Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)
 

     Опыт  многих ныне развитых стран мира показывает, что развитие сферы сервиса может  дать толчок началу экономического роста  страны. Влияние этой сферы на экономическую  или социальную жизнь общества обусловлено  важнейшими функциями, которые она  выполняет в системе общественного  воспроизводства:

  • экономические (увеличение ВНП, содействие плавной диверсификации экономики, увеличению объема и расширению ассортимента производимых товаров и услуг, пополнение финансов региона, экономия доходов населения);
  • социальные (получение дохода работниками, обеспечение занятости населения, особенно уязвимых ее слоев; увеличение свободного времени населения);
  • политические (формирование и воспроизводство широкого слоя мелких собственников).

     2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

     Для Свердловской области бытовое обслуживание имеет важное значение. Оно приобретает  всё более универсальный характер при специализации отдельных видов и типов обслуживания. В последние годы данная сфера существенно развивается, все больше появляется в области предприятий, оказывающих бытовые услуги. Это связано с тем, что жители Свердловской области в условиях окончания экономического кризиса все чаще прибегают к бытовым услугам. Это помогает им экономить свое время, облегчить условия труда и т. д.

     В таблице 4 представлены структура бытового обслуживания и объем услуг по Свердловской области. Исходя из данных таблицы можно отметить, что наибольший удельный вес приходится на ремонт и строительство жилья (36-37%), причем данный показатель за рассматриваемый  период существенно не меняется. Это  можно объяснить тем, что жители Свердловской области не могут обойтись без данных услуг. Затем идут ремонт и пошив швейных, меховых и  кожаных изделий (15-16%), ремонт бытовой  аппаратуры и транспортных средств (по 9-10%). Это можно объяснить тем, что в условиях недавнего экономического кризиса жители Свердловской области  не могли себе позволить покупать в большом количестве вещи и аппаратуру, им было выгоднее их ремонтировать. Наименьшая доля приходится на услуги прачечных, химчисток и предприятий по прокату. Их показатели соответственно составляют 0,2%, 0,3% и 0,4%. Можно предположить, что  в будущем эти показатели будут  снижаться, так как население  все меньше обращается в данные сферы, предпочитая стирать одежду дома и покупать вещи самим, а не брать  в прокате. Также важно отметить, что доля ритуальных услуг за весь период выросла на 2,3% и составила  к концу 2009 г. в общей структуре 6,3%. Это связано с тенденцией быстрого роста цен на данный вид услуг. Показатели по остальным видам бытового обслуживания остались примерно на одном и том же уровне.

     Таблица 4 – Объем бытовых услуг населению  в Свердловской области (тыс. руб.) и  их структура

            2006      2007      2008      2009
     тыс. руб      %      тыс. руб      %      тыс. руб      %      тыс. руб      %
     Всего      8932547,0      100,0      11575535,5      100,0      14665105,5      100,0      16951908,7      100,0
     Ремонт, окраска и  пошив обуви      269046,2      3,0      338831,9      2,9      400737,0      2,7      470826,8      2,8
     Ремонт и  пошив  швейных и кожаных изделий, головных уборов, ремонт, пошив и вязание  трикотажных изделий      1438592,3      16,1      1842606,6      15,9      2362335,3      16,1      2489076,6      14,7
     Ремонт и тех. обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий      962976,4      10,8      1121287,0      9,7      1321517,2      9,0      1499476,4      8,8
     Ремонт и тех. обслуживание транспортных средств, машин и оборудование      911082,6      10,2      1263554,2      10,9      1746948,6      11,9      2254074,2      13,3
     Изготовление и  ремонт мебели      301720,9      3,4      304969,4      2,6      432240,7      2,9      461515,5      2,7
     Химическая чистка и крашение      40110,2      0,4      43901,0      0,4      52647,4      0,4      57606,5      0,3
     Услуги прачечных      20257,6      0,2      22344,0      0,2      23524,8      0,2      28718,1      0,2
     Ремонт и строительство  жилья и других построек      3005822,2      33,7      4273902,7      36,9      5542815,0      37,8      6133655,6      36,2
     Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий      175547,8      2,0      198124,1      1,7      236984,3      1,6      268907,4      1,6
     Услуги бань и  душевых      195670,8      2,2      271228,1      2,3      368244,1      2,5      429919,0      2,5
     Услуги парикмахерских      579416,3      6,5      674338,1      5,8      758854,6      5,2      924803,1      5,5
     Услуги предприятий  по прокату      29101,7      0,3      37950,4      0,3      62704,9      0,4      68355,2      0,4
     Ритуальные услуги      360964,4      4,0      452771,7      3,9      572342,6      3,9      1068207,5      6,3
     Прочие виды бытовых  услуг      642237,6      7,2      729726,3      6,3      783209,0      5,3      796766,8      4,7
 

     Далее рассмотрим динамику численности предприятий  бытового обслуживания в РФ и в  Свердловской области (таблица 5). На данной таблице видно, что за рассматриваемый  период число ателье и приемных пунктов  существенно возросло. Если просчитать структуру, то удельный вес ателье Свердловской области  в численности ателье составляет в РФ 2,7%, в Уральском  ФО 7,3%. К концу 2009 г. он заметно увеличился и составил 3,4% и 9,3% соответственно.

     Что касается приемных пунктов, то в 2006 г. их удельный вес в общем числе по РФ составил 2,3%, а в Уральском ФО 6,1%. К 2009 г. он также увеличился и был 3,6% и 6,6% соответственно. Такие высокие показатели удельного веса предприятий в общей структуре, а также их рост за весь период означают, что в последнее время в области складывается положительная тенденция в бытовом обслуживании. В области появляется все больше предприятий, ассортимент бытовых услуг растет. Данная сфера привлекает все больше предпринимателей, а спрос в ней также становится все больше. Даже не смотря на кризис, спрос на бытовые услуги в Свердловской области остался довольно высоким.

     Таблица 5 – число предприятий бытового обслуживания населения

            В РФ      В Уральском ФО      В Свердловской обл.
     2006      2009      2006      2009      2006      2009
     Число ателье (цехов, мастерских, салонов) бытового обслуживания      41950      235814      3079      21953      1146      7855
     Число приемных пунктов  бытового обслуживания      20404      24628      1235      1626      470      892
 

     На  таблице 6 видно, какой объем бытовых  услуг приходится на душу населения  Свердловской области и как менялся  данный показатель за рассматриваемый  период. В целом среднедушевые  доходы за период с 2006 по 2009 года увеличились  в 1,6 раз, а по Свердловской области  – в 1,7 раз. В целом можно отметить, что на протяжении всего периода  объем бытовых услуг, приходящийся на душу населения Свердловской области, выше, чем в РФ и в Уральском  ФО. Это объясняется более дорогим  уровнем жизни и с более  высокими ценами в области по сравнению  с ФО и с Россией в целом. 
 

     Таблица 6 – Объем бытовых услуг на душу населения

            2006      2007      2008      2009
     РФ      1966      2328      2859      3148
     Уральский ФО      1615      2151      2685      2812
     Свердловская обл.      2028      2632      3337      3858
 

     Таким образом, можно утверждать, что состояние  сферы бытового обслуживания в Свердловской области, ее структура и динамика очень схожи с ситуацией по России в целом. Лишь немногие показатели видов бытовых услуг несколько  различаются. Что же касается объема на душу населения, то в области он больше, чем по России. Но это связано, в первую очередь, с уровнем цен  в данном субъекте.

     2.3 Малое предпринимательство в бытовом обслуживании

 

     Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных  услуг. Эта отрасль содействует  удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые  обеспечивают сокращение затрат труда  в домашнем хозяйстве и облегчают  его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей  силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе  региона.

     Основу  бытового обслуживания населения во многих городах и регионах в настоящее  время составляет малое предпринимательство. Это обусловлено тем, что предприятия, оказывающие бытовые услуги, небольшие, с малым составом сотрудников. Сейчас почти не осталось так называемых домов быта, так как их существование и содержание просто невыгодно. Сложившийся темп жизни, бурное развитие городов требуют наличия отдельных точек бытового обслуживания, размещенных таким образом, чтоб потребителям было максимально быстро и комфортно ими пользоваться, затрачивая наименьшее количество времени.

     Крупный бизнес, в основном, определяет экономическую  и техническую мощь страны. Малый  бизнес, или малое предпринимательство  представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По своему уровню жизни  и социальному положению они  принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Это очень выгодно, учитывая то, что  в бытовом обслуживании производство услуги практически всегда совпадает  с ее потреблением.  Сектор малого предпринимательства образует самую  разветвленную сеть предприятий, действующих, в основном, на местных рынках и  непосредственно связанных с  массовым потребителем товаров и  услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и  управленческой гибкостью это позволяет  чутко и своевременно реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

     Потому  малое предпринимательство наилучшим  образом подходит для деятельности в сфере бытовых услуг. Во-первых, как уже отмечалось, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в сфере бытового обслуживания, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу  конкуренции, что также положительно сказывается на данном рынке. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика в данной сфере невозможна11.

     Труд  в малых предприятиях практически  не автоматизирован, многие операции проводятся вручную. Для бытового обслуживания это очень выгодно. Ведь многие услуги, такие как пошив и ремонт одежды, обуви, изготовление изделий на заказ, парикмахерские, фотоателье и другие требуют индивидуального подхода  к каждому клиенту в отдельности. Автоматическое производство этого  осуществить не может. К тому же на предприятиях данной сферы производственный оборот сравнительно небольшой, что  также невыгодно для больших  фирм, которые специализируются, в  первую очередь, на количестве и объеме выпускаемой продукции. Также крупные  фирмы недостаточно быстро реагируют  на изменяющийся спрос на бытовые  услуги. Малые же предприятия могут  легко подстроиться под запросы  потребителей.

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения