Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа
Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7
1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10
1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12
2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31
2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31
2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40
2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46
3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52
3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52
3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55
3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58
3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
Опыт
многих ныне развитых стран мира показывает,
что развитие сферы сервиса может
дать толчок началу экономического роста
страны. Влияние этой сферы на экономическую
или социальную жизнь общества обусловлено
важнейшими функциями, которые она
выполняет в системе
Для
Свердловской области бытовое обслуживание
имеет важное значение. Оно приобретает
всё более универсальный
В таблице 4 представлены структура бытового обслуживания и объем услуг по Свердловской области. Исходя из данных таблицы можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на ремонт и строительство жилья (36-37%), причем данный показатель за рассматриваемый период существенно не меняется. Это можно объяснить тем, что жители Свердловской области не могут обойтись без данных услуг. Затем идут ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий (15-16%), ремонт бытовой аппаратуры и транспортных средств (по 9-10%). Это можно объяснить тем, что в условиях недавнего экономического кризиса жители Свердловской области не могли себе позволить покупать в большом количестве вещи и аппаратуру, им было выгоднее их ремонтировать. Наименьшая доля приходится на услуги прачечных, химчисток и предприятий по прокату. Их показатели соответственно составляют 0,2%, 0,3% и 0,4%. Можно предположить, что в будущем эти показатели будут снижаться, так как население все меньше обращается в данные сферы, предпочитая стирать одежду дома и покупать вещи самим, а не брать в прокате. Также важно отметить, что доля ритуальных услуг за весь период выросла на 2,3% и составила к концу 2009 г. в общей структуре 6,3%. Это связано с тенденцией быстрого роста цен на данный вид услуг. Показатели по остальным видам бытового обслуживания остались примерно на одном и том же уровне.
Таблица
4 – Объем бытовых услуг
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||||
тыс. руб | % | тыс. руб | % | тыс. руб | % | тыс. руб | % | |
Всего | 8932547,0 | 100,0 | 11575535,5 | 100,0 | 14665105,5 | 100,0 | 16951908,7 | 100,0 |
Ремонт, окраска и пошив обуви | 269046,2 | 3,0 | 338831,9 | 2,9 | 400737,0 | 2,7 | 470826,8 | 2,8 |
Ремонт и пошив швейных и кожаных изделий, головных уборов, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 1438592,3 | 16,1 | 1842606,6 | 15,9 | 2362335,3 | 16,1 | 2489076,6 | 14,7 |
Ремонт и тех. обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 962976,4 | 10,8 | 1121287,0 | 9,7 | 1321517,2 | 9,0 | 1499476,4 | 8,8 |
Ремонт и тех. обслуживание транспортных средств, машин и оборудование | 911082,6 | 10,2 | 1263554,2 | 10,9 | 1746948,6 | 11,9 | 2254074,2 | 13,3 |
Изготовление и ремонт мебели | 301720,9 | 3,4 | 304969,4 | 2,6 | 432240,7 | 2,9 | 461515,5 | 2,7 |
Химическая чистка и крашение | 40110,2 | 0,4 | 43901,0 | 0,4 | 52647,4 | 0,4 | 57606,5 | 0,3 |
Услуги прачечных | 20257,6 | 0,2 | 22344,0 | 0,2 | 23524,8 | 0,2 | 28718,1 | 0,2 |
Ремонт и строительство жилья и других построек | 3005822,2 | 33,7 | 4273902,7 | 36,9 | 5542815,0 | 37,8 | 6133655,6 | 36,2 |
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий | 175547,8 | 2,0 | 198124,1 | 1,7 | 236984,3 | 1,6 | 268907,4 | 1,6 |
Услуги бань и душевых | 195670,8 | 2,2 | 271228,1 | 2,3 | 368244,1 | 2,5 | 429919,0 | 2,5 |
Услуги парикмахерских | 579416,3 | 6,5 | 674338,1 | 5,8 | 758854,6 | 5,2 | 924803,1 | 5,5 |
Услуги предприятий по прокату | 29101,7 | 0,3 | 37950,4 | 0,3 | 62704,9 | 0,4 | 68355,2 | 0,4 |
Ритуальные услуги | 360964,4 | 4,0 | 452771,7 | 3,9 | 572342,6 | 3,9 | 1068207,5 | 6,3 |
Прочие виды бытовых услуг | 642237,6 | 7,2 | 729726,3 | 6,3 | 783209,0 | 5,3 | 796766,8 | 4,7 |
Далее рассмотрим динамику численности предприятий бытового обслуживания в РФ и в Свердловской области (таблица 5). На данной таблице видно, что за рассматриваемый период число ателье и приемных пунктов существенно возросло. Если просчитать структуру, то удельный вес ателье Свердловской области в численности ателье составляет в РФ 2,7%, в Уральском ФО 7,3%. К концу 2009 г. он заметно увеличился и составил 3,4% и 9,3% соответственно.
Что касается приемных пунктов, то в 2006 г. их удельный вес в общем числе по РФ составил 2,3%, а в Уральском ФО 6,1%. К 2009 г. он также увеличился и был 3,6% и 6,6% соответственно. Такие высокие показатели удельного веса предприятий в общей структуре, а также их рост за весь период означают, что в последнее время в области складывается положительная тенденция в бытовом обслуживании. В области появляется все больше предприятий, ассортимент бытовых услуг растет. Данная сфера привлекает все больше предпринимателей, а спрос в ней также становится все больше. Даже не смотря на кризис, спрос на бытовые услуги в Свердловской области остался довольно высоким.
Таблица 5 – число предприятий бытового обслуживания населения
В РФ | В Уральском ФО | В Свердловской обл. | ||||
2006 | 2009 | 2006 | 2009 | 2006 | 2009 | |
Число ателье (цехов, мастерских, салонов) бытового обслуживания | 41950 | 235814 | 3079 | 21953 | 1146 | 7855 |
Число приемных пунктов бытового обслуживания | 20404 | 24628 | 1235 | 1626 | 470 | 892 |
На
таблице 6 видно, какой объем бытовых
услуг приходится на душу населения
Свердловской области и как менялся
данный показатель за рассматриваемый
период. В целом среднедушевые
доходы за период с 2006 по 2009 года увеличились
в 1,6 раз, а по Свердловской области
– в 1,7 раз. В целом можно отметить,
что на протяжении всего периода
объем бытовых услуг, приходящийся
на душу населения Свердловской области,
выше, чем в РФ и в Уральском
ФО. Это объясняется более дорогим
уровнем жизни и с более
высокими ценами в области по сравнению
с ФО и с Россией в целом.
Таблица 6 – Объем бытовых услуг на душу населения
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
РФ | 1966 | 2328 | 2859 | 3148 |
Уральский ФО | 1615 | 2151 | 2685 | 2812 |
Свердловская обл. | 2028 | 2632 | 3337 | 3858 |
Таким образом, можно утверждать, что состояние сферы бытового обслуживания в Свердловской области, ее структура и динамика очень схожи с ситуацией по России в целом. Лишь немногие показатели видов бытовых услуг несколько различаются. Что же касается объема на душу населения, то в области он больше, чем по России. Но это связано, в первую очередь, с уровнем цен в данном субъекте.
Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль содействует удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.
Основу бытового обслуживания населения во многих городах и регионах в настоящее время составляет малое предпринимательство. Это обусловлено тем, что предприятия, оказывающие бытовые услуги, небольшие, с малым составом сотрудников. Сейчас почти не осталось так называемых домов быта, так как их существование и содержание просто невыгодно. Сложившийся темп жизни, бурное развитие городов требуют наличия отдельных точек бытового обслуживания, размещенных таким образом, чтоб потребителям было максимально быстро и комфортно ими пользоваться, затрачивая наименьшее количество времени.
Крупный
бизнес, в основном, определяет экономическую
и техническую мощь страны. Малый
бизнес, или малое предпринимательство
представляет самый многочисленный
слой мелких собственников, которые
в силу своей массовости в значительной
мере определяют социально-экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По своему уровню жизни
и социальному положению они
принадлежат к большинству
Потому
малое предпринимательство
Труд
в малых предприятиях практически
не автоматизирован, многие операции проводятся
вручную. Для бытового обслуживания
это очень выгодно. Ведь многие услуги,
такие как пошив и ремонт одежды,
обуви, изготовление изделий на заказ,
парикмахерские, фотоателье и другие
требуют индивидуального
Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения