Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)

     Макроэкономические  проблемы «загоняют»  малый  бизнес  в слишком узкую нишу для  деятельности. Предприниматели обычно считают, что,  создавая  собственное дело нельзя  не уделять внимания проблемам микроэкономического уровня,  и тем  внутренним  организационно-экономическим факторам, которые оказывают влияние  на деятельность малого предприятия. Первый из факторов – это персонал предприятия, а также руководители. Основная проблема  при организации нового бизнеса - это отсутствие опыта у предпринимателя, следовательно – неумение эффективно организовать производство, правильно распорядиться имеющимися ресурсами, пренебрежение к планированию своей деятельности на перспективу. Не каждому, желающему заняться бизнесом, дано стать преуспевающим предпринимателем.

     Предприниматель,  прежде всего, должен быть хорошим организатором, кроме того, быть грамотным юристом  и экономистом, иметь знания в  соответствующей отрасли деятельности, уметь предвидеть, строить стратегию  развития своего бизнеса. Также для  предпринимателя важна поддержка  эффективно работающей команды сотрудников. Как показывает опыт многих малых  предприятий – необходимо тщательно  производить отбор персонала, учитывать  при этом  личностные качества, квалификацию, желание заниматься теми или иными  обязанностями.

     Следующий  из факторов - это обеспеченность финансами  и собственным имуществом. Для организации собственного дела, нужен значительный стартовый капитал. Один из способов получения стартового капитала, является кредит в банке. Но для банков малый бизнес ассоциируется с кредитным риском, и начинающим предпринимателям выставляются  порой неприемлемые требования по обеспечению кредита. Средства бюджетов разного уровня доступны только «своим» предприятиям, в которых заинтересованы чиновники во властных структурах.

     Немало  трудностей для предпринимателя  создают проблемы аренды и покупки  коммерческой недвижимости для размещения офисов, торговых залов, производства.

     Для эффективной работы предприятия  необходимо иметь надежных партнеров.

     Также необходима подробная, достоверная  информация о деятельности  той  или иной компании на рынке. Отсутствие информации или ее недоступность  – еще один фактор, препятствующий развитию малого бизнеса. Чаще всего  предприниматели ощущают недостаток   в информации о ценах на продукцию  как на местных региональных рынках, так и рынках соседних регионов. 

     Для информирования потребителей о своей  деятельности нужна реклама. Самыми распространенными способами заявить  о себе является газетная и телереклама. Другие виды рекламы являются более  дорогими и доступны только 40% предпринимателей.

     3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ

 

     Разносторонняя  поддержка сферы бытового обслуживания и развития малого предпринимательства  в ней должны быть отнесены к числу  приоритетных задач государственной  политики на региональном и муниципальном  уровнях. В связи с этим целесообразна  разработка программ развития бытового обслуживания населения субъектами РФ.

     Главная цель таких программ – создание на уровне субъектов РФ социально-экономических, организационно-хозяйственных, финансовых, материальных условий, обеспечивающих развитие бытового обслуживания, формирование политики развития бытового обслуживания, формирование благоприятных условий  жизни людей, а также поддержка  малого предпринимательства.

     Программа должна предусматривать:

1)Создание равных стартовых условий каждому предпринимателю

2)Упорядочение и упрощение процедур регистрации новых предприятий

3)Предоставление гарантий эффективного инвестирования денежных средств в бытовое обслуживание населения

4)Предоставление льгот в выделении материальных и финансово-кредитных ресурсов, при аренде и приобретении недвижимости, в кредитовании внешнеэкономической деятельности

5)Формирование политики государственной поддержки бытового обслуживания, системы правовой защиты предпринимателей в этой сфере

6)Удовлетворение потребностей населения посредством насыщения рынка бытовыми услугами, производственными силами предпринимательского сектора экономики

7)Создание благоприятных условий для оздоровления окружающей среды

8)Формирование позитивного общественного мнения в отношении предпринимательской деятельности.

     Программа поддержки должна быть ориентирована  на первоочередное развитие бытового обслуживания в негосударственном  секторе экономики.

     Кроме реализации этих мероприятий следует  выделить:

1)Пополнение регионального рынка бытовыми услугами;

2)Создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы;

3)Создание предпосылок для повышения уровня благосостояния общества, формирование слоя собственников.

     Программа поддержки бытового обслуживания должна являться составной частью программ социально-экономического развития, что  обеспечит ее приоритетность, исключит повторное финансирование включенных в нее мероприятий.

     Проект  программы должен представлять собой  законченный документ, включающий мероприятия  по развитию бытового обслуживания.

     Инициатива  разработки программы должна принадлежать исполнительным органам власти субъектов  Федерации.

     Решение о разработке программы принимается  администрацией региона на основании  предварительной оценки современного экономического развития региона, сферы  услуг и бытового обслуживания, вклада предпринимательства в социальную сферу и т.п.

     Решение о начале разработки программы должно включать в себя:

1)основные цели и задачи программы;

2)организационный аппарат;

3)положение о финансировании разработки, включающее в себя обязательства всех заинтересованных сторон;

4)состав координационного совета, включая его руководителя и заместителей;

5)перечень руководителей рабочих групп, сводно-аналитической рабочей группы, группы научно-методической поддержки разработки программы и проблемно ориентированных рабочих групп;

6)порядок разработки программы, включая основные задачи и функции координационного совета, рабочих групп и других привлекаемых к разработке исполнителей;

7)состав, структуру и содержание разделов программы;

8)план разработки программы, отражающий этапы проведения работ и их содержание, перечень исполнителей и порядок предоставления материалов.

     Одновременно  готовится и принимается совместное решение всех участников разработки.

     В разработке программы участвуют: исполнительные и представительные органы, правления  или дирекции различных фондов, в  том числе малого предпринимательства; банковские, страховые и другие кредитно-финансовые организации; союзы, ассоциации профсоюзов предпринимателей; биржевые структуры; крупнейшие фирмы и компании.

     Информация  обеспечивается государственными органами статистики, налоговыми инспекциями, финансовыми  управлениями, банковскими организациями, службами и органами, регистрирующими предприятия, выдачу лицензии и пр.

     Финансовое  обеспечение разработки и реализации основных мероприятий программы  осуществляется из следующих источников:

  • региональный бюджет;
  • средства региональных союзов и ассоциаций предприятий бытового обслуживания, а также отдельных предпринимателей;
  • средства регионального фонда поддержки предпринимательства в регионе;
  • средства, кредитуемые банковскими организациями.

     Разработка  программы осуществляется за счет привлекаемых средств, а реализация основных мероприятий  – преимущественно за счет кредитных  средств или средств, полученных на возвратной основе из различных  фондов.

     Порядок определения доли местного бюджета, направляемого на разработку и реализацию программных мероприятий:

  • Рассчитывается доля местного бюджета, сформировавшаяся за счет поступлений от предпринимательской деятельности в бытовом обслуживании (подоходный налог, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, местные налоги)
  • Определяются расходы местного бюджета на содержание и развитие объектов социальной сферы, приходящиеся на одного среднестатистического работника
  • Полученный результат умножается на количество занятых в сфере бытового обслуживания
  • Из суммы поступлений от предпринимательской деятельности вычитывается предыдущий результат, представляющий собой местные расходы общего назначения на содержание занятых в бытовом обслуживании
  • По установленному проценту от этого остатка определяются суммы, направляемые в региональный фонд.

     Конкретные  объемы финансовых ресурсов местного бюджета, направляемые на разработку и  реализацию программы, определяются с  учетом конкретной финансово-экономической  ситуации. Выделенные средства поступают  в основном на развитие региональных рыночных структур, создание инфраструктуры, а также на разработку и реализацию других мероприятий.

     Мероприятия программы должны быть направлены на:

1)Значительное повышение результативности производства предприятий бытового обслуживания населения;

2)Эффективное решение социальных и экономических проблем региона;

3)Дальнейшее развитие и совершенствование хозяйственного потенциала региона, его приоритетную направленность на решение первоочередных внутрирегиональных проблем, а также на решение ключевых проблем РФ.

     Для достижения главной цели программы  необходимо обеспечить решение следующих  блоков задач.

     а) создание рыночной инфраструктуры:

  1. формирование устойчивой и равнодоступной для всех видов предпринимательской деятельности кредитно-финансовой и страховой системы;
  2. развитие систем маркетинговых, консультативных, лизинговых, инжиниринговых и других услуг;
  3. развитие систем информационной поддержки бытового обслуживания, включающей формирование баз данных о законодательных и нормативных актах, регулирующих предпринимательскую деятельность в регионе и республике, об элементах рыночной инфраструктуры и хозяйствующих субъектах в регионе и Федерации, о свободных производственных площадях, об объектах незавершенного строительства, о состоянии и изменении рыночной конъюнктуры по основным видам бытовых услуг;
  4. организацию взаимодействия с федеральными структурами, обеспечивающими развитие предпринимательской деятельности, а также с другими регионами.

     б) реализация мер антимонопольной  направленности, создание служб правовой поддержки и защиты предпринимательской  деятельности, а также усиление борьбы с преступлениями в сфере экономики:

  1. демонополизация структур местного управления, ликвидация служб и органов, препятствующих внедрению рыночных отношений;
  2. ликвидация централизованных форм распределения материально-технических ресурсов и сложившейся практики поставок продукции по принудительному государственному заказу;
  3. обеспечение условий эффективности функционирования социальным региональным управленческим структурам, осуществляющим функции антимонопольной направленности;
  4. борьба с недобросовестной конкуренцией;
  5. повышение результативности работы налоговых служб, лицензированных комиссий, органов финансового контроля;
  6. развитие негосударственных правоохранительных служб, в том числе аудиторских фирм; деятельности по охране грузов, объектов и граждан;
  7. создание объединений и союзов предпринимателей в сфере бытового обслуживания;
  8. обеспечение информированности населения и общественности о ходе борьбы с экономическими преступлениями, а также с рэкетом и вымогательством.

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения