Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия.
Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1. Значение и задачи малого предприятия……………………………………..3

2. Государственная поддержка малого бизнеса ……………………………….8

3. Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………..9

4. Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности……………...…11

5. Инновационная роль малого предпринимательства………………………13

6. Эволюция системы налогообложения малого предпринимательства……14

7. Упрощённая система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства …………………………...……………………18

8. Единый налог на вменённый доход для определенных видов деятельности…………………………………………………………….............25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников………………………………………….32

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 51.18 Кб (Скачать)

 

Что такое физический показатель и чему равен соответствующий  ему размер базовой доходности, написано в статье 346.29 НК РФ. Например:

 

Виды предпринимательской  деятельности

Физические показатели

Базовая доход - ность в  месяц (рублей)

 

Оказание бытовых услуг

Количество работников, вклю- чая индивидуальных предпри-нимателей

7500

 

Оказание ветеринарных услуг

Количество работников, вклю- чая индивидуальных предпри- нимателей

7500

 

Розничная торговля через  магазины, которые имеют торговые залы

Площадь торгового зала (м2)

1800

 

Коэффициентов базовой доходности всего три, и они указанны в  Налоговом кодексе:

 

1. коэффициент К1 - это корректирующий  коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей  ведения предпринимательской деятельности  в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта  или места расположения. Определяется  как отношение значения кадастровой  стоимости земли по месту осуществления  деятельности налогоплательщика  к максимальной кадастровой стоимости  земли, установленной государственным  земельным кадастром для данного  вида деятельности;

 

2. коэффициент К2 учитывает  прочие особенности деятельности (например, сезонность или время  работы). Этот коэффициент устанавливают  региональные власти, однако его  значение должно находится в  пределах от 0,005 до 1 (включительно);

 

3. коэффициент К3. Это коэффициент-дефлятор, который учитывает изменение  индекса цен. Коэффициент-дефлятор  публикуется в порядке, установленном  Правительством РФ.

 

Изменение суммы единого  налога, произошедшее вследствие изменения  величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода.

 

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственная  регистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начиная с  месяца, следующего за месяцем указанной  государственной регистрации.

 

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые  органы не позднее 20-го числа первого  месяца следующего налогового периода.

 

Упрощенная система налогообложения, без сомнения, стала более удобной  после внесения изменений 01.01.2003 г. Но она не стала идеальной. Перечислю  ее наиболее яркие достоинства и  недостатки:

 

Достоинства:

 

Максимально упрощается ведение  бухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению  Книги учета доходов и расходов.

 

Облегчается документооборот  за счет значительного сокращения форм отчетности.

 

Упрощается порядок отражения  хозяйственных операций в Книге  учета доходов и расходов. Они  фиксируются по мере совершения в  хронологической последовательности на основе первичных документов.

 

Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов  и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

 

Индивидуальные предприниматели  не платят налог на доходы физ. лиц.

 

Субъектам федерации предоставляется  право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

Субъекты малого предпринимательства  не платят НДС и налог с продаж.

 

Широкий перечень расходов (расширен с 01.01.2003 г), на которые можно уменьшить  доходы.

 

Недостатки:

 

1. Курсовые разницы. Этот  вопрос не отражен в главе  26.2 НК РФ. Из - за чего получаются  минусовые разницы, которые не  принимают в расход.

 

2. Смена объекта налогообложения.  В статье 346.14 сказано, что нельзя  менять объект налогообложения  по единому налогу в течение  всего срока применения УСН.  Т.к. ситуация на рынке нестабильна,  возникают ситуации, требующие определенных  перемен. А в данном случае  это невозможно.

 

Однако, несмотря на недостатки и недоработки УСН помогает разрешить  ряд проблем малого бизнеса, что  подтверждается количеством добровольно  перешедших на УСН налогоплательщиков. До 1 января 2003 года по упрощенной системе  налогообложения работало около 179 тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов малого бизнеса. К 1 января 2005 года число налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось более, чем в 5 раз  и составило 960 тысяч единиц1.

 

Интерес к упрощенной системе  налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно невысокой  налоговой нагрузкой в сравнении  с аналогичным показателем при  работе с использованием общего режима налогообложения. Общая величина налоговых  поступлений в 2002 году составила 7,9 миллиардов рублей, или в среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика. Вместе с тем увеличение количества применяющих данный режим в 5 раз  привело к росту суммы их налоговых  платежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или в 3 раза. Это обусловлено тем, что ставка единого налога в случае, если объектом налогообложения являются доходы, снижена до 6% от налоговой  базы, а в случае, если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на величину расходов,- до 15%. Таким образом средняя  величина налоговых поступлений от одного налогоплательщика составила в 2004 году около 25 тысяч рублей, или 61% от аналога 2002 года. Можно предположить, что рост количества переходящих на данный режим налогоплательщиков будет продолжаться.

 

Единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности не является альтернативой  упрощенной системе налогообложения. Обе главы могут применяться  на территории одного субъекта РФ одновременно, более того, они могут одновременно применяться в одном конкретном субъекте малого бизнеса, занимающемся различными видами деятельности.

 

Пути совершенствования  практики применения единого налога на вмененный доход принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единого налога на вмененный доход организации  и физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью в сфере розничной  торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые  значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где налоговый  контроль значительно затруднен. Изучение практики применения Закона "О едином налоге на вмененный доход" по материалам территориальных органов МНС  России позволяет определить положительные  и отрицательные стороны и  сделать определенные выводы.

 

Исходя из региональной практики применения единого налога можно  сделать вывод о том, что положительным  результатом введения в регионах единого налога является то, что  значительно увеличились налоговые  поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению  с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительную  особенность единого налога - его  уплату авансом, что позволяет проводить  жесткое налоговое администрирование  и не допускать недоимки по данному  виду налога, но это позиция налоговых  и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика  наличие определенных ликвидных  активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую  деятельность.

 

Далеко не всегда можно  прогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала  бы уплаченному налогу или нет.

 

Несправедливым по отношению  ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый  на основе данных бухгалтерского учета  и статистики: он ставит мелкий, средний  и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

 

Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу - осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

 

Закон "О едином налоге на вмененный доход" является очередным  шагом для снижения налогового бремени  и его равномерного распределения  среди налогоплательщиков, а также  для увеличения поступлений доходов  в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

          Исторический опыт становления  и развития налоговой системы  свидетельствует о том, что  последняя формируется и функционирует  в тесной связи с экономической,  политической и социальной ситуацией.  Неоднократные попытки государства  увеличить доход бюджета за  счет жестких мер приводили  к временным положительным эффектам, которые перерастали в длительные  периоды стагнации всей экономики  и препятствовали развитию предпринимательской  деятельности. Лояльная налоговая  политика государства в силу  специфики российского налогоплательщика  приносила в отдельные периоды  истории не меньший урон бюджетной  системе страны. Таким образом,  до настоящего момента процессы  реформирования российского налогового  законодательства, в том числе  и в отношении малого предпринимательства,  еще окончательно не завершены,  а их результаты в очередной  раз ощутит на себе бюджетная  система государства.

 

Отсутствие адекватных официальных  статистических данных о налоговых  поступлениях от разных категорий налогоплательщиков - малых, средних, крупных не позволяет  оценить эффективность общепринятой налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение  со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого бизнеса.

 

Однако из всего выше изложенного  можно сделать вывод, что специальные  режимы налогообложения значительно  способствуют развитию малого предпринимательства  в стране, следовательно в этой области можно ожидать дальнейшее реформирование.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1.09.2005).-М.: Юрайт-Издат, 2005.-601с.

 

2. Федеральный закон от 24.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений  в части первую и вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и признании утратившими  силу некоторых законодательных  актов российской Федерации о  налогах и сборах.

 

3. Давыдова Л. А., Будовская  Л. В. Эволюция системы налогообложения  в России // Финансы и кредит-2005-№9  стр.31

 

4. Сарбашева С.М. Налогообложение  и малое предпринимательство.// Российский  налоговый курьер - 2005-№3 стр.17

 

5. Налоги и налогообложение:  Учебное пособие./ под ред., И. Г.  Русаковой.- М.: Юнити - 2004г.- 502 стр.

 

6. Алексеев М. Ю., Болабанова  О. Н. Налоги: учебник для студентов  вузов.-М.: Финансы и статистика -2005г.- 489 стр.

 

7. Перов А. В. Налоги  и налогообложение: Учебное пособие,  издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2005г. - 618 стр.

 

8. Черник И. П. Малый  бизнес в России.- Ростов-н/Д: Феникс, - 2004г.-129 стр.


Информация о работе Малое предпринимательство