Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:59, курсовая работа
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Значение и задачи малого предприятия……………………………………..3
2. Государственная поддержка малого бизнеса ……………………………….8
3. Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………..9
4. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности……………...…11
5. Инновационная роль малого предпринимательства………………………13
6. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства……14
7. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства …………………………...……………………18
8. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности…………………………………………………………….............25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………….32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Значение и задачи
малого предприятия………………………………
2. Государственная поддержка малого бизнеса ……………………………….8
3. Фонды поддержки малого
предпринимательства………………………….
4. Финансы предприятий
малого бизнеса и их
5. Инновационная роль малого предпринимательства………………………13
6. Эволюция системы
7. Упрощённая система
малого предпринимательства …………………………...……………………18
8. Единый налог на вменённый
доход для определенных видов
деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.
Особенностями малого бизнеса
являются: деятельность в хозяйственной
сфере с целью получения
Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек.
Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.
В России сегодня насчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге - соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве , 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996 г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход. В своей работе я постаралась осветить все достоинства и недостатки данных режимов налогообложения.
1. Значение и задачи малого предприятия
В современный период перехода
от плановой экономики к рыночному
хозяйству особое значение приобретает
развитие среднего и мелкого предпринимательства,
малого бизнеса. Именно малые предприятия,
не требующие крупных стартовых
инвестиций и гарантирующие высокую
скорость оборота ресурсов, способны
наиболее быстро и экономично решать
проблемы реструктуризации экономики,
формирование и насыщение рынка
потребительских товаров в
Малое предпринимательство, оперативно реагирующее на изменение конъюктуры рынка, придаёт экономике необходимую гибкость. Малые компании способны оперативно реагировать на изменения потребительского спроса и за счёт этого обеспечивать необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый бизнес вносит существенный вклад в формировании конкурентной среды. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта.
Развитие малого и среднего бизнеса несёт в себе множество перспектив:
- увеличение числа
- рост доли экономически
активного населения, что
- создание новых рабочих мест с относительно низкими затратами, особенно в сфере обслуживания;
- подготовка кадров за
счёт использования работников
с ограниченным формальным
- ликвидация монополии производителей, создания конкурентной среды;
- улучшение взаимосвязи
между различными секторами
Необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства, как правило, выше и “жизненный цикл” малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучных промышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый ряд характерных трудностей.
Так, малые фирмы чаще всего
проигрывают крупным в борьбе
за кредиты. Банки отказывают малым
фирмам в ссудах, а если и дают
то под высокие проценты, что приводит
к росту себистоимости
Говоря о роли малого бизнеса,
следует подчеркнуть, что малые
предприятия - это побочная сфера
экономики. Малый бизнес ограниченно
включается в хозяйственную структуру,
конкурентную среду и в общественное
разделение труда. Причем роль его в
современной динамичной жизни неуклонно
возрастает. Как показывает опыт развитых
стран, если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- внедрению новых товаров и услуг;
- удовлетворению нужд крупных предприятий;
- обеспечению
Создание новых рабочих мест - это важнейший фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Так, более 7 млн. малых фирм США обеспечивают работой более 100 млн человек.
Другая важнейшая сторона
деятельности малых предприятий - это
внедрение новых товаров и
услуг. Достижения малого бизнеса в
этой области затронули производство
безопасных бритв, электронных наручных
часов, вертолетов, нержавеющей стали,
копировальных аппаратов и
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес
обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и разветвленную
кооперацию производства, без чего
немыслима его высокая
Основные критерии
принадлежности к малому
Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», приведены в таблице 1.1
В разных странах в настоящий момент используются различные критерии при отнесении организаций к предприятиям малого бизнеса. В Четвертой директиве Совета Европы выделено четыре основных критерия для признания организаций в качестве малых предприятий:
1. Котирование акций на
бирже. Акции малого
2. Валюта баланса не более 2,5 млн евро.
3. Выручка от реализации не более 5 млн евро.
4. Среднее число занятых не более 50 человек.
Для отнесения организации к субъектам малого предпринимательства она в течение двух следующих друг за другом отчетных периодов должна удовлетворять в обязательном порядке первому критерию и любым двум из трех последних критериев.
Большинство стран Европейского
союза уже приняли
Те же самые критерии установлены в Великобритании и Австралии. Исключения составляют только Канада (где определение малого предприятия отсутствует) и США. В этих странах критерии отнесения к малым предприятиям следующие:
1. Выручка от продаж менее 25 млн долл. США.
2. Предприятие зарегистрировано в США или Канаде.
3. Предприятие не является инвестиционной компанией.
4. Имеется дочернее предприятие,
большая часть капитала
Как видно из приведенных данных, Россия является единственной из рассматриваемых стран, где отсутствуют стоимостные критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Отсутствие такого критерия можно считать пробелом нашего законодательства. В то же время дифференциация количества работников в зависимости от вида деятельности организации вполне оправдана. Например, выручка от продаж организации оптовой торговли с пятью работниками может в несколько десятков и даже сотен раз превышать оборот организации, оказывающей бытовые услуги населению, с тем же числом сотрудников.
2.Государственная поддержка малого бизнеса
Цель государственной
поддержки бизнеса - создание равных
условий для всех объектов хозяйствования,
занятых в сфере бизнеса, а
также выравнивание предпринимательских
структур по сравнению с другими
сферами общественного
Россия, как самостоятельное
государство гарантирует ныне всем
предпринимателям, независимо от избраных
ими организационных форм предпринимательской
деятельности, равные права создаёт
равные возможности для
Государственная политика бизнеса в России осуществляется на основе закона “О предпринимательстве”.
Данные положения закона стали отправной точкой стимулирования, создания предприятий, фирм, особенно малых форм бизнеса. Так по данным Минфина в России в 1992 году из созданных предприятий 88,8 % вновь зарегистрированных и только 11,2 % созданных путём реорганизации действующих. Из общего числа мелких предприятий только 18,8 % являются частными, 0,3 % - выкупленными трудовыми коллективами. Наибольший удельный вес занимают предприятия, фирмы по производству товаров народного потребления - 18 %, строительные и ремонтно - технологические - 17 %, научно - внедренческие - 10 %, по производству стройматериалов - 15,7 %, по производству и переработке сельхоз продукции 14,4 %.
Поддержку производства мелкого
и среднего бизнеса осуществляют
государственные органы управления,
которые имеют специальные
Специальным органом государственной поддержки бизнеса в России является Государственный комитет России по содействию малым предприятиям и предпринимательству, Госпредпринимательство России, с соответствующими структурами на местах.
Государственное предпринимательство организует разработку проектов законов и нормативных актов, призванных способствовать развитию бизнеса, выступает с предложениями о внесении поправок к действующему законодательству; по поручению Верховного Совета и Кабинета Министров России готовит проекты и реализует программы поддержки производства; взаимодействует с фондом поддержки развития мелких предприятий и развития конкуренции; фондом госимущества России; министерствами и ведомствами, которые на основании законодательных актов осуществляют поддержку, регулирование и контроль в разных сферах деятельности бизнеса.