Малое предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:11, доклад

Краткое описание

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.
Для малого бизнеса характерно:

* юридическая независимость;

* управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

* небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

* численность персонала.

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.  
Для малого бизнеса характерно: 
 
* юридическая независимость; 
 
* управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода; 
 
* небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);  
 
* численность персонала. 
 
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим: 
-высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств; 
-высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм; 
-дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных. 
 
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях. 
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:  
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе; 
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп; 
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; 
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания; 
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин); 
- подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы; 
-разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты); 
- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими  
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды; 
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование; 
 
- снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений. 
- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики. 
 
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.  
 
Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:  
-более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке; 
-зависимость от крупных компаний; 
-недостатки в управлении собственным делом; 
-слабая компетентность руководителей; 
-повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; 
-трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; 
-неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. 
 
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.  
 
Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства  является численность работающих. 
В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. 
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране  статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:  
-доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;  
-доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%; 
-средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 
 
* в промышленности – 100 человек; 
 
* в строительстве – 100 человек; 
 
* на транспорте – 100 человек; 
 
* в сельском хозяйстве – 60 человек; 
 
* в научно-технической сфере – 60 человек; 
 
* в оптовой торговле – 50 человек; 
 
* в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; 
 
* в остальных отраслях – 50 человек. 
 
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 
 
Общая численность малых предприятий в России в 2004 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2003 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.  
 
В нашей стране значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства. 
 

Примеры: салон красоты, химчистка, торговый павильон, кафе-бистро, предприятие по заточке режущего инструмента, предприятие по чистке и уборке, интернет магазин модной одежды, производство текстильных изделий для новорожденных и тд.

Информация о работе Малое предпринимательство