивного назначения и хозяйственного обихода, услугами по уборке квартир, выполнением разных поручений и др.

       По мере социального развития, технического прогресса, а также  улучшения материального благосостояния  населения значение общественно-организованных  форм удовлетворения материальных  и духовных потребностей людей  возрастает.

       Социальное содержание бытового обслуживания, доступность бытовых услуг населению, степень и пропорции развития отдельных их видов, характер и глубина воздействия их на быт и труд населения обусловливаются не только уровнем развития производительных сил, но прежде всего способом общественного производства.

       При социализме расширение сферы  услуг вообще и бытовое обслуживание в частности — один из показателей роста и развития народного хозяйства и увеличения благосостояния всего населения. В период построения коммунистического общества создаются условия для ускоренного развития общественно-организованных форм бытового обслуживания населения. Оно направлено на постепенную замену домашнего хозяйства общественными формами. Бытовое обслуживание и ликвидация на этой основе остатков фактического неравенства женщин в быту, устранение социально-экономических и культурных различий между городом и деревней, выравнивание бытовых условий жизни населения Центральных областей и отдалённых районов страны, воспитание коллективизма в быту.

       Совместно с другими отраслями сферы обслуживания (например, с торговлей, общественным питанием, детскими учреждениями, жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.) предприятия бытового обслуживания постепенно производят замену отдельных элементов домашнего хозяйства крупным общественным производством и организованным обслуживанием многих сторон быта. (См. также Коммунальные услуги). Оно имеет огромное значение для подъёма деревни в экономическом и культурно-бытовом отношении, а также для замедления процесса миграции сельского населения в города. Расширение бытового обслуживания содействует улучшению использования свободного времени трудящихся, повышению их культурного уровня, лучшей организации отдыха.

       В СССР для организации руководства и улучшения бытового обслуживания населения в союзных республиках (с 1965) были образованы специальные министерства бытового обслуживания. Созданы самостоятельные управления бытового обслуживания населения краев и областей. Их деятельность проходит под контролем Советов депутатов трудящихся. В 1970 государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации бытового обслуживания оказали населению свыше 450 видов бытовых услуг на сумму свыше 4 млрд. руб. (в 1960 — 1,1 млрд. руб.). В бытовом обслуживание в 1968 имелось 225,8 тыс. (в 1960 135 тыс.) предприятий и приёмных пунктов, где было занято 1,65 млн. чел. Из производственных (промышленных) видов услуг бытового обслуживания на долю индивидуального пошива и ремонта одежды в 1967 приходилось 41%, на ремонт сложной бытовой техники 14,5%, на пошив и ремонт обуви 14,3%. Среди непроизводственных (непромышленных) видов услуг на первом месте были услуги парикмахерских (54%), затем ремонт и жилищное строительство (21,1%), фотоуслуги (19,5%). Создана специальная сеть учебных заведений по подготовке кадров для бытового обслуживания, техников, инженеров и экономистов высшей квалификации и разных специальностей. Имеются вузы по подготовке инженеров и экономистов для системы бытового обслуживания (Москва, Владивосток, Хмельницкий). Существует сеть исследовательских и проектно-технологических институтов, ведущих разработку вопросов улучшения бытового обслуживания населения СССР.

       При капитализме развитие бытового обслуживания преследует коммерческие цели и протекает неравномерно. Особенно быстро расширяются в ряде зарубежных стран предприятия по обслуживанию и ремонту автомобилей, химической чистке одежды, а также предприятия по срочному ремонту бытовой техники и обуви. В США в 70-х годах из около 770 тысяч предприятий бытового обслуживания с почти 1,9 млн. работников наёмного труда наибольшее место занимает ремонт и обслуживание автомобилей. Выручка всех предприятий бытового обслуживания составила почти 17,5 млрд. долл. Некоторыми видами услуг могут пользоваться лишь привилегированные слои общества.

     В данной курсовой на основе данных о  предпринимательстве, отрасли бытового обслуживания, а также анализе  таблиц я постараюсь выявить проблемы работы и развития малых предприятий  в сфере бытового обслуживания населения  и показывает их важность в современных  рыночных условиях. Задачи же, которые решаю в ходе работы, следующие: определить нормативную и правовую основы малого предпринимательства; рассмотреть процесс развития малых предприятий в России; определить место малых предприятий в бытовом обслуживании; на основании анализа данных отрасли «бытовое обслуживание» в Свердловской области выявить степень его развития; выявить факторы, мешающие развитию предприятий в бытовом обслуживании; предложить концепции решения данной проблемы. В первой главе речь пойдет о предпринимательстве, его определении, правовых основах, услугах и их роли в современной экономике, особенностях рынка услуг. Вторая глава посвящена анализизу отрасли бытового обслуживания в Свердловской области, тенденциям развития и специфике бытового обслуживания в России. В третьей главе рассмотрим проблемы, характерные для большинства предпринимателей данной сферы и некоторые интересные бизнес идеи, которые можно было бы реализовать в России. 
 
 

     1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

 

     В настоящее время российский рынок  услуг по праву считается одним из самых перспективных направлений бизнеса.  Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту  и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно. Отрасль формирует пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей. Интенсивному развитию организаций бытового обслуживания способствует все возрастающий спрос на бытовые услуги, как со стороны корпоративных клиентов - банков, офисных и торговых центров, так и со стороны частных лиц. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman Innovation, спрос на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25-30 % ежегодно и обусловлен, стремлением состоятельных людей, улучшить качество своей жизни и сэкономить время на повседневных делах.

     В то же время эксперты отмечают, что  российский рынок бытового обслуживания во многом своеобразен по отношению  к европейскому рынку. Так, в России в сфере бытового обслуживания населения  получило распространение не малое  частное предпринимательство, не семейный бизнес, как на Западе, а коллективные, кооперативные формы хозяйствования. Владельцами предприятий сферы  быта являются: трудовые коллективы – 63 %, юридические лица – 23 % и физические лица – 13 %. Другая специфичная черта  российского рынка бытового обслуживания связана с диверсификацией профильных предприятий, к которой побуждает  необходимость выживания в современных  условиях. В ряде случаев предприятия  бытового обслуживания наряду с основной деятельностью активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.

    1. УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 

     Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики. Сегодня уже  практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени  не оказывали бы услуги, или, по крайней  мере, не соприкасались бы с ними. Услуга – это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами – это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат. Один из классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:  «Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом».

     Услуга  по своей сути является неосязаемой  и не приводит к передаче собственности. Посещение парикмахерских, визиты к  врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники  – все это относят к услугам.

     Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда  предприятий непроизводственной сферы.

     Исторической  предпосылкой возникновения рынка  услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему  товарному рынку, и долгое время  эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после  бурного роста промышленности. К  тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения