Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Начну, пожалуй, с разбора того, что такое бытовое обслуживание. Бытовое обслуживание населения, часть сферы обслуживания, где населению оказываются непроизводственные и производственные услуги. Бытовое обслуживание характеризуется общественно-организованными способами и формами удовлетворения непосредственных материальных и духовных потребностей людей вне их профессиональной и общественно-политической деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 7

1.1 УСЛУГА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 8

1.2 ОСОБЕНННОСТИ РЫНКА УСЛУГ 10

1.3 НОРМАТИВНО ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 12

2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 31

2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ 31

2.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 40

2.3Малое предпринимательство в бытовом обслуживании 46

3 МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ» 52

3.1 РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БЫТОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ 52

3.2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 55

3.3 МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 58

3.4 ИДЕИ БИЗНЕСА, КОТОРЫЕ МОЖНО РЕАЛИЗОВАТЬ В РОССИИ 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Фролова В.И. ЭСС-07.docx

— 142.38 Кб (Скачать)

         1) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно  для средних предприятий;

         2) до ста человек включительно  для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются  микропредприятия - до пятнадцати  человек;

  1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.1

     Таким образом, из положений статьи 3 Закона №209-ФЗ следует: для того чтобы организация  считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие  условия:

    • организация должна быть только коммерческой;
    • доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;
    • доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;
    • средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

     Налоговые органы не раз обращали внимание, что  некоммерческие организации не относятся  к малым предприятиям ни при каких  условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

     В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические  лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими  организациями являются юридические  лица, преследующие в качестве своей  основной цели извлечение прибыли, а  некоммерческими организациями - не имеющие извлечение прибыли в  качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Однако некоммерческие организации  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям.

     Следовательно, в соответствии с гражданским  законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические  лица как коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые  предприятия в различных организационно-правовых формах.

     Согласно  пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими  организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности»2.

     Как было отмечено выше, Законом №209-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица3.

     Отметим, что критериев отнесения субъектов  к малому бизнесу по объемам выручки  предыдущий Закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» не содержал. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки  зрения законодательства всегда относилась к малым предприятиям и была вправе претендовать на государственную поддержку. Но новый закон эти критерии содержит.

     В соответствии с нормами ГК РФ под  предпринимательской деятельностью  понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в порядке, установленном  законодательством4.

     Причем  в физические лицами в гражданском  законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные  граждане, а также лица без гражданства.

     Иностранным гражданином в соответствии с  ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации  и имеющее доказательства наличия  гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства5. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином - лицо, получившее вид на жительство.

     ГК  РФ устанавливает право граждан  заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента государственной регистрации  в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано  с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет6.

     Итак, прежде чем начать предпринимательскую  деятельность, субъекту малого предпринимательства  необходимо, прежде всего, зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные  виды деятельности (если выбранный  вид деятельности подлежит лицензированию).

     Российским  законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся  к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому  правильность определения численности  работающих на предприятии имеет  первостепенное значение как для  отнесения предприятия к категории  субъекта предпринимательства, так  и для получения им права на соответствующую поддержку.

     В соответствии с законодательством  средняя за отчетный период численность  работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в  том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.

     На  предприятиях основным обобщающим показателем  финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Малое  предприятие самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию или услуги и необходимости  обеспечения производственного  и социального развития предприятия, повышения личных доходов его  работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для  производства продукции или оказания услуги. Договоры могут заключаться  и с соответствующими государственными органами.

     В условиях либерализации цен предприятие  реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или  на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, – по государственным ценам.

     Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия  в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные  отчисления, средства, полученные от продажи  ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также  кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

     Для хранения денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или  его отделения по месту регистрации  предприятия обязаны открыть  расчетный счет по требованию предприятия.

     Формы, системы и размер оплаты труда  работников предприятия, а также  другие виды их доходов устанавливаются  предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

     Законом предусмотрено, что предприятие  обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет  ответственность в установленном  законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

     Работники малых предприятий подлежат обязательному  социальному и медицинскому страхованию  и социальному обеспечению в  порядке и на условиях, установленных  для рабочих и служащих государственных  предприятий. Малое предприятие  вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и размерах, установленных  действующим законодательством. 
 
 
 
 

     2 АНАЛИЗ ОТРАСЛИ «БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ»

     2.1 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ОТРАСЛИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РФ

 

     В середине двадцатого века отрасли, оказывающие  услуги, постепенно превратились в  развитых странах в доминирующий сектор национального хозяйства  по производству валового внутреннего  продукта и численности занятых, что получило название «сервисной революции». Сектор услуг в экономике западных стран пережил в настоящее  время перерождение, в ходе которого на смену традиционным методам ведения  бизнеса приходят новые. Внедрение  в процессы обслуживания все более  и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих запросам взыскательных  потребителей, служат пропуском на новые рынки услуг.

     Услуга, по общеупотребительному определению  К. Маркса, это полезное действие той  или иной потребительной стоимости, она выступает, с одной стороны, как действие, с другой стороны, как  результат трудовой деятельности в  виде полезного эффекта труда, который  может воплощаться как в товарах, так и в нематериальной форме. Совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг называют сферой услуг. Часть сферы услуг, деятельность которой направлена на обслуживание населения, принято называть сферой сервиса.

     Всю область жизнедеятельности человека можно обозначить категорией «образ жизни», охватывающей совокупность типичных видов деятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Применение этого  понятия позволяет рассматривать  во взаимосвязи основные стороны  жизни людей: труд, быт, культуру, политическую жизнь. Каждая из этих составляющих помимо всего прочего формирует все  разнообразие потребностей, возникающих  в процессе жизнедеятельности. Среди  сторон жизнедеятельности, включенных в понятие «образ жизни», отметим  важную составляющую - быт. Быт слагается  из множества разнообразных явлений, затрагивающих различные стороны жизни, потребности, возникающие в быту, во многих случаях носят весьма сложный и индивидуальный характер, а потому могут удовлетворяться только через специфический вид услуг.

     Бытовые услуги – труд, воплощающийся в  той или иной потребительной стоимости, которая способна удовлетворять  следующие личные потребности.

     Повышенное  внимание к этой области деятельности в современных экономических  условиях России носит далеко не случайный  характер. В то время, когда  наша страна ставила своей главной  целью индустриализацию, промышленно  развитые страны капиталистического мира уже перешли к следующей стадии своего развития - построению экономики  услуг.

     Кардинальные  изменения макросреды постепенно коренным образом меняют и облик индустрии  сервиса. Сектор услуг в экономике  западных стран переживает в настоящее  время перерождение, в ходе которого на смену традиционным методам ведения  бизнеса приходят новые. Оно обусловлено  общей динамикой ВВП, изменением спроса на потребительские и инвестиционные товары, состоянием с занятостью и  уровнем доходов населения, дефицитом  госбюджета.

     Все эти процессы, безусловно, отражаются и на развитии бытового обслуживания населения, ибо весьма значительная часть потребляемых населением услуг  связана, прежде всего, с удовлетворением  бытовых потребностей. Ускоренное развитие в этой области обусловлено действием  ряда факторов:

Информация о работе Малое предпринимательство в сфере бытового обслуживания населения