Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Значение и задачи малого предприятия……………………………………..3

2. Государственная поддержка малого бизнеса ……………………………….8

3. Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………..9

4. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности……………...…11

5. Инновационная роль малого предпринимательства………………………13

6. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства……14

7. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства …………………………...……………………18

8. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности…………………………………………………………….............25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 51.18 Кб (Скачать)

 

Существует союз малых  предприятий России. Он осуществляет их правовую защиту, аудиторское консультирование, формирует фонд взаимного кредитования; проводит семинары, конференции, школы  предпринимательства; разработку документов, методических пособий; огранизовывает работу собственной товарной биржи; создаёт коньюктурно - информационный банк данных о малых предприятиях России; занимается редакционно - издательской деятельностью; содействует развитию внешнеэкономических связей предпринимателей, и, наконец, обеспечивает социальную защиту работников малых предприятий. Позитивной оценки заслуживает и деятельность региональной ассоциации малых и  средних предприятий, в структуре  которой создан информационно - обслуживающий  цент и другие подразделения инфраструктуры коллективного пользования.

 

Вместе с тем сегодня  в России отсутствует действующий  механизм поддержки, развития и защиты бизнеса. Об этом свидетельствуют недостатки и сложности, встречающиеся в  процессе функционирования предприятий  бизнеса. Поэтому перед правительством ,заинтересованными организациями  открывается широкое поле деятельности. При этом синхронно следует развивать  как государственную систему  поддержки бизнеса, так и инициативу предпринимателей, малых, средних предприятий  по объединению усилий в сфере  государственно - финансовой деятельности.

 

3. Фонды поддержки малого  предпринимательства

 

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях  финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем  аккумулирования средств, поступающих  от приватизации государственного и  муниципального имущества, доходов  от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических  лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам  малого предпринимательства.

 

Фонды поддержки малого предпринимательства  являются юридическим лицом. Основными  направлениями деятельности фондов поддержки малого предпринимательства  являются:

 

- содействие в формировании  рыночных отношений на основе  государственной поддержки малого  предпринимательства и развития  конкуренции путем привлечения  и эффективного использования  финансовых ресурсов для реализации  целевых программ, проектов и  мероприятий в области малого  предпринимательства;

 

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а также в реализации  федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных  программ развития и поддержки  малого предпринимательства, демонополизации  экономики, развития конкуренции,  насыщения товарного рынка, создания  новых рабочих мест;

 

- участие в формировании  инфраструктуры рынка, обеспечивающей  равные условия и возможности  для осуществления деятельности  в области малого предпринимательства;

 

- поддержка инновационной  деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки  и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений;

 

- содействие в привлечении  отечественных и иностранных  инвестиций для реализации приоритетных  направлений деятельности по  созданию конкурентной среды  и развитию малого предпринимательства;

 

организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

 

На сегодняшний день за фондами поддержки малого бизнеса  законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование малого бизнеса осуществляет Федеральный  фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). ФПМП в 1998г., через банки- партнеры предоставил малым фирмам около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл. В 1999г. - примерно столько же, но на сумму в два раза меньше. В 2000г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных малых предприятий. Конечно, объемы кредитования малым предприятиям в  рамках ФПМП с учетом общего числа , трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

 

Но абсолютное большинство  российских региональных фондов поддержки  малых фирм, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее  время вообще не имеют средств  на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.

 

4. Финансы предприятий  малого бизнеса и их особенности

 

Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более  гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую  потребность и отреагировать  немедленной мобилизацией своих  ресурсов и возможностей. Эта маневренность  вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано  обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим  сложных навыков управления; не отягощено  финансовыми обязательствами перед  акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить  свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного  противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза  свои рабочие места или уровень  заработной платы.

того, малое производство, как правило, более экономично. У  малого предприятия, по сравнению с  крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен  относительно меньший стартовый  капитал. Оборачиваемость средств  у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше  используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры  управления.

 

Преимущества маневренности  и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает  высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в та-ком качестве полноправно  участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.

 

Почему же именно теперь все  эти свойства малого бизнеса оказались  столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный статус малого предприятия, послужили компьютерная революция 70-х гг. и мировой энергетический кризис. Они вызвали переход производственных систем ведущих промышленных стран  на новую технологическую базу.

 

С появлением качественно  новой техники, основанной на широком  применении микросхем, стало возможным  за счет резкого ускорения переналадки  оборудования перейти к выпуску  продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для крупных  предприятий становится более выгодным передавать малым часть заказов  на мелкосерийную продукцию, специальные  модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые  специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудованием. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической  документации, рабочим чертежам, производственным ресурсам крупного предприятия. Будучи заинтересованными в "привязке" зарекомендовавших себя субпоставщиков, крупные предприятия конструируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать методы контроля за качеством продукции и т. п.

 

Перестраиваться стали и  сами крупные предприятия. Мотив "экономии на масштабах", т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение  десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация  во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и  стала давать обратный эффект -- усиление неуправляемости, инертности, бюрократизации, отставание от требований рынка и  технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издержек, убытками и задолженностью. Поэтому  с 70-х гг. крупное производство в  ведущих странах Запада, а сегодня  уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации  выделения  специализированных звеньев и участков в неболь-шие фирмы, самостоятельные  в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх  и риск), но так или иначе ассоциированные  с головным пред-приятием.

 

Многосторонняя кооперация небольших и совсем мелких специализированных предприятий, имеющих самое разное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного производства. Она приобретает  все более широкий масштаб  и разнообразные формы - субподряда в промышленности, франчайзинга в  торговле и услугах, развития отдельных  видов обслуживания (деловые и  профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и  т. д.), совмест-ного выхода на внешние  рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными  преимуществами на основе детального знания своей клиентуры, близости к  дифференцированным рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих  те сегменты рынка, которые из-за своей  малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится  большая часть производства потребительских  товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология производства еще не отработана, что создает  для МП много-численные рыночные "ниши".

 

Малый бизнес чутко реагирует  на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая  удовлетворять все новые, нередко  индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной  культурной среде. Если несколько десяти-летий  назад залогом успешного сбыта  товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь -- новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции  присущи сфере услуг, в которой  спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса.

 

Развитию малого бизнеса  способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается  для освоения ресурсов сырья, имеющих  местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а  также там, где велики сезонные колебания  условий производства или спроса.

 

5. Инновационная роль малого  предпринимательства

 

Инновационная роль малого бизнеса  часто реализуется в кооперации с крупным предприятием. Помимо производственной кооперации, о которой говорилось выше, существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны  малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями -- венчурными малыми предприятиями, которые  занимаются поиском принципиально  новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого  риска, а также берут на себя до-работку  и пробное освоение научно-технических  новшеств, не требующих крупных и  капитальных затрат.

 

Кооперация в сфере  НИОКР позволяет крупным предприятиям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10--15 до 4 лет) и увеличить  долю новых товаров в общем  объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фирмами  в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях, а затраты на одного инженера или  исследователя - вдвое ниже. Поэтому  венчурное предпринимательство  получает широкое распространение. Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма-ми, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в  малые инновационные предприятия  огромные средства: ежегодный объем  капитало-вло-жений венчурных фондов США оценивается в 3--4 млрд долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Великобритании, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

 

Однако определенная часть  малых фирм пытается вести само-стоятельную  инвестиционную деятельность, в чем  ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных  перспективных в коммерческом отношении  малых инновационных форм, то государство  поддерживает инновационную деятельность сектора малых предприятий как  такового. В США федеральное правительство  финансирует 35% расходов малых фирм на НИОКР в форме налоговых  льгот и через государственные  контракты, а на уровне штатов и органов  местного самоуправления действуют  программы, увязывающие поддержку  инновационных малых предприятий  с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число малых предприятий  осуществляет инновации в форме  обновления технологии, менеджмента, организации  труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная  помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различ-ным  способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в  создании соответствующей инфраструктуры - бизнесинкубаторов и технопарков (предоставление земель-ных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью  является "выращивание" технически передовых предприятий, которые  в перспективе смогут осуществить  диффузию новейших технологий во все  сферы национальной экономики. Тем  самым удается частично компенсировать характерную для малых фирм нехватку финансовых средств, необходимых для  проведения научных исследований и  разработок.

 

   6.Эволюция системы  налогооблажения малого предпринимательства  в России

Информация о работе Малое предпринимательство